ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ «СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ «ПУТЬ К ПРОФЕССИИ»» - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ «СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ «ПУТЬ К ПРОФЕССИИ»»

Ермошкина У. 1, Спичак Ж. 1, Степанова А. 1, Тарабановская А. 1
1Ростовский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   

ВВЕДЕНИЕ

По мере развития системы профессионального образования, которое становится все более доступным, возрастает количество вариантов выбора для профессионального самоопределения молодых людей. В этой связи особенно актуально наличие организованной и эффективной профориентационной работы, в равной степени, отвечающей как интересам развития личности конкретного молодого человека, так и интересам общества и государства.

В соответствии с Национальной доктриной развития образования [3] в ХХІ столетии, приоритет трудового обучения заключается в формировании технологически грамотной личности, обеспечении ее подготовки к трудовой деятельности в условиях высокотехнологического информационного общества. Одним из факторов для достижения подобной миссии выступает развитие профориентационной работы, так как вопрос правильного выбора будущей профессии имеет большое значение в жизненном самоопределении учащихся.

Проблема заключается в том, что профессиональный выбор, особенно в подростковом возрасте, осуществляется не всегда как собственное решение человека (далеко не все даже взрослые люди готовы брать на себя осознанную ответственность при планировании перспектив своего развития), поскольку подросток еще не готов в полной мере осмыслить все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых. Неверный выбор специальности может привести к отсутствию качественного удовлетворения потребностей как самой личности, так и общества в целом.

Современная статистика обнаружила, что «30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры» [18]. Зачастую это приводит к тому, что молодые люди обучаются в той профессиональной области, в которой заведомо никогда не будут работать.

Анализ научной литературы по организации профориентационной работы среди молодежи позволил авторам выявить несколько устойчивых противоречий:

- существуют требования к профессионалам высокого уровня, которые должны уметь самообразовываться и развиваться на протяжении всей жизни, в то время как у большинства учащихся общеобразовательных школ не сформирована профессиональная направленность;

- существует необходимость сознательного и самостоятельного выбора профессии, однако школьники и молодежь недостаточно информированы о разнообразии профессий;

- личность нуждается в самоопределении, включая профессиональное, но ныне действующие формы и методы профориентации не соответствуют в полной мере современным социально-экономическим требованиям;

- проблема преемственности и непрерывности образования между школой и вузом недостаточно изучена и реализована на практике.

В связи с этим возникает необходимость исследовать особенности организации профориентационной работы в системе «школа-вуз» и разработать новые механизмы для ее эффективного проведения в современных условиях.

Сложившаяся в стране система профориентационной работы среди школьников и молодежи не направлена на всестороннюю подготовку к выбору профессии и не решает проблемы информированности о карьерных возможностях, в связи с чем авторами предлагается проект, направленный на улучшение профориентационных мероприятий, посредством создания профориентационного центра, который является актуальным.

Основной целью проекта выступает создание условии оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности с активным вовлечением представителей бизнеса, что позволит более эффективно подготовить молодежь к выбору профессии и повысить информированность о карьерных возможностях.

Среди основных задач проекта, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели, можно выделить следующие:

- провести исторический анализ становления и развития профориентационной работы в системах образования как России, так и зарубежных стран;

- провести опрос, проанализировать результаты и прочие полученные данные для обоснования проекта;

- разработать алгоритм для выявления мотивов, определяющих выбор профессии у старшеклассников;

- создать и апробировать в ходе экспериментальной проверки проект создания профориентационного центра по оказанию дополнительной поддержки учащимся, испытывающим трудности при выборе профессии;

- определить ресурсы для реализации проекта и обосновать его социальную эффективность.

Субъектами данного социального проекта являются представители бизнеса и профессиональных сообществ (могут делиться опытом, проводить мастер-классы и стажировки), государственные учреждения (могут предоставлять ресурсы, а также участвовать в разработке программ).

Объектом выступают учащиеся средних (с 8 класса) и старших классов обучающиеся в центре Ростова-на-Дону.

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Система профориентационной работы: понятие, содержание, подходы

Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориенотологии как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленная на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования [7]. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей оптанта, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности – с другой.

