Анализ результативности применения информационных технологий и методов для защиты продукции от фальсификации - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Анализ результативности применения информационных технологий и методов для защиты продукции от фальсификации

Ребенок А.А. 1
1ФГБОУ «Оренбургский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последние годы наблюдается рост объемов и ассортимента фальсифицированной и контрафактной продукции. Эта проблема затрагивает как предметы роскоши, так и товары массового потребления в развивающихся и развитых странах. Ключевой фактор распространения подделок – использование интернет-технологий. Фальсифицированные товары не соответствуют стандартам безопасности, создавая риски для потребителей и брендов. Экономические последствия включают снижение продаж, потерю рабочих мест, ущерб репутации и сокращение налоговых поступлений. Потребители предъявляют претензии к законным производителям, усугубляя их финансовые потери. Доля фальсифицированной продукции в международной торговле растет, что требует эффективных мер противодействия на глобальном уровне.

Цель исследования: провести анализ существующих подходов и методов защиты товаров от фальсификации с использованием информационных технологий. Исследование направлено на анализ результативности и применимости различных методов защиты, а также – на выявление их преимуществ и недостатков.

Методы исследования: для анализа применены методы систематизации, структурирования и обработки информации, приведенной в нормативно-правовых документах и других источниках информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Фальсификация - действия, направленные на ухудшение потребительских свойств, товара или уменьшения его количества при сохранении наиболее характерных, но не существенных свойств. Фальсификация продукция наносит вред: потребителям; изготовителям натуральной продукции; государству. Самому наибольшему риску подвергаются потребители фальсифицированной продукции, которые также несут большие потери. Потребителям товаров наносится при этом материальный и моральный ущерб [5].

Контрафакт (англ. counterfeit – подделка) – новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Контрафактные товары произведены без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре. Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными [4].

Согласно ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ «Фальсифицированными считаются пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной» [1].

По данным Росспотребнадзора «наиболее частые случаи фальсификации связанны со следующими группами пищевых продуктов импортного и отечественного производства: алкогольные напитки, растительные масла и животные жиры, молочные продукты, мясные продукты, вкусовые продукты (кофе, кофепродукты, чай), мед и кондитерские изделия (особенно шоколад), безалкогольные напитки, в том числе соки натуральные, мука и макароны» [2]. При покупке продуктов питания необходимо внимательно ознакомиться с информацией на их упаковке, обратить внимание на название продукта и его цену.

На Всероссийском съезде производителей и переработчиков молока назвали продукт, наибольшее количество фальсификата среди молочной продукции выявили в сливочном масле, сообщил руководитель Россельхознадзора Данкверт. «К сожалению, прошлый год показал, что наибольшее количество фальсификации – это в сливочном масле», – заявил Данкверт (информация от РИА Новости).

В современных условиях задача распознавания признаков подлинности промышленной продукции становится всё сложнее. Разработчики национальных стандартов стремятся создать нормативные основы для защиты потребителей от фальсифицированной продукции. В Национальном стандарте ГОСТ Р 58637-2019 «Критерии эффективности решений по аутентификации, применяемых для борьбы с контрафактной продукцией» стандартизованы термины и определения, а также установлены «критерии эффективности на основе анализа риска» [2]. Действия представителей органов Росстандарта направлены на защиту потребителя, поскольку «следует учитывать, что изготовители фальсифицированной и контрафактной продукции стремятся обойти нормы законодательства, включая требования о предоставлении гарантий соответствия и качества, предназначенные для обеспечения выпуска безопасных промышленных товаров на рынок и защиты конкуренции. Наличие методов аутентификации обеспечивает конкретный и более надежный метод определения подлинности товара или выявления фальсификации» [2]. Кроме этого, потребители испытывают трудности прочтения информации о товаре (мелкий шрифт, трудно найти интересующие данные, повреждённая надпись и др). Для защиты продукции от фальсификации применяются различные методы верификации подлинности продукции с использованием информационных технологии. Распространёнными способами проверки продукции от фальсификации: QR-коды с защитой данных, RFID-метки, голографические элементы, кодированные микроотпечатки, химические метки и маркеры, а также цифровая подпись (рисунок 1). Гарантией от фальсификации для потребителя и профессиональных служб является правильно оформленная сопроводительная документация, а также символьные маркировки (бренд), имидж компании. Если эти признаки отсутствуют, то это указывает на то, что продукция относится к категории фальсифицированной.

Ниже приводится краткое описание основных методов.

Рисунок 1 – Некоторые способы проверки продукции от фальсификации с применением информационных технологии

1. QR-коды с защитой данных это – квадратные пиксельные штрих-коды, используемые для идентификации товаров. Они подвержены подделке, что угрожает брендам и потребителям. Для защиты от подделок разработаны QR-коды с криптографическими элементами, усложняющими их взлом.  Для проверки подлинности с такими кодами необходимо использовать специальные мобильные приложения. Процесс проверки включает: сканирование QR-кода, дешифровка информации, подтверждение подлинности. Этот метод надежно защищает от подделок, укрепляет доверие к брендам и позволяет производителям своевременно выявлять попытки подделок товаров.

2. RFID (Radio-Frequency Identification) – это технология для идентификации и отслеживания продукции. RFID-чипы содержат уникальные теги, которые позволяют однозначно идентифицировать товары. Они могут быть встроены в упаковку, предметы или даже внутрь товаров. Метки считываются дистанционно без непосредственного и визуального контакта с предметом и одновременно может считывать несколько сотен меток. Ее бесконтактная идентификация, защита от подделки и большой объем данных делают ее эффективным инструментом для надежной аутентификации и защиты товаров от фальсификации.

