К одному из направлений действий социальной работы относится полное обеспечение людей со своими специфическими особенностями равными возможностями для полноценной жизни в обществе. Но, к сожалению, в России существует тенденция на увеличение людей с различными особенностями: растёт число пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, беженцев, безработных, а особенно детей сирот.Развитие социальной работы не стоит на месте, с каждым годом она модернизируется, развивается, появляются новые методы, способы и средства реабилитации таких людей.Термин «реабилитация» происходит от приставки re (восстановление, повтор) и корня habilis (способность, удобство, приспособленный). Впервые определение понятия «реабилитация» дано Францом Йозефом Риттером фон Бусом в 1903 г. Буквально термин «rehabilitation» обозначает «восстановление прав, способностей, доброго имени» [1, с. 2].
Профессор Г.Н. Пономаренко определяет «социальную реабилитацию», как «систему и процесс компенсации или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и бытовой деятельности» [2, с. 387]. По его мнению, социальная реабилитация включает комплекс различных мер, направленных на компенсацию или восстановление социальных навыков человека, которые обеспечивают ему нормальное функционирование в обществе. Также автор определяет несколько направлений социальной реабилитации (например, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая, социокультурная и социально-бытовая). Благодаря правильной организации этих направлений обеспечение нормального функционирования человека со своими специфическими особенностями в обществе будет наиболее эффективным.
В учебнике «Социальная реабилитация» под редакцией Н. Ш. Валеевой приводятся разные точки зрения на определение социальной реабилитации.Например, согласно Т.С. Алферовой и О.А. Потехиной, реабилитация – процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методами, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимакса [3, с. 210].
К уровням социальной реабилитации принято относить следующие:
Федеральный, региональный, местный.
Уровень индивидуальной работы и групповой работы.
Первый уровень социальной реабилитации – федеральный, региональный и местный, представляет собой комплексную систему мер, включающую организационные, правовые, экономические, информационные и образовательные компоненты, которые принимаются органами управления для создания условий и работы реабилитационных социальных служб, которые находятся в подчинении различных ведомств и различных форм собственности.
Данный уровень способствует:
Созданию законодательной базы, которая регулирует правовой блок в осуществлении реабилитации.
Определению направлений в подготовке специалистов по социальной работе, социальной педагогике, реабилитологов, психологов: бакалавров и магистров, которые реализуют деятельность социальных служб реабилитации.
Созданию благоприятных экономических условий для появления в реабилитационной деятельности предпринимательских и коммерческих направлений.
Разработке специализированных положений о предоставлении услуг реабилитации для различных категорий граждан.
Координации деятельности в системе реабилитационных социальных службах, которые относятся к различным ведомственным системам и подчиняются различным формам собственности.
Предоставлению площадей для организации, создания и работы служб реабилитации и прочих.
В свою очередь, уровень индивидуальной работы и групповой работы в социальной реабилитации представляет собой систему технологий и средств, методов и способов, которые применяются в социальных службах и других учреждениях с целью восстановления потерянных, либо отсутствующих у человека умений и навыков, которые необходимы для реализации определенных социальных ролей и функций, а также установлению необходимых социальных отношений. [4, с. 320]
Характеристика детей и подростков, попадающих в социально – реабилитационные учреждения показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь. В социально – реабилитационном центре им предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре. В условиях реабилитационного центра процесс социальной реабилитации проходит в несколько этапов:
1 этап — конструктирующий. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
2 этап — формирующий. Включение в социальную группу, предполагающую помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.
3 этап — контрольный. Усвоение социально - полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретением нового социального опыта, знаний, умений и навыков.[5, с. 13]
Исходя из опыта работы, необходимо отметить то, что положительная динамика в социальной реабилитации воспитанников центра достигается в результате проживании детей в разновозрастной группе. Говоря о разновозрастной группе, имеется в виду группа детей с разницей в возрасте 1-5 лет. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, время пребывания и причины поступления в социально — реабилитационном учреждении, а также личностные качества детей. Организуя взаимодействие детей разного возраста, педагоги центра руководствуются следующими требованиями:
1) Обеспечение интеграции и дифференциации социальных интересов подростков в деятельности разновозрастной группы. Это учёт личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, нужное и полезное для всех дело, в котором каждый найдёт для себя личностно значимую и привлекательную сторону.
2) Забота об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста, что стимулирует добровольное включение детей во все сферы социальных отношений.
3) Развитие сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищённости каждого ребёнка, забота о равноправных отношениях детей независимо от возраста и социальной роли воспитанника.
4) Работа по саморазвитию и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп детей. Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе. Полноценные межличностные отношения между воспитанниками в разновозрастной группе — залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Общение детей в разновозрастной группе имеет свои особенности, оно расширяет общий кругозор, влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, умения оценивать себя и других, способствует развитию психических образований. Постоянное общение младших детей со старшими создаёт благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение имеет пример старших детей для младших. Воспитательное значение общения заключается ещё и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта ребёнка. В результате взаимодействия детей в разновозрастной группе в процессе общения возникают некие устойчивые отношения: отношения друг к другу, отношения к окружающей действительности, отношения к событиям и фактам. Эти отношения могут существенно повлиять на способы взаимодействия детей, совершенствуя их. В результате вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проживание воспитанников центра в разновозрастной группе даёт много возможностейдля личностного и интеллектуального развития детей, формирования личности воспитанников, способствует положительной динамике в социальной реабилитации воспитанников.[6, с. 221]
Список литературы
Григорьева А.Е. О понятии "социальная реабилитация". // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2021/article/2018027203">https://scienceforum.ru/2021/article/2018027203(дата обращения: 14.02.2025 ).
Реабилитация инвалидов: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 736 с.
Социальная реабилитация: учебник / под ред.: Н.Ш. Валеевой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
Технология социальной работы: учеб.для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 478 с.
Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 2012
Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся// Серия: Методика воспитательной работы в школе, Изд-во: Академия Развития-2007. -336с. ISBN: 5–7797–0603–4