Психологический словарь определяет профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии [8]. Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодого поколения профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.

В Энциклопедии социологии дается следующее определение профессиональной ориентации (профориентации или ориентации на профессию) – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [17].

Также определение профессиональной ориентации дают О. А. Махаева и Е. Е. Григорьева, которые понимают под ней научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности [15].

Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные ее характеристики:

1. Профориентация представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и потребностей рынка труда. Она также призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2. Научность форм и методов профориентации. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики и др.

3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность: потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т. д.); способностей и других личностных характеристик человека; потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества.

Основные направления и формы организации профориентации:

Профессиональное просвещение – ознакомление обучающихся с современными видами трудовой деятельности, с правилами выбора профессии, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, а также информирование о кадровом запросе рынка труда. Профессиональное просвещение направлено на формирование у подростков мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание и соотнесение социально-экономических потребностей и своих интеллектуальных и психофизиологических возможностей.

Профессиональное консультирование – оказание индивидуальной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его интеллектуальным, психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Консультирование основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда.

Психологическая поддержка – методы, способствующие адекватной самооценке личных способностей, склонностей и предпочтений, позитивному восприятию любых индивидуальных особенностей, снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем, разрешению межличностных и эмоциональных проблем, при необходимости, своевременной переориентации.

Профессиональное воспитание – система мер по формированию профессиональных интересов и развитию склонностей и способностей, обучающихся через вовлечение их в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Профессиональная диагностика – система применения диагностических и профориентационных методик для выявления профессиональных интересов и склонностей, изучения личности подростков, процесса роста, формирования качеств, способностей, мотивов в профессиональной направленности.

Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения вероятности оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей. В школе в рамках профориентации в этом направлении осуществляется деятельность, направленную на создание условий, способствующих формированию у обучающихся качеств, необходимых для работы по избранной ими специальности.

Система профориентации носит многоуровневый характер, в нее входят различные субъекты, такие как:

1. Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

2. Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

3. Образовательные учреждения и специальные учреждения для учащихся;

4. Психологические службы в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами;

5. Организации здравоохранения в пределах своей компетенции.

1.2 Зарубежная практика формирования системы профориентации

Впервые как самостоятельное понятие профориентация появилась в Соединенных Штатах Америки в начале двадцатого века. Основоположником данной деятельности считают американского исследователя Френка Парсонса, применившего научный подход к избранию профессии и создавшего в 1908 г. в Бостоне «Бюро по выбору профессий». Работа Парсонса «Выбор профессии» вышла в 1909 г., уже после смерти автора, и стала настольной книгой американских профориентаторов [23]. Термин «талант-ориентированный подход» («talent-matching approach»), а также концепция профориентации «черта – фактор» также принадлежат этому автору.

Сейчас в школах США действует консультативная психолого-педагогическая служба «Гайденс», плотно опекающая учащихся в процессе их выбора специальности. «Гайденс» содействует старшеклассникам по нескольким направлениям: помогает подобрать учебную программу, определиться с будущей профессией и выделить личностные особенности индивида для их интенсивного развития [19]. Научным базисом профориентационной системы «Гайденс» является прагматическая педагогика, т. е. «обучение посредством деяния».

Система профориентации в США децентрализована и имеет множество организационных схем. Согласно закону от 1981 г. профконсультирование учащихся идет на протяжении всего времени обучения, на каждого ученика консультантом заводится досье, которое, по окончании школы, передается в службу занятости [11].

В последнее время в Штатах понятие «профессия» все чаще заменяется словом «карьера». Для выпускников американских школ наряду с уровнем оплаты труда важен интерес к работе и возможность личностного развития. В этой связи в школах появились и эффективно используются образовательные программы «Академия Х» и «От школы к работе», нацеленные на адаптацию выпускников к взрослой жизни [19].

Активно действуют и центры по трудоустройству, причем как государственные, так и частные, в которых можно получить информацию по вакансиям на рынке труда, пройти профтестирование и даже взять направление на работу.

