Современное общество предъявляет высокие требования к уровню риторической компетенции специалистов в области педагогики. Умение эффективно и убедительно излагать свои мысли, вести диалог и публично выступать становится неотъемлемым навыком для будущих педагогов. В условиях цифровизации образования использование современных технологий, таких как Яндекс Нейро, открывает новые горизонты для совершенствования этих навыков. Данный доклад посвящен исследованию возможностей применения Яндекс Нейро в процессе обучения бакалавров Новосибирского Государственного Педагогического университета ораторскому мастерству.
Людмила Васильевна Тукмачева понимает термин «риторическая компетентность» как базовый компонент профессионально-педагогической компетентности. Риторическая компетентность включает в себя системные риторические знания, профессионально значимые умения и навыки, готовность и способность успешно осуществлять риторико-педагогическую деятельность после выпуска из университета. Риторическая компетенция включает в себя не только навыки публичного выступления, но и умение анализировать аудиторию, строить аргументацию, использовать невербальные средства общения. Для бакалавров педагогического ВУЗа эти навыки критически важны, поскольку они формируют не только личные качества будущих учителей, но и влияют на качество образовательного процесса в целом.
В качестве информационно-коммуникационного ресурса нами был выбран Яндекс Нейро — это отечественная система искусственного интеллекта, разработанная для обработки и анализа больших объемов данных. Она предоставляет ряд инструментов, которые могут быть полезны и использованы в обучении ораторскому мастерству. Давайте рассмотрим некоторые из них:
Анализ речи – Яндекс Нейро может анализировать произнесенные тексты, выявляя сильные и слабые стороны в произношении, интонации и ритме, что позволяет студентам получать обратную связь по их выступлениям.
Создание речевых моделей – система может помочь в создании речевых шаблонов и моделей для различных типов выступлений, развивая креативность у студентов.
Симуляция аудитории – используя технологии виртуальной реальности и моделирования, Яндекс Нейро может создавать виртуальную аудиторию, позволяя студентам практиковаться в условиях, приближенных к реальным.
Анализ текстов – инструменты обработки естественного языка позволяют анализировать тексты выступлений, выявляя ключевые аргументы, стилистические приемы и эмоциональную окраску.
Ниже предлагаем несколько способов как можно интегрировать Яндекс Нейро в образовательный процесс в рамках дисциплины «Ораторское мастерство» во время подготовки к аудиторному занятию, во время самого занятия и во время оценки работ студентов:
Практические занятия: Студенты могут записывать свои выступления, а затем анализировать их с помощью инструментов Яндекс Нейро, позволяя каждому студенту увидеть свои ошибки и улучшить качество своих речей.
Групповые проекты: Яндекс Нейро позволяет студентам разрабатывать презентации, выступления и создавать проекты, помоая развитию командной работы и обмену опытом.
Индивидуальные задания: Создание речевых текстов с последующим анализом их с помощью Яндекс Нейро помогут студентам лучше понимать структуру и логику построения речи.
Обратная связь от преподавателей: Преподаватели могут использовать данные анализа от Яндекс Нейро для более объективной оценки выступлений студентов, позволяя им давать более точные рекомендации по улучшению навыков.
Во время прохождения магистерской практики на базе ФГБОУ ВО НГПУ нами был разработан ряд упражнений для совершенствования навыка структурирования речи в рамках дисциплины «Ораторское мастерство» с использованием Яндекс Нейро. Для разработки упражнений нами был написан подробный промпт, в котором мы указали тему будущей ораторской речи, структуру введения, основной части и заключения. Отдельно отмечая и подробно прописывая такие структурные элементы как тип зачина, «мостик» тезис и превью основной части, аргументы основной части, призыв к действию, краткое изложение в конце. Далее в течение 1-3 минут Яндекс Нейро сгенерировал тексты, которые были нами использованы для разработки упражнений для совершенствования навыка структурирования персуазивной речи. Мы предложили студентам составить цельную перзуазивную речь из предварительно разделенных частей текста в правильном порядке, соблюдая порядок структурных элементов в тексте. Примеродногоизтакихсгенерированныхтекстовпредставленниже:
I. Introduction
* Attention-getter.* Imagine a world where every teenager is healthy and energetic, ready to take on any challenge. But what if we told you that there's a hidden danger lurking in the shadows, threatening their future? It's smoking.
* Link.* Smoking among teenagers is not just a habit; it's a ticking time bomb with serious health consequences.
* Thesis statement.** It leads me to my thesis that is the problem of smoking teens is a pressing issue that requires immediate attention and action to protect our youth and secure a healthier future for all.
* Preview of the main body.* We will first delve into the alarming statistics and health risks associated with teenage smoking. Then, we will explore effective solutions to combat this epidemic and promote a smoke-free generation.
II. The main body
1. *The problem*
* Heading:* « The alarming statistics and health risks associated with teenage smoking ».
* Supporting material:* according to recent studies, a significant number of teenagers are engaging in smoking, with alarming rates of experimentation and addiction.
* Detail:* consider the long-term health effects of smoking, including respiratory problems, cardiovascular diseases, and even cancer. These consequences highlight the urgent need for preventive measures.
2. *The solution*
* Heading:* «Empowering teens to make healthy choices».
* Supporting material:* implementing comprehensive education programs, promoting positive peer influence, and offering support groups can effectively reduce smoking rates among teenagers.
* Detail:* think about school-based programs that teach the dangers of smoking and provide alternatives like sports or arts activities. Peer influence plays a crucial role in shaping teen behavior, so creating smoke-free environments can encourage healthier habits.
III. Conclusion
* Summary:* today, we've shed light on the grave issue of smoking among teenagers and explored viable solutions to safeguard our youth.
* Emotional appeal/action step:* let us commit to fostering a culture of health and well-being for our teenagers. By working together, we can empower them to make informed choices and build a brighter, smoke-free future.
Таким образом, использование Яндекс Нейро в обучении ораторскому мастерству предоставляет уникальные возможности для повышения риторической компетенции бакалавров педагогического ВУЗа. Интеграция современных технологий в образовательный процесс позволяет не только улучшить качество обучения, но и подготовить будущих педагогов к вызовам современного общества. Апробация упражнений в НГПУ показала положительные результаты и подтверждает эффективность использования технологий искусственного интеллекта в образовательной среде. Таким образом, внедрение Яндекс Нейро в образовательный процесс может стать важным шагом на пути к формированию высококвалифицированных специалистов, способных эффективно взаимодействовать с аудиторией, профессионально доносить информацию и вдохновлять своих студентов.
Список литературы
Тукмачева Л.В. Формирование риторической компетентности у студентов нефилологических факультетов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук: (13.00.01). Коломна, 2005. 192 с.
Хорошилова С. П. Ораторское мастерство [Электронный ресурс] : деривативное учебно-методическое пособие / С. П. Хорошилова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 180 Мб. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/57093/web.php (дата обращения: 15.02.2025)
Яндекс Нейро [Электронный ресурс] - URL: https://ya.ru/ai/index (дата обращения: 15.02.2025)