3. Голографические элементы на этикетках и упаковке продукции защищают от фальсификаций. Эти технологии создают сложные визуальные эффекты, которые невозможно воспроизвести без специализированного оборудования. Основные типы голографических элементов включают водяные знаки, защитные волокна, металлические и цветные нити, флуоресцентные и ИК-реагирующие частицы. Они производятся с помощью лазерных технологий, создавая надежные и эстетически привлекательные узоры. Голографические элементы повышают безопасность продукции.

4. Цифровая подпись – метод аутентификации и целостности данных, предотвращающий их подделку. Она работает аналогично рукописной, но с криптографическими ключами. Создание подписи включает генерацию ключа и прикрепление его к данным, а проверка – аутентификацию подписанта и целостность данных. Асимметричная криптография обеспечивает высокую защиту. Цифровая подпись применяется в системах защиты от подделок, QR-кодах, RFID-метках и других носителях информации, а также для подтверждения подлинности товаров. Эффективность подписи зависит от сложности алгоритма и длины ключа.

5. Химические метки и маркеры – это невидимые метки, видимые только при определенных условиях или с помощью специализированного оборудования. Они наносятся на упаковку или продукцию в виде микрочастиц или инкапсулированных веществ. Их уникальность достигается за счет уникального химического состава, что создает неповторимые идентификационные маркеры. Обнаружение меток требует специализированных сканеров, анализирующих химический состав поверхности. Химические метки и маркеры являются инновационным решением для защиты от подделок, обеспечивая безопасность продукции;

6. Инкодированные микроотпечатки – это микроотпечатки, закодированные с помощью передовых технологий, эффективные средства защиты от фальсификации и контрафакта. Они невидимы для человеческого глаза и требуют специализированное оборудование для обнаружения и расшифровки.

Нами проведен анализ основных преимуществ и недостатков рассматриваемых методов (таблица 1). Приведенная в таблице информация позволит упростить выбор параметров, которые следует учитывать при принятии решения о применении определенного метода.

Таблица 1 – Преимущества и недостатки способов проверки продукции от фальсификации (разработано и систематизировано автором статьи)

Способ (метод)

Преимущества

Недостатки

Область применения

QR-коды

Вместимость;

простота использования;

универсальность;

экономия ресурсов

технические ограничения;

безопасность и мошенничество;

пользовательский опыт

фармацевтика; продукты питания; дорогостоящие товары

RFID- метки

работа с любыми группами товаров;

считывание бесконтактным способом;

данные могут дополняться;

большой объём данных;

большая скорость записи;

секретность данных; долговечность;

защищенность от окружающей среды

стоимость;

подверженность помехам от электромагнитных полей;

невозможность размещения под электрическими и электропроводными поверхностями;

взаимные коллизии

алкогольной продукции; лекарственных препаратов;товаров для детей

Голографические элементы

высокая визуальная привлекательность;

сложность подделки;

простота проверки;

широкий спектр применений

высокая стоимость;

возможность подделки высококачественными методами;

зависимость от качества печати и нанесения;

уязвимость к повреждениям

продукты, напитки премиального класса; документы государственного образца, патенты, сертификаты, регистрационные свидетельства, билеты; бытовая техника, высокотехнологичные устройства

Цифровая подпись

удобство;

экономия времени;

повышенная безопасность;

эффективность с точки зрения затрат

технические трудности;

отсутствие вещественных доказательств;

сопротивление изменениям;

возможность подделки подписи

  • передача отчётности;

  • оформление трудовых отношений; подача заявок на муниципальные и государственные услуги; ведение внешнего и внутреннего документооборота

Химические метки и маркеры

невидимость;

уникальность;

надежность

возможность удаления с материалов и изделий;

токсичность некоторых ингредиентов состава (кумаринов)

невозможность получения однозначных выводов по результатам анализа

фармацевтика; электроника; продукты питания

Инкодированные микроотпечатки

миниатюрные размеры;

уникальная информация;

невидимость;

долговечность

для чтения требуется специализированное оборудование (микроскоп с возможностью увеличения и инфракрасная камера)

фармацевтика; дорогостоящие товары; продукты питания

Заключение: Рассмотрены существующие подходы и решения, которые могут повысить уровень защиты покупателя от подделок. Были выявлены основные проблемы и недостатки существующих методов защиты, такие как возможность подделки маркировки, уязвимость к повреждениям и сложностью проверки подлинности товаров. Наиболее эффективным методом защиты продукции от фальсификации является применение комбинации нескольких технологий. Например, интеграция RFID-меток для отслеживания, голографических элементов для визуального контроля и цифровых подписей для подтверждения происхождения товара создаёт многоуровневую систему защиты, существенно усложняющую процесс подделки.

Представленный нами комплексный подход позволяет обеспечить защиту на различных уровнях и способен удовлетворить требования как производителей, так и потребителей, минимизируя риски фальсификации продукции.

Списки используемых источников

1. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/. – 04.01.2025.

2. ГОСТ Р 58637-2019 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Критерии эффективности решений по аутентификации, применяемых для борьбы с контрафактной продукцией». Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293725/4293725136.pdf – 12.01.2025.

3. Официальный сайт. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области // Режим доступа: https://71.rospotrebnadzor.ru/content/591/39764/ – 12.02.2025.

4. Официальный сайт. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай // Режим доступа: https://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/consumer-information/faq/13716-07122020.html – 12.01.2025.

5. Идентификация и обнаружение фальсифицированной продукции: учебное пособие по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение / составители: П.В. Скрипин, А.В. Козликин, Р.Б. Жуков, А.И. и др.: Донской ГАУ, 2019. – 157 с.

6. Крылова, Н.Н. Инновационные технологии защиты продукции от фальсификации/ Н.Н. Крылова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 4 (20) – С. 744–749.

Просмотров работы: 25