Европейским лидером в области профориентации по праву можно считать Францию. В этой стране система помощи в профессиональном самоопределении молодежи создана на государственном уровне и контролируется тремя министерствами – образования, труда и здравоохранения [22]. Основой построения профориентационной работы является информация о возможностях выбора рода занятий. Осведомление юных граждан обеспечивает Национальное бюро информации по образованию и профессии (Office national d’information sur les enseignements et les professions – ONISEP), являющееся структурой Министерства образования Франции.

Во Франции также широко распространена сеть специализированных центров профориентации (более 500 по стране [10]), которые интегрированы в своей работе с ассоциациями родителей, профсоюзами, биржами труда и иными государственными и частными структурами, решающими проблемы занятости населения. В штате таких центров состоят высококвалифицированные специалисты – советники по профориентации, получившие специальное профильное образование в ведущих вузах страны. Они обладают достаточно большими правами и могут направлять молодых людей на обучение в соответствии с их интересами и способностями в те отрасли экономики, где наблюдается кадровый дефицит.

В Сингапуре после обретения страной независимости в 1959 г. система образования и профориентации приобрела свои неповторимые черты. Серьезные изменения были произведены в сфере профессионального образования.

Традиционно профессиональное образование в этой небольшой стране получали наименее обеспеченные и наименее академически способные группы населения. В обществе бытовало стереотипное представление, что данное образование – это удел неудачников, тех, кто не был успешен в школе. Формированию стереотипа способствовала и конфуцианская культура, которая веками создавала имидж образованного человека как государственного чиновника или административного (офисного) служащего.

Министерство образования предприняло ряд мер по повышению престижа профобразования. Во-первых, из разрозненных учебных учреждений в 1992 г. был создан Институт технического образования; во-вторых, для популяризации технических специальностей стали применятся маркетинговые технологии; в-третьих, в средствах массовой информации начали активно распространяться «истории успеха» выпускников Института технического образования. Результат – значительное увеличение численности студентов технических специальностей [6].

Направленность на будущий профессиональный выбор осуществляется уже по завершении среднего звена общеобразовательных школ Сингапура. При переходе на старшую ступень учащиеся разделяются по способностям на три потока: средне успевающие, проявляющие особые успехи и исключительные (самые талантливые). Обучение каждой категории школьников имеет разную интенсивность и продолжительность, т. е. старшеклассники становятся обладателями различных карьерных и профессиональных перспектив.

Организация последовательной цепочки «школа – вуз (колледж) – место трудоустройства» является частью государственной политики Сингапура и осуществляется под девизом «Thinking Schools, Learning Nation» (TSLN) – «Мыслящая школа, учащаяся нация» [19]. Базовая декларируемая идея – всеобщее и непрерывное образование для граждан в зависимости от их способностей, а также мотивация к постоянному получению новых профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с актуальными запросами рынка труда.

Объединяет зарубежные схемы профориентационной работы организация непрерывного, длящегося на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями, склонностями и увлечениями детей, составление их портфолио и учет всех этих сведений при профконсультировании и отборе абитуриентов для продолжения профессионального обучения в колледжах или вузах.

Конечно, деятельность, способствующая профессиональному самоопределению молодых людей, может в разных странах обладать своей спецификой, но общей является потребность экономик в высококлассных специалистах на основе отбора учащихся, способных к освоению сложных наукоемких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и личностного развития.

1.3 История формирования отечественной системы профориентации

Развитие системы профориентации в России имеет достаточно давнюю историю, перекликаясь с историей развития человеческой цивилизации и культуры. В. Менщиков, в своих трудах подчеркивал, что профессии появились сразу же, как только возникло человеческое общество [18].

Наиболее бурно в России система профориентации начала развиваться примерно в мае 1924 года. В это время А. Ф. Кларком была создана первая «Лаборатория профориентации», где ученые активно исследовали потенциал практического использования профориентационной деятельности. Опыт открытия «Лаборатории профориентации» был настолько успешным, что к 1932 году в стране уже насчитывалось 54 бюро профконсультаций [18].

