ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Сильченко А.А. 1
1ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа посвящена исследованию дидактического потенциала применения чат-ботов на базе ИИ при обучении английскому языку. Будут рассмотрены возможности их использования на уроках английского языка.

Современные тенденции в области образования активно развиваются и дают возможность совершенствовать педагогические умения в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере цифровых технологий. В данный момент наиболее актуальной темой в сфере технологий является искусственный интеллект и способы его применения. Представляется, что ресурсы на основе ИИ особенно перспективны для обучения иностранным языкам, т.к. они дают возможность учителям усовершенствовать подготовку к урокам, сокращая затраченное на это время.

О том, что уже сейчас искусственный интеллект может помочь в обучении иностранным языкам нет сомнений. Только за 2023-2024 год появилось достаточно много публикаций в российских научных журналах, где освящаются разные аспекты использования нейронных сетей в процессе обучения иностранному языку.

К преимуществам внедрения ИИ в обучение английскому языку Э. И. Шефиев и Т. Е. Исаева относят индивидуализацию и персонализацию образования, обеспечение мгновенной обратной связи, устранение страха перед неудачей, осознанный подход к обучению, а также снижение загруженности преподавателя за счёт использования технологий в выполнении рутинных обязанностей, при этом способствуя оптимизации и совершенствования процесса обучения за счёт появившегося у преподавателя времени [6].

Однако ученые также определили некоторые недостатки применения искусственного интеллекта, такие как отсутствие человеческих качеств (умение сочувствовать, оказывать дружескую поддержку, нравственность и т.д.) и «интуитивно верных реакций на разные жизненные ситуации», а также допустимая возможность сбора и применения искусственным интеллектом персональной информации против человека [2].

П.В. Сысоев объяснил, что технологии ИИ могут помочь подобрать текстовый материал в соответствии с тематикой и уровнем сложности, разработать тренировочные упражнения и задания для совершенствования различных компетенций обучающихся, в том числе монологической речи. При этом как тематика, так и сложность упражнений/заданий и могут варьироваться в зависимости от потребностей и способностей обучающихся [5].

Чат-боты на базе ИИ сочетают в себе два важных компонента: они многозадачны, так как позволяют автоматизировать ряд процессов (консультирование, проведение контрольных мероприятий и экзаменов, проверка результатов зачетов) и удобны для взаимодействия с пользователем за счет комфортного формата общения, имитирующего разговор с собеседником [1].

Чат-бот на базе ИИ обладает рядом функций, направленных на развитие монологической речи у обучающихся 4 класса:

  1. Он способен формировать высказывания на том языковом уровне и с тему грамматическими конструкциями и лексикой, который устанавливается или задаётся пользователем.

  2. Учитель имеет возможность составить множество монологов для разговорной практики с определенной тематикой, например, по теме «School» и на том уровне владения языком, который требуется в данной группе обучающихся.

  3. Позволяет обучающимся и учителю ознакомиться с английским языком, характерным для языковой среды реального времени.

  4. С ним можно сформировать запрос на синонимы или антонимы той, или иной лексемы, примеры с использованием лексической единицы в письменной или устной речи, определение стиля слова (официальный/разговорный/нейтральный и т.д.) [4].

  5. Благодаря мультимодальности, то есть способности воспринимать не только текст, но и изображения, учитель может привнести в процесс обучения больше творческого от предлагаемого учебником материала [3].

  6. Он может создать различные типы упражнений для совершенствования монологической речи по заданной теме, где он встроит структуру, покажет клише, которые можно использовать и набор лексем.

Для взаимодействия с чат-ботом на базе ИИ учитель переходит в чат-бот и вводит интересующий его запрос (промт), например, «Создать монолог из 10-12 предложений на британском варианте английского языка с клише для 4 класса по теме «About myself», ответить на вопросы: «What is your favourite hobby? Why do you like it? What is your favourite sport? What is your favourite sportsman?». Полученный ответ будет содержать клишированные фразы и структуру ответа, которые учитель может использовать на уроках английского языка, а обучающийся может применить в своих высказываниях.

Таким образом, работа с чат-ботом на базе ИИ в настоящее время и интеграция его, как инструмента для совершенствования монологической речи может помочь учителю создать условия для снижения стресса обучающихся при формулировании устного ответа, снять их языковой барьер и способствовать совершенствованию умений самостоятельного построения монологического высказывания.

Список литературы

  1. Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 309-323.

  2. Кадеева О.Е., Сырицина В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. №10 (163). С. 45– 53.

  3. Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Использование возможностей искусственного интеллекта для преподавания иностранных языков: новая реальность // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 360 – 363.

  4. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Том 12. № 2. 2023. С. 18-25.

  5. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 6–16.

  6. Шефиев, Э. Ш., Исаева, Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №10. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-na-primere-obucheniya-inostrannym (дата обращения: 26.01.2025).

Просмотров работы: 22