РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К МИРНОЙ ЖИЗНИ УЧАСТНИКОВ СВО – БЫВШИХ ОСУЖДЕННЫХ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К МИРНОЙ ЖИЗНИ УЧАСТНИКОВ СВО – БЫВШИХ ОСУЖДЕННЫХ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Славская Т.А. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Персона участника СВО из числа бывших заключенных в данном проекте рассматривается через призму современной социально-политической ситуации, с учетом официально обнародованных данных об их привлечении к боевым действиям (без уточнения количественного состава). До сентября 2023 года судимость снималась после 6 месяцев нахождения в зоне СВО без возможности получения льгот и наград. С сентября 2023 года правила для подобной категории бойцов ужесточились, но это не будет существенным препятствием для продолжения данной исторически сложившейся практики, о чем сами участники батальона «ШТОРМ-V» рассказывают в документальном фильме ТК «Россия 24» [1]. Это своего рода символ нашего времени – Змей Горыныч, каждая из сущностей которого достойна отдельного внимания и исследования

Адаптация участников боевых действий к условиям гражданской жизни характеризуется напряженными отношениями между ними и обществом. Гражданское общество, как правило, относится к бывшим бойцам с опаской, что толькоусугубляетболезненнуюреакциюветерановнанепривычнуюобстановку, которую они воспринимают и оценивают с присущим им фронтовым максимализмом. Участники боевых действий, видя несправедливость, капризность и жадность в мирной жизни, чувствуют себя «не в своей тарелке». Нопотенциалчеловека,прошедшеговоенныедействия,простоогромен.Эти людипозналибоевоебратство,поэтомудлянихдолжныбытьчуждыпороки мирной беззаботной жизни: нажива, коррупция, ложь, лицемерие.

Но как обстоит дело с теми, кто оказался в зоне боевых действий не по мобилизации, а по призыву «смыть кровью, искупить перед Отечеством прошлые преступления». Официальные данные по количеству осужденных за преступления различной степени тяжести – участников боевых действий– засекречены, как и количество вернувшихся домой с полным снятием судимостей. Ясно одно – эти люди среди нас и с каждым годом их количество будет увеличиваться. Чем раньше будут созданы механизмы адаптации и создание новой стратегии поведения в гражданском обществе, тем более эффективным он будет.

Бывшие солдаты подходят к мирной жизни с фронтовыми мерками и переносят военный способ поведения на мирную почву. Какая из двух тенденций в психологическом потенциале участников войны – созидательная или разрушительная – окажется доминирующей в мирных условиях, напрямую зависит отиндивидуальных особенностей ветеранов, а также от условий в обществе, в которых они оказываются после возвращения с войны. Формирование новой идентичности в изменяющихся условиях реализуется в осуществлении собственного жизненного пути на основе значимых ценностей. Достижение индивидуально-значимых целей, основанных на индивидуально-значимых ценностях, предполагает, что эти ценности должны быть пережиты и осознаны субъектом. Мотивирующей силой обладают не столько «знаемые», сколько пережитые в реальных событиях и поэтому аффективно-заряженные ценности как значимые для индивидуального выживания. Между тем индивид в ситуации неопределенности вследствие нарушения привычного порядка вещей имеет недифференцированную картину ценностей, внутренне противоречивую, опирающуюся на фрагменты сценариев, применяемых в противоположных по содержанию ситуациях, а также часто не вполне осознанную. В трудных жизненных обстоятельствах эта картина ценностей провоцирует «полевое поведение» – поведение, детерминированное конкретной ситуацией.

Человек из самостоятельного субъекта превращается в инструмент реализации интересов других людей или становится «декорацией», на фоне которой происходят события жизни окружающих. Это возможно изменить, если позволить осознать пределы своей свободы и ответственности, границы возможностей окружающего мира «здесь и сейчас» и своих собственных в рамках данного временно-пространственного континуума и в конкретном историческом, культурном и социальном контексте данной психологической практики является разработка инструментария, способствующего выработке собственной стратегии психологической адаптации целевой категории участников СВО в период социальной неопределенности.