В 60-70 годах 20 века Е. А. Климов и другие сотрудники Ленинградского института профессионально-технического образования предлагают четырехъярусную классификацию профессий и внедряют дифференциально-диагностические опросники, которые используются и сегодня. Также в этот период К. М. Гуревич разрабатывает теорию профпригодности, в которой выделяет два основных типа: профессии абсолютной пригодности и профессии частичной пригодности.

Одной из особенностей образовательной политики советского периода отечественной истории был переход на новое содержание образования. В конце 1964 г. Президиум Наук СССР и Президиум Академии педагогических наук РСФСР создали специальную комиссию, которой было поручено определить содержание общего и политехнического образования в средней школе и, в соответствии с этим, разработать проекты новых учебных планов и программ. В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10 ноября 1966 г.), в практику школы вводились новые учебные планы, программы и учебники.

Более глубокое и последовательное развитие получили такие важные тенденции рассматриваемого процесса, как повышение идейно-воспитательного потенциала учебных курсов, совершенствование трудовой и политехнической направленности всех школьных предметов. В содержании образования была усилена взаимосвязь обучения и производственного труда, предполагающая включение учащихся, начиная с младших классов в систематический общественно полезный труд.

В это время появилась проблема, связанная с ростом выпусков из средней общеобразовательной школы и небольшим количеством наборов в вузы, поэтому необходимо было готовить молодежь, оканчивающую среднюю школу, к труду в промышленности и сельскохозяйственном производстве. В связи с этим, учреждениям народного образования, общественным организациям была поставлена задача усиления работы по профориентации учащихся на массовые профессии народного хозяйства, как было отмечено на XXIV съезде КПСС: «развивать и совершенствовать общеобразовательную школу как трудовую и политехническую, являющуюся основной формой получения молодежью общего среднего образования».

С учетом всех этих обстоятельств были существенно пересмотрены содержание и характер трудовой подготовки в общеобразовательных школах. Всем школам рекомендовалось усилить политехническую направленность изучения физики, химии, биологии, математики и других предметов, в большей мере знакомить учащихся с применением законов этих наук в производстве, расширить круг прикладных знаний в курсах этих предметов, увеличить число лабораторных и практических работ, систематически проводить производственные экскурсии.

Задачи и содержание профориентационной работы в каждой школе в значительной мере определялись особенностями производственного окружения, направлениями развития народного хозяйства. Во всех школах были созданы уголки и кабинеты профориентации. Проводились смотры – конкурсы школьных учебно-производственных мастерских, кабинетов трудового обучения и профориентации учащихся. В деятельности педагогических и производственных коллективов области был накоплен значительный опыт работы по профессиональной ориентации школьников. В школах систематически проводились встречи с передовиками производства, ветеранами труда, победителями социалистического соревнования.

70-80 годы прошлого столетия, по мнению А. А. Вайсбург и А. Е. Голомшток стали «золотыми годами» развития профориентационного института [9]. В образовательных учреждениях того времени были созданы все условия для организации действенной профориентации, практиковались основные формы профориентационной работы, которые актуальны и по сей день: индивидуальные, групповые и массовые.

Следует отметить, что в практике профориентации преобладали расчет на обобщенную модель ученика, использование декларативно-агитационных методов, что негативно отражалось на результатах этой работы. В середине 1960-х – середине 1980-х гг. вся совокупность вопросов, связанных с выбором профессии и места в трудовой сфере, теоретически разрабатывалась и решалась на практике с позиции доминирующей установки на так называемый социальный заказ.

В системе профориентации не хватало важнейшего ее элемента – развивающей психологической диагностики. Однако советская теория и практика профориентации сыграли большую роль в изменении концептуального взгляда и инструментария, связанных с оказанием помощи учащимся в выборе жизненного, в том числе профессионального пути. Для создания теории «Профессионального самоопределения», успешного поиска эффективных практических форм и методов его осуществления в современных социально-экономических условиях важно использовать положительный опыт профориентации и учесть негативные явления и процессы, проявившиеся в этой сфере в СССР.

В 1990-х годах наблюдается сильный спад развития системы профориентации школьников, обусловленный социально-политическими трансформациями того времени, а именно распадом Советского Союза. Бюджетное финансирование центров профориентации сводится к минимуму.

