Как определяется в п. 29 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 [1], реализуемая в Российской Федерации государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, создание условий для укрепления здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение жилищных условий и расширение возможностей для получения качественного образования.
В то же время, эффективность социальной политики государства, в широком смысле представляющей собой совокупность мероприятий, способствующих повышению уровня и качества жизни человека, проявляется в том числе и в определении приоритетов деятельности, соответствующих современным условиям [2, с. 23].
Так, правовое регулирование системы социальной поддержки граждан в последние годы значительным образом изменилось — в связи с началом проведения специальной военной операции возникла объективная необходимость в совершенствовании способов и подходов к защите интересов участников этой операции [3, с. 89-90].
В свою очередь, надлежащим образом проводимая социальная политика обеспечивает высокую степень доверия и единства общества [4, с. 22-27], что получает дополнительную значимость в условиях проведения специальной военной операции.
В то же время, неизбежная связь участия в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с риском для жизни и здоровья военнослужащих (в целях исследования понятие «военнослужащий» используется в качестве тождественного понятию «участник специальной военной операции») предопределила необходимость защиты интересов также и членов семей участников специальной военной операции, в том числе в случае гибели последних [5, с. 19].
Тем не менее, в процессе предоставления мер социальной поддержки (выплат, льгот) конкретным лицам всегда наличествует возможность злоупотребления правом со стороны получателей поддержки.
Частным случаем такого недобросовестного поведения выступает получение мер социальной поддержки, предоставляемых членам семьи погибшего участника специальной военной операции, лицами, имеющими правовой статус члена семьи только по формальным основаниям (прежде всего, ввиду биологического родства), а в действительности исключившими себя из жизни военнослужащего задолго до гибели.
Правовая система Российской Федерации включает в себя конституционно гарантированное право каждого на судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации [6]).
Процесс реализации этого права конкретизируется в процессуальных кодексах — так, согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) [7] заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В то же время, особенность категории споров о лишении членов семьи погибших участников специальной военной операции права на меры социальной поддержки состоит в сложности определения лица, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются.
Часть мер социальной поддержки в этой сфере носит распределительный характер — отдельные выплаты делятся на всех получателей, следовательно, в случае предоставления такой меры лицу, фактически не выступающему членом семьи погибшего военнослужащего, остальные лица получат выплату в меньшем объеме.
В таком случае права действительных членов семьи погибшего военнослужащего на получение выплат в установленном законом размере бесспорно нарушаются, в связи с чем могут защищаться путем подачи преобразовательного по своему характеру иска о лишении права на выплаты лица, фактически не входящего в круг получателей этой меры поддержки.
Так, пропорциональные выплаты членам семьи погибшего военнослужащего предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» [8], Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [9], Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» [10], а также иными нормативными правовыми актами, в том числе субъектов Российской Федерации.
Между тем, немалая часть мер социальной поддержки предоставляется всем получателям в равной мере, что предусмотрено в том числе Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» [11], Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей» [12], Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [13], Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [14], Порядком санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2011 г. № 33 [15], и другими нормативными правовыми актами.
Применительно к этому виду социальной поддержки право лиц – действительных членов семьи погибшего военнослужащего на получение мер социальной поддержки в надлежащем объеме не затрагивается предоставлением таких же мер иным лицам, следовательно, на первый взгляд отсутствуют основания для судебной защиты названного права.
Между тем, следует полагать, что обозначенный подход основывается на излишне ограничительном толковании права членов семьи погибшего военнослужащего на судебную защиту.
Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» [16] Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе изучения и обобщения.
Рассматривая споры о лишении членов семьи погибших военнослужащих права на получение мер социальной поддержки, Верховный Суд Российской Федерации последовательно (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2023 г. № 19-КГ23-25-К5 [17], от 22.01.2024 г. № 30-КГ23-9-К5 [18], от 19.02.2024 г. № 29-КГ23-5-К1 [19], от 01.07.2024 г. № 56-КГ24-6-К9 [20]) указывал нижестоящим судам на необходимость обязательного учета и применения правовой позиции, изложенной в п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 г. (далее также – Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)) [21].
В свою очередь, в п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) подчеркивалось, что в случае уклонения от выполнения обязанностей родителя такой родитель может лишаться права на получение мер социальной поддержки, основанных на факте родства с погибшим военнослужащим.
Так, во включенном в указанный п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) определении Судебной коллегии по гражданским делам от 28.10.2019 г. № 25-КГ19-9 [22] отмечалось, что исходя из целей предоставления мер социальной поддержки, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в фактическом положении и возможности учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью действий родителей по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических семейных связей.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в вышеприведенном определении отметил, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
Так, Верховный Суд Российской Федерации включил в названное определение разъяснения о направленности федеральным законодателем системы социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
В свою очередь, согласно процитированной Верховным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации рассматриваемое правовое регулирование имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества – защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 г. № 22-П [23], от 19.07.2016 г. № 16-П [24]).
Согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также – СК РФ) [25] родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
В силу абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из родителей) могут лишаться родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» [26] также разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении; разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
В п. 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 СК РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Расширительно толкуя указанные положения СК РФ применительно к категории споров о лишении прав членов семьи погибшего военнослужащего, Верховный Суд Российской Федерации в упомянутом определении от 28.10.2019 г. № 25-КГ19-9 подчеркнул, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между членами семьи, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех членов семьи; при этом основными обязанностями родителей в семье признаются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей; поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данные обязанности должны выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также совместного проживания; невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых – лишение родительских прав, что в свою очередь влечет утрату родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Учитывая представленные разъяснения, Верховный Суд Российской Федерации по тексту определения от 28.10.2019 г. № 25-КГ19-9 заключил, что имеющими значение для правильного разрешения спора по иску о лишении права на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы ребенка по аналогии со спорами о лишении родительских прав выступают следующие обстоятельства: принимал ли родитель какое-либо участие в воспитании, оказывал ли моральную, физическую, духовную поддержку, содержал ли несовершеннолетнего ребенка материально, включая уплату алиментов на его содержание, предпринимал ли какие-либо меры для создания ребенка условий жизни, необходимых для развития ребенка, имелись ли между родителем и ребенком фактические семейные связи.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации в рамках правовой позиции, представленной в определении от 28.10.2019 г. № 25-КГ19-9 и включенной в качестве разъяснительного указания в п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), распространил действие норм института лишения родительских прав на иски о лишении членов семьи погибшего военнослужащего предусмотренных законом мер социальной поддержки – хотя непосредственно лишения родительских прав и в таких спорах не происходит.
Также, как следует из правовой позиции, изложенной в вышеупомянутом определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2024 г. № 30-КГ23-9-К5 родитель, хотя формально и не лишенный родительских прав, но злостно уклонявшийся от воспитания и содержания ребенка, подлежит лишению права на получение мер социальной поддержки, обусловленных фактом родства с погибшим военнослужащим, причем не только в части выплат, но и в том числе в части пенсионного обеспечения в виде пенсии по случаю потери кормильца.
Следовательно, Верховный Суд Российской Федерации в своих судебных актах по спорам о лишении родственников погибших военнослужащих права на получение мер социальной поддержки не ограничивает круг мер социальной поддержки, право на получение которых подлежит оспариванию, только выплатами и льготами, прямо зависящими от количества получателей, или иными мерами социальной поддержки, объем предоставления которых делится на всех наделенных соответствующим правом лиц.
Более того, Верховный Суд Российской Федерации при определении перечня обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемой категории споров, прямо называет степень участия родителя в воспитании ребенка, факты оказания моральной, физической, духовной поддержки, предоставления материального содержания, включая уплату алиментов на содержание, принятие мер для создания условий жизни, необходимых для развития ребенка, наличие между родителем и ребенком фактических семейных связей.
В то же время, Верховный Суд Российской Федерации, а также кассационные суды общей юрисдикции, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки в вышеприведенных определениях ни разу не указывают на необходимость оценки объема предоставляемых истцу выплат и льгот, а также зависимости между объемами выплат и льгот, предоставляемых истцу и ответчику.
Таким образом, из разъяснений высшей судебной инстанции следует, что споры о лишении права на получение мер социальной поддержки родственников погибшего военнослужащего, выполнявшего конституционно значимые функции, в своей сущности связаны с необходимостью соблюдения принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, в том числе при использовании установленной законодателем системы мер социальной поддержки, что обуславливает необходимость учета обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав при жизни погибшего военнослужащего, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, и распространяются на любые виды мер социальной поддержки, не сводясь исключительно к защите права истца на больший объем пропорциональных выплат путем уменьшения количества получателей.
Список литературы:
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 июля 2021 г. № 27 (часть II). Ст. 5351.
Попова М.И. Императивы социальной политики государства // Петербургский экономический журнал. 2013. №3. С. 23-35.
Журавлева М.А., Берестова Л.И. Приоритеты государственной политики по организации социальной защиты участников СВО // Государственная служба. 2023. № 4 (144). С. 88-93.
Воронина А.С., Горина М.С. Особенности социальной политики в социальном государстве. Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С 22-27.
Аверин А.Н., Понеделков А.В., Игошева М.А. Социальная защита военнослужащих – функция государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 9. С. 15-21.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. 6 октября 2022 г. № 0001202210060013.
Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 20 ноября 2002 г. № 220.
Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. 7 апреля 1998 г. № 67.
Федеральный закон от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Российская газета. 9 ноября 2011 г. № 251.
Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 марта 2022 г. № 10. Ст. 1475.
Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» //Российская газета. 25 января 1995 г. № 19.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей» // Российская газета. 26 февраля 1993 г. № 39.
Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Российская газета. 2 июня 1998 г. № 104.
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 23 июля 1999 г. № 142.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2011 г. № 333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета. 24 июня 2011 г. № 135.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 7 февраля 2014 г. № 27.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2023 г. № 19-КГ23-25-К5 // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/408119381/ (дата обращения: 14.02.2025).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2024 г. № 30-КГ23-9-К5 // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408418605/ (дата обращения: 14.02.2025).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2024 г. № 29-КГ23-5-К1 // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408651969/ (дата обращения: 14.02.2025).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2024 г. № 56-КГ24-6-К9 // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/409409947/ (дата обращения: 14.02.2025).
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. Май 2021 года. № 5.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2019 г. № 25-КГ19-9 // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72976650/ (дата обращения: 14.02.2025).
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 г. № 22-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой» // Российская газета. 30 июля 2014 г. № 169.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н. Карпекина» // Российская газета. 28 июля 2016 г. № 165.
Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 27 января 1996 г. № 17.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» // Российская газета. 20 ноября 2017 г. № 262.