Под стратегиями предполагаются способы поведения личности, направленные на преодоление стрессовых ситуаций в целях восстановления психологического и физического равновесия в зависимости от личностного адаптационного потенциала.

Общие стратегии психической адаптации по М.Е. Сандомирскому [4]:

а) стремление изменить внешние обстоятельства;

б) уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивности индивида;

в) изменение своей внутренней структуры.

При этом личность сознательно выбирает стратегии адаптации для преодоления трудной жизненной ситуации: либо активную (самореализацию), либо пассивную (выученную беспомощность). Выбор стратегии происходит также на уровне бессознательных психоэмоциональных и поведенческих реакций.

Период социальной неопределенности включает в себя первые полгода после возвращения участника СВО в гражданское общество. Как отмечает Т.В. Черноусова [5],длясоциально-психологическогоанализаважнымстановитсяименно восприятие отдельным индивидом или группой ситуации неопределенности. Понятие «неопределенность» можно рассматривать с двух точек зрения или в рамкахдвухподходов:

1) объективно-информационный подход: неопределенность понимается как недостаток информации о чем-либо;

2) субъективно-оценочный подход: рассматривается субъективная неопределенность как субъективное отношение к недостатку информации, сложности, двусмысленности ситуации, их субъективная оценка.

Важным в рамках проекта становится второй подход, поскольку предполагаемая реакцияна ситуацию, на наш взгляд, во многом определяется тем, как конкретный человек воспринимает конкретную ситуацию неопределенности (как возможность или как препятствие и т. д.) и как относится.

Целью данной работы является разработка проекта психологической практики, направленной на психологическую адаптацию к мирной жизни участников СВО – бывших осужденных в ситуации социальной неопределенности.

Задачи практики:

1). Провести теоретический анализ понятия социальной неопределенности;

2).Разработатьпроектныйинструментарий(интеллект-карта, эскиз персоны клиента, карта эмпатии);

3). Подобрать инструменты психологической диагностики;

4). Составить план-график и тематику консультационныхвстреч;

5).Определитьорганизационно-управленческие условияреализациипсихологическойпрактики.

На рисунке 1 представлена интеллект-карта проблемного поля психологической практики. При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия можно увидеть специфику личностных проблем потенциального клиента, понять его роль и место в обществе и оценить возможности его адаптации в социуме.

Далее будет представлен эскиз персоны и карта эмпатии потенциального клиента (рисунки 2 и 3)

Боецштурмовогоотряда «Шторм-V»

Возраст:36 лет

Гражданство: РФ

Пол: мужской

Род занятий: вернулся из зоны проведения СВО после ранения по УДО по Ст. 228.УК РФ (распространение наркотиков)

ПОВЕДЕНИЕ

  • Активный, общительный, открытый, внимательный,

  • Откладывает принятия решений на самый последний момент;

  • Склонен искать быстрые и легкие способы заработка, но «для своих» готов работать бесплатно;

  • Осознает вред, который он причинял до начала СВО;

  • Боится «сорваться» и открыто говорит об этом. Очень привязан к матери, любит детей и охотно проводит с ними время,

  • После возвращения завел себе собаку.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

  • Реинтеграциявсоциум;

  • Образование(неимеетдажесреднего);

  • Семья(собственная);

  • Устроиться на работу, чтобы иметь возможность снимать жилье;

  • Сделатьремонтродителям;

  • Основать благотворительный фонд для сбора средств на производство протезов нижних конечностей участникам СВО.

ТРУДНОСТИ

  • Готов брать ответственность;

  • Отсутствуетприоритетностьцелей;

  • Очень много обсуждает того, что происходило, но не говорит о том, что планирует делать;

  • Часто ключевым словом к старту движения служит слово «завтра».

Рисунок 2 – Эскиз персоны потенциального клиента.

Рисунок 1. Интеллект-карта проблемной области психологической практики.

Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды, цели, задачи, а также проблемы клиента.

Карта эмпатии, представленная на рисунке 3, необходима для того, чтобы более полно зафиксировать яркие черты характера, особенности вербального общения и наблюдений.