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

2.1 Оценка состояния современной отечественной профориентационной системы

Современный этап развития российского общества вновь характеризуется актуализацией профориентационной работы и профессионального самоопределения молодежи. Сегодня профориентация регламентируется на законодательном уровне такими нормативно-правовыми актами как: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), Постановление Министерства труда РФ от 27.09.1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [2], Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4], Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1]. Данные правовые документы закрепляют основные понятия, задачи, цели и методы профориентационной деятельности.

Современная система профориентации полифункциональна, она выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Профориентационная деятельность реализуется с помощью четырех основных компонентов: подача профессиональной информации, оказание профессиональных консультаций, профессиональный подбор и профессиональный отбор. Однако практикуемые формы профориентации, несмотря на свое разнообразие не всегда эффективны и не всегда позволяют в полной мере сформировать у молодежи готовность к сознательному выбору профессии.

Совершенствование системы профориентации требует выявления лучших практик и форматов работы с молодежью, позволяющих сформировать образовательную и карьерную траектории молодых людей с учетом их личностных способностей и объективных потребностей государства.

В России локально внедряются активные формы профориентации. Например, в Иркутской, Вологодской, Кемеровской, Нижегородской и Самарской областях реализуется проект «Профессиональные пробы». Он подразумевает под собой реализацию территориальных сетевых циклов профессиональных проб, которые включают различные испытания и упражнения, моделирующие элементы и условия конкретного вида профессиональной деятельности, имеющие завершенный вид. Таким образом, молодой человек искусственно включается в возможно свою будущую профессиональную деятельность.

За время работы экспериментальных площадок в подобных профессиональных пробах приняло участие около 600 тыс. школьников [18]. Значимым социально-экономическим результатом этой работы стало заметное возрастание интереса к востребованным в конкретных регионах профессиям, в том числе рабочим, увеличение конкурса на профессии и специальности среднего профессионального образования.

Также на образовательной арене Российской Федерации появляются смешанные формы профориентации. С 2018 года в России на федеральном уровне реализуется профориентационный проект «Билет в будущее».

«Билет в будущее» – проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11х классов общеобразовательных учреждений. В рамках проекта около одного миллиона российских школьников были задействованы в профориентационном тестировании на специализированной цифровой платформе, а затем в деловой игре.

Методика тестирования основана на научных трудах отечественных ученых и практике экспертов Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»», являющегося оператором проекта [18]. Тестирование ориентировано на диагностику интересов к современным перспективным отраслям и востребованным компетенциям. После каждого этапа тестирования участники получают обратную связь и рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). К сожалению, несмотря на всю актуальность проекта он реализуется лишь в 36 субъектах Российской Федерации.

Также в России при центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на коммерческой основе проводится лагерь «Профессионалы будущего». Лагерь представляет профориентационную выездную программу для детей 13-17 лет. В профессиональном лагере дети погружаются в профессию вместе с ведущими тренерами и экспертами, создают проекты и развивают нужные умения и навыки.

Необходимо отметить тот факт, что и в онлайн-пространстве существуют достаточно эффективные ресурсы, направленные на профориентацию современных школьников. Одним из примеров может служить онлайн-проект информагентства «Череповец» «Профпогружение». Проект представляет собой видео-блог, на котором рассказывают подробно о различных профессиях, а затем приглашают школьников старших классов протестировать ту или иную профессию на съемочной площадке.

Таким образом, отечественная система профориентации прошла достаточно длинный исторический пусть своего развития и трансформации. Сегодня она имеет определенную правовую и организационную структуру, апробированные формы и методы, некоторые из которых уже устарели и их использование не обеспечивает необходимые результаты, но отдельные локальные практики демонстрируют довольно высокую эффективность и повсеместное внедрение таких активных профориентационных форматов способно существенно повысить качество профориентации современной российской молодежи, способствовать ее профессиональному самоопределению.

2.2 Влияние профориентации на выбор профессии: результаты опроса

Для социального проекта «Путь к профессии» было проведено исследование: инициаторы опросили студентов на предмет их выбора профессии.

