Современные дипломатические отношения России с Сирией берут начало от 21 июля 1944 года. Связи между этими странами носят исключительно дружественный характер. В 20 веке СССР и Сирийское государство активно сотрудничали как в экономической, технической, военной, социальной сферах. Несколько десятков тысяч сирийцев получили образование в ведущих советских и российских вузах, проложены тысячи километров железных дорог и линий энергопередач. Плодотворное сотрудничество стран продолжает быть актуальным и в 21 веке. Эта актуальность обусловлена рядом факторов:
во-первых, российский вектор внешней политики на Ближнем Востоке направлен на экономическое сотрудничество. О чем свидетельствовал Е.М. Примаков: «Россия заинтересована в развитии своих экономических связей прежде всего потому, что существует взаимодополняемость экономик наших стран»; [2]
во-вторых, Арабский Восток играет доминирующую роль на мировом рынке энергоносителей, поэтому координация усилий в этой области имеет значение и для России;
в-третьих, в XXI веке мир продолжает строиться при помощи силы, что актуализирует сотрудничество ведущих стран мира, в том числе и в военно-политической сфере;
в-четвертых, недостаточность изучения данной проблемы, тогда как она важна для анализа геополитической ситуации в регионе и принятия решений по постановке совместных целей.
Место и роль Российской Федерации в мировой системе были изменены, и эти изменения обусловили необходимость решения глобальных угроз и вызовов, порожденных XXI веком.
Участие в урегулировании проблем в Ближневосточном регионе соответствует Концепции внешней политики России, одним из направлений которой является «формирование справедливого мироустройства» [4].
При этом Ближний Восток играет доминирующую роль на мировом рынке энергоносителей, что позволяет утверждать, что эти страны имеют общие с Россией интересы и цели. На данный регион приходятся более 20% нефти и газа, поэтому координация с ним в вопросах энергетики и нефтегазовой промышленности имеет для России большое значение. Помимо этого, Россия активно помогала Сирии, поставляя оружие оборонительного характера, что имело стратегическое значение для обороны Сирии. Россия и Иран - одни из крупнейших экспортеров энергоресурсов, обе страны заинтересованы в стабильности нефтегазового рынка. Изменения в мировой экономике имеют последствия и для России, и для Ирана, поэтому странам важно мобилизовать силы для совместной работы. Сотрудничество России со странами арабского региона плодотворно, оно охватывает такие сферы как туризм, экономика, социальная сфера и сфера образования.
В 2013 году В.В. Путин на саммите «Форума стран-экспортеров газа» (ФСЭГ) в Москве заявил, что у стран «безусловно, есть общие интересы» [1]. В настоящий момент Россия оказывает военную поддержку в урегулировании внутрисирийского конфликта.
«Правительство президента Сирии Башара Асада выдержало бы гражданскую войну даже без поддержки России. Более того, участие России в Сирии было вызвано желанием не столько защитить Б. Асада, сколько не допустить повторения непредсказуемого политического перехода, который имеет место в Ливии» - заявлял Джозеф Фитсанакис, профессор университета CoastalCarolinaUniversity, США.
Западные СМИ пестрят заявлениями о жестокости сирийского правителя Башара Асада, так, например, звучит заголовок статьи американского журнала “TheSun”: «БЕЗЖАЛОСТНЫЙ деспот Башар аль-Асад убил почти 100 000 своих соплеменников и изгнал еще миллионы из Сирии. Однако Владимир Путин выступил единым фронтом против проблемного тирана». Западные политики называют Россию и Сирию «смертельными союзниками», однако считать их таковыми не корректно. Сирия всегда была дружественно настроена как к советской России, так и Российской Федерации, однако Запад тоже на протяжении долгого времени считал ее союзником. Переломным моментом стал период «Арабской весны», когда на территориях Ближнего Востока происходили массовые протесты. Сирия обратилась за помощью к России, предоставила военные базы для борьбы с террористами. Вследствие чего Сирийская Арабская Республика стала отверженной Западными державами.
Начиная с 2011 года антиправительственные выступления в Сирийской Арабской Республике набирали все большие обороты, переходя в гражданскую войну. Оппозиция требовала изменения законодательства в демократическую сторону, отставку действующего на тот момент президента Башара Асада, а также отмену чрезвычайного положения страны, которое было введено в 1962 году. Волнения, переросшие в полномасштабный вооруженный конфликт требовали немедленной регулировки. Оппозицию представляли исламские террористические и джихадистские группировки, свободная Сирийская армия и др. Они черпали средства у западных держав и Турции, в то время как правительственная армия обратилась за помощью к России и Ирану.
К 2014 году террористическая группировка ИГ (запрещенная на территории РФ террористическая организация) стремительно завоевывала территории Сирийской Арабской Республики. В этот период США активно выражало поддержку ИГ (запрещенная на территории РФ террористическая организация), что положило началу военной интервенции США и ее союзников. Они снабжали сирийскую «умеренную оппозицию», вооружали и обучали. Правительство Сирийской Арабской Республики необходимо было дать отпор террористам, и уже 30 сентября 2015 года воздушно-космические силы Российской Федерации объединились с правительственными войсками. По данным ООН на 2015 год в результате вооруженного конфликта погибло более 200 тыс. человек. Тысячи беженцев и Сириии покинули свою страну. Все это послужило причиной европейского миграционного кризиса. Шла операция по возвращению утраченных земель. Так в 2016 год велись ожесточенные бои за Алеппо. Это была одна из крупных побед правительственной сирийской армии, которая достигла результата только тактикой измора противника. Однако еще во многих городах, например, Хомсе и Хамы, оппозиция брала верх. Победа государственной армии и освобождение Алеппо стала переломным моментом и распределила силы между противниками.