Рисунок 3. Карта эмпатии потенциального клиента.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный план-график тематических консультационных встреч.

В качестве инструментов психологической диагностики будут использованы:

  1. Опрос «О перспективе и планах на будущее».

  2. Методика «Психологическое время личности» [2].

  3. Методика «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»MMPI (СМИЛ) [3].

В таблице 1 показан план-график тематических консультационных встреч.

Таблица 1 – План-график тематических консультационных встреч.

Цель

Методы и приемы

Результат

1

Вводное занятие.

Сбор информации, установление контакта

Беседа,интервью, анализ документальных материалов(фото, видео)

Обмен контактами

Заполнение карточки клиента

2

Запись видео обращения в зону проведения СВО.

Поиск проблемных зон, обратная связь по итогам первой встречи

Наблюдение, индивидуальный опрос

«О перспективе и планах на будущее»

Описаниерезультатов наблюдения

Занесениерезультатов опроса, краткаярасшифровка результатов

3

Знакомство сметодами саморегуляции

Дыхательные и речевыепрактики в группе

Рекомендации по ежедневному комплексу упражнений

4

Выявление факторов социальной неопределенности

Методика «Психологическое время личности» (Головаха Е.И., Кроник А.А.).

Занесениерезультатов,выявлениесвязей между 1 и 2 методикой

5

Участие в добровольческой деятельности – встреча с подростками с нарушениями поведения

Наблюдение, беседа

Предложение по итогам встречи по совместнымзанятиям спортивными активностями

6

Проведение теста MMPI (СМИЛ)

Методика «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»

Интерпретация результатов, определение дополнительных методик или проведение тренинга в группе

7

Обратная связь по итогам первого этапа взаимодействия

Ведение дневника для записей мыслей и планов

Окончание первого этапа, инструктаж на предстоящие2недели по ведению дневника и самонаблюдению

8

Рефлексия

Обратная связь по итогам двух недель, индивидуальная форсайт-сессия

Беседа,опрос

По итогам принимаетсярешения о продолжении/или увеличении периодичности индивидуальной работы.

В заключение определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:

1. Клиентиналичиезапросаклиента.

2. Проектныйинструментарий

3. Наличиекомпетенцийиопытапсихолога.

4. Комплекспрактическихметодик

5. Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: стулья, стол, чистая бумага формат А4, ручка, блокнот для фиксации промежуточных результатов, проекционное оборудование).

6. Длительностьодногосеанса–1,5часа.

7. Длительностьвыполнениязаданийдляотслеживаниярезультатов–неменее1 месяца.

Проблема постбоевых изменений личности у ветеранов боевых действийзапоследниедесятилетияприобретаетособуюзначимостькакв социально-психологическом, так и в клинико-организационном аспектах и не будет утрачивать своей актуальности, что предполагает дальнейшую комплексную разработку этой проблемы. Война качественно меняет ментальность людей и формирует специфическое мироощущение, когда грани между добром и злом, между геройством и преступлением стираются. Предложенный проект психологической практики будет способствовать улучшению процесса адаптации к мирной жизни участников СВО – бывших осужденных в ситуации социальной неопределенности и может быть рекомендован к внедрению в деятельность и психологических служб и практических психологов.

Список источников

  1. Документальный фильм «Шторм V Zаконе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://smotrim.ru/video/2838402 (дата обращения: 14.02.2025).

  2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – М: Смысл, 2008. – 267 с.

  3. Методика «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»MMPI (СМИЛ) – Режим доступа: URL:https://psytests.org/mmpi/smilF-run.html (дата обращения: 14.02.2025).

  4. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство. – М: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.

  5. Черноусова Т.В. Стратегии проживания ситуации неопределенности как предмет социально-психологического анализа // Психология человека в образовании. – 2022. – №4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-prozhivaniya-situatsii-neopredelennosti-kak-predmet-sotsialno-psihologicheskogo-analiza (дата обращения: 14.02.2025).

Просмотров работы: 25