На вопрос о том, что повлияло на выбор направления обучения, были получены ответы, представленные на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Факторы, оказавшие влияние на выбор профессии1

Результат анкетирования показал, что большая часть учащихся интересуется состоянием рынка труда города и страны в целом, отслеживает тенденции востребованности профессии, проводит мониторинг рейтингов специальностей будущих лет, и с учетом этого выделяет для себя наиболее оптимальный вариант набора профессий, о чем свидетельствует рисунок 2.2.

Рисунок 2.2 - «Соизмеряете ли вы востребованность профессии с собственными желаниями и интересами?»1

Основным источником информации, согласно результатам исследования, являются разнообразные ресурсы (48%), а также советы родителей, друзей и учителей (43%). Таким образом, учащиеся проявляют себя не только как активные пользователи сети Интернет, но и как дети, для которых мнение родителей и опыт старших представляют определенную важность. Данные представлены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Источники получения информации о желаемой профессии1

Помимо самостоятельного поиска будущей профессии, 100% респондентов отметили наличие профориентационных мероприятий в школе совместно с психологом. Это является положительным показателем, поскольку консультация психолога может помочь раскрыть потенциал школьника, заставить думать самостоятельно, умело предоставив данные о возможностях и склонностях каждого учащегося.

Как показывает практика, основным методом в работе психологов все-таки является тестирование, и лишь треть респондентов отмечают также проведение информационных бесед о профессиях. Для пятой части учащихся также устраивают ознакомительные экскурсии на предприятия (рис. 2.4).

Рисунок 2.4 - Методы профориентационной работы, применяемые в школах1

На наш взгляд, проводимой работы недостаточно для создания полноценного обзора будущей профессии, а также определения возможностей реализации себя в ней у школьников.

По результатам опроса студентов 1-3 курсов о том, планируют ли они в дальнейшем работать по той специальности, образование по которой получают, большая часть учащихся среди всех курсов дают положительный ответ. Доля тех, кто точно не видит себя в получаемой профессии, достаточна мала. При этом наблюдается тенденция роста числа студентов, так и не определившихся с тем, подходит ли им выбранная специальность (рис. 2.5).

Рисунок 2.5 - «Планируете ли вы работать по выбранной специальности после окончания обучения?»1

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что профориентационная работа, проводимая в стенах учебных заведений, оказывает значительное влияние на формирование сознательной учебной деятельности в будущем, служит основой будущей профессии.

Важно, чтобы этой работой занимались не только школы, ВУЗы, но и работодатели, ведь весь процесс подготовки будущих специалистов сегодня как раз ориентирован на их потребности. Сегодня многие работающие на основе современных технологий управления персоналом организации используют профориентацию как важнейший элемент маркетинга персонала организации.

Таким образом, чем качественнее проводится профориентационная работа, тем меньше студентов, разочаровавшихся выбранной профессией.

Если диагностика отношения к специальности – это психологическая задача, то формирование отношения к специальности - преимущественно педагогическая проблема. И данную проблему необходимо решать еще в школе. Должная работа педагогов и психологов в сфере профессиональной ориентации помогает школьникам разобраться в своих профессиональных склонностях, подобрать оптимальные варианты профессий с учетом запросов рынка труда, сформировать будущее сознательное студенческое сообщество.

Профориентация, проведенная совместно с работодателями, может повлиять на удовлетворенность профессией и ее адекватный выбор. Если интересы школьников лежат вне сферы, избранной и осваиваемой учащимися специальности, то это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и в последствии на эффективности профессиональной деятельности.

Не менее важной является работа преподавательского состава ВУЗа, который должен сформировать устойчивое положительное отношение к профессии, вызвать интерес к процессу обучения, мотивировать студентов к дальнейшему развитию в своей трудовой деятельности и поддерживать тесную связь с работодателями как в процессе профориентации, так и в процессе обучения студентов.

2.3 Проблемы системы профориентационных работ

Несмотря на безусловную важность профориентационной работы, ее недостаточная эффективность в современных условиях является основанием для анализа имеющихся проблем в данной сфере. Необходимость разрешения этой проблемы подтверждает и инициатива президента В. Путина, связанная с запуском профориентационного проекта - «Билет в будущее».