В 2016 году на арену выходит Турция, в ее интересах было разбить сирийских курдов, которые в начале года объявили о своей автономии, образовав Рожаву (Сирийский курдистан) вдоль границы с ней.
В 2017 году Исламское Государство (запрещенная на территории РФ террористическая организация) понесло большие территориальные потери.
Сирийская Арабская Республика нуждалась в новой конституции, чтобы урегулировать конфликт внутри страны. Так в 2018 году в Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога, в котором принимали участие более 1,5 тысячи представителей разных стран. Был создан конституционный комитет для разработки закона Сирийской Арабской Республики. Россия, Турция и Иран, объединившись в «астанинскую тройку» , составила предположительный список кандидатур в конституционный комитет и отправила его на рассмотрение в ООН. В контексте укрепления геополитических позиций в стратегически значимом районе Российская Федерация демонстрирует заинтересованность в создании альянса, который представляется средством противодействия глобальным вызовам. Взаимодействие в контурах так называемого «евразийского треугольника», объединяющего Россию, Иран и Турцию, обещает не только углубление экономических взаимосвязей между государствами, но и совместное решение вопросов, касающихся области безопасности [3].
Также в это время российские войска продолжали контртеррористическую операцию на территории Сирии в провинции Идлиб, ликвидируя группировку «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещенная на территории РФ террористическая организация). Сирийские войска при поддержке России и Ирана установили контроль над столицей - Дамаском, освободив все территории, занятые террористами, за исключением двух (они находятся под контролем Турции и США). США начало оказывать сильное давление на САР, угрожая массивным ударом, Соединенные Штаты также поддерживали Великобритания и ряд других европейских держав. Накал удалось снять 17 сентября, когда по итогу переговоров России и Турции был подписан меморандум о стабилизации обстановки в провинции Идлиб и создании демилитаризованной зоны вдоль линии соприкосновения сирийских войск и вооруженной оппозиции. 19 декабря действующий на тот момент президент США Дональд Трамп заявил о выводе американских войск с территории Сирии. По его словам, цели, которые преследовала Америка были достигнуты - уничтожение террористической группировки «Исламское государство» (запрещенная на территории РФ террористическая организация).
В 2019 году рост террористической активности в городе Идлиб побудил провести 23 января в Москве встречу президентов России и Турции, чтобы обсудить вопросы обеспечения безопасности Сирии, вследствие вывода войск США, а также о формировании Конституционного Комитета, для того чтобы создать и определить направление последующего политического вектора САР. Настал сирийский экономический кризис и 14 февраля в Сочи президенты России, Ирана и Турции встретились для подведения итогов ситуации в Сирии с момента их последней встречи (7 сентября 2018 года). В. В. Путин, Т. Эрдоган и Х. Роухани выразили «твёрдую и неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики». Весной ситуация ухудшилась, страны нарушали меморандум о стабилизации ситуации от 17 сентября 2018 года. И уже 20 апреля Россия в лице вице-премьера Юрия Борисова сделала заявление о намерении подписать договор об аренде на 49 лет порта Тартус, там находится единственная база российского флота за рубежом. Россия проводила ряд мер для обеспечения территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, возложив всю ответственность за усугубление конфликта на террористические группировки.
В 2023 году Россия объявила о проведении саммита, на котором министры иностранных дел РФ, Ирана, Турции и Сирии обсудят все насущные вопросы о территориальной целостности САР.
В современных условиях Россия успешно выстраивает линии сотрудничества с рядом стран Ближнего Востока. Прежде всего к таковым относятся Сирия и Иран.
Таким образом, результаты представленного материала позволяют сделать следующие выводы:
1. Изменения в мировой политике создали обострение военно-политической ситуации на Ближнем Востоке, а также нестабильность в других регионах планеты. В создавшихся условиях, дружественные отношения России с Сирией и Ираном приобрели особое значение и требуют детального анализа и изучения
2. Практика государственных отношений России, Сирии и Ирана обусловила сотрудничество:
а) по укреплению мира на Ближнем Востоке;
б) разрешению мировых проблем в системе международных отношений и глобальных процессов;
в) стабилизации военно-политических отношений на основе общих взглядов, приоритетов и подходов;
г) в области ядерной энергетики, нефтегазовой промышленности;
д) области военно-технического сотрудничества;
е) науке, образовательной сфере, в подготовке научно-профессиональных кадров.
3. Благодаря российской военно-политической помощи в САР практически прекращена Гражданская война, прилагаются усилия по наведению Конституционного порядка в Сирии и восстановлению её суверенитета.
4. Гигантские запасы нефти и газа обусловили вовлечение в глобальные процессы в области мировой энергетической политики Россию и Иран.
5. Внешняя политика РФ, основанная на уважении взаимных интересов, взаимовыгодности и государственного суверенитета, способности отстоять собственные интересы в системе международных отношений, готовности оказать военно-политическую помощь партнеру, обеспечила межгосударственное сотрудничество с Сирией и Ираном, существенно укрепляют российские позиции на Арабском Востоке.
Источники и литература
1) Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества // kremlin.ru. [02.07.2013]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/18451 (дата обращения: 27.02.2024)
2) Интервью академика РАН, Председателя ТПП РФ Е.М. Примакова, 20.08.2005
3) Матвеев О.В., Рыбалкин А.Н. Межгосударственные отношения России, Сирии и Ирана в условиях изменяющегося мира // Человеческий капитал.2024.№11.С.19-25.
4) Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. No 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс], URL: https://base.garant.ru /71552062/ (Дата обращения: 20.02.2024)