Первым недостатком, выявленным авторами, является неэффективность тестов в качестве средства профориентации. Следует осуществлять всесторонний анализ профессии с точки зрения ее специфики, возможностей профессионального и карьерного роста, соответствия особенностей конкретной профессии потребностям и возможностям ребенка. Руководитель центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» К. Кузнецов указывает на необходимость дополнения тестов, например, организацией экскурсий на предприятия, встреч с представителями различных образовательных организаций [5]. Справедливость данного положения очевидна, однако в процессе подобных мероприятий важно избегать ошибок, связанных с обычной профагитацией и рекламной деятельностью.

Второй, не менее важной проблемой профориентационной деятельности являются её субъекты. По мнению авторов, необходимо организовать систему подготовки профессионально компетентных кадров консультантов (советников) по профориентации, в полной мере обладающих знаниями социальной политики государства, психологии выбора профессии, конфликтологии, разбирающиеся в особенностях и динамике регионального рынка труда, требованиях профессии, правилах приема, условиях найма на работу.

Так, например, П. Лернер выступает с предложением о том, чтобы профориентационной работой занимались не учителя, а представители профессии. Повышение эффективности профориентационной работы он связывает с тем, что «на смену привычному для школьников учителю» придет «специалист, имеющий производственный опыт». Действительно, профориентационная работа у учителя предметника вызывает объективные трудности, «учителя физики, химии, математики не имеют знаний о современном производстве» [21], которые позволили бы им активизировать межпредметные связи и вести необходимую профориентационную работу. Однако, не менее серьезная ошибка считать, что «высокое техническое образование, практические знания и производственный опыт», вполне достаточно, чтобы эффективно заниматься профориентацией школьников.

Ещё один недостаток системы профориентации, выявленный авторами, заключается в том, что на учащегося оказывается сильное давление - от него требуют профессионального самоопределения, с которым он часто не способен справиться самостоятельно в силу незрелости. Этот тезис находит подтверждение также у П. Лернера. Он приводит мнение Д. Винникота, который доказывал, что «образование должно воздержаться от ускоренной профессионализации и достижения преждевременной ложной зрелости» [14], он приходит к выводу о необходимости «внимательного и экологического отношения» к подростку в период «психосоциального моратория».

Поддержать подростка, поняв его психологическое состояние, показать ему возможности профориентационного выбора, обсудив его персональную палетку профессий, может компетентный консультант (советник) по профориентации. На данном этапе важно сформировать понимание, что универсальные навыки, базовые компетенции дополняют узкоспециализированные умения, целесообразное профессиональное развитие даст возможность легкого переключения со специализации на специализацию или расширения области применения своих сил, деятельностью на стыке нескольких областей.

Таким образом, система профориентации должна стать личностноориентированной, более гибкой, направленной на выявление актуальных потребностей и способностей каждого отдельного человека. Заметим, что уже существующие методики по профориентации способны зафиксировать лишь текущие интересы и качества учащегося; сейчас же необходим подход, рассматривающий человека как постоянно меняющуюся, развивающуюся систему.

Следовательно, от агитационных бесед и проведения тестов необходимо прийти к профориентационному консультированию, близкому к психологическому консультированию, так как в рамках обсуждения индивидуального плана карьеры зачастую всплывают вопросы личного характера, а терапевтическое консультирование невозможно без обсуждения темы профессионального самоопределения.

В организации профориентационной работы должен быть применен системно-деятельностный подход, предполагающий переход от информационно-репродуктивного знания к самостоятельному действию, связанному с формированием своего профессионального интереса, ориентацией в палетке профессий и профессиональными пробами. Такие действия должны поддерживаться и корректироваться компетентными консультантами. Кроме этого, данный подход предусматривает преемственность всех ступеней образования в профориентационной работе.

Главный недостаток профориентационной работы, как справедливо отмечается многими исследователями, в отсутствии системы. Разрозненные мероприятия малоэффективны. Элементы должны быть взаимосвязаны и возглавляемы. Работу этой системы мог бы координировать педагогический вуз. Он может стать стержнем, на котором должна быть построена разноуровневая профориентационная работа, охватывающая образовательными программами дошкольное, начальное, среднее звено обучения и профессиональное образование, подготавливая специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.

Специалисты, занимающиеся профориентацией, должны будут работать на стыке специальностей, совмещая функции педагога и психолога, планируя и сопровождая предметное, личностное и карьерное развитие каждого отдельного субъекта профориентационного выбора не только в процессе школьного обучения, но, возможно, и в более поздние периоды жизни.

К модернизации профориентационной работы можно отнести дискуссионную идею выявления талантов, основанную на блокчейн-технологиях с целью оценки склонностей и способностей учащегося и определения рекомендуемого вуза для поступления, совершенствования ЕГЭ, создание Атласа новых профессий.

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

3.1 Основные принципы и этапы реализации проекта, его содержание

Выявленные в предыдущем разделе проблемы позволяют сделать вывод, что система профориентации на сегодняшний день не является совершенной и может быть дополнена новыми механизмами и инструментами. Один из таких механизмов содержится в предлагаемом авторами проекте «Путь к профессии», в основе которого лежит создание центра профориентации для учащихся 8-11 классов средних школ города Ростов-на-Дону. Работа центра предполагает привлечение профессиональных психологов и работодателей Ростова-на-Дону.

Деятельность центра направлена на предоставление актуальной и подробной информации о востребованных профессиях, перспективах развития и требованиях к кандидатам. Консультации с профессиональными психологами необходимы для того, чтобы помочь школьникам разобраться со своими способностями, интересами, ценностями и на их основе определить наиболее подходящие направления профессиональной деятельности. Привлечение работодателей к проведению стажировок, мастер-классов и встреч с представителями различных профессий позволяет школьникам получить практический опыт.

Схематично взаимодействие центра профориентации и связанных с ним субъектов выглядит следующим образом:

Рисунок 3.1 - Входящие и исходящие потоки проекта «Путь к профессии»

Таким образом, центр профориентации обеспечивает связь работодателей и будущих специалистов, школьники получают комплексное видение различных профессий не только в теории, но и на практике, а также благодаря грамотным консультациям точно знают области, в которых могут реализовать свой потенциал. Проведение высокоэффективных работ по профориентации способствует повышению заинтересованности школьников в учебе и поступлении на конкретные направления профессионального обучения, а как следствие – обеспечение рынка труда квалифицированными и мотивированными специалистами.

Основными принципами проекта являются:

1. Актуальность. Необходимо использовать современные методики и инструменты профориентации, отражать текущие тенденции рынка труда и востребованные профессии, предоставлять информацию о новых образовательных программах и технологиях.

2. Доступность. Важно сделать проект доступным для широкой аудитории, использовать различные каналы коммуникации: сайт, социальные сети, мобильные приложения.

3. Сотрудничество. Принцип сотрудничества является не просто желательной рекомендацией, а научным обоснованным подходом, повышающим эффективность и результативность профориентационных проектов.

4. Индивидуальный подход. Следует учитывать уникальные интересы, способности, ценности и потребности каждого участника, предоставлять персонализированные рекомендации и варианты профессиональных путей, использовать различные инструменты оценки и диагностики, чтобы глубже понять каждого человека.

5. Комплексность. Необходимо охватывать все этапы профориентации: самопознание, исследование профессий, планирование карьеры, поиск работы. включать в себя различные методы и подходы: тренинги, тестирования, лекции, экскурсии, консультации, работа с психологом; создавать условия для практического опыта и развития профессиональных навыков.

6. Взаимоподдержка. Она способствует укреплению социальных связей, повышению устойчивости и совместному развитию, создавая атмосферу доверия и сотрудничества. Это включает в себя обмен ресурсами, знаниями и опытом, а также оказание эмоциональной и практической поддержки.

План работы над проектом включает такие пункты, как:

1. Идентификация и анализ актуальной социальной проблемы: исследование причин, последствий и масштабов проблемы, а также выявление целевой аудитории.

2. Формулирование целей и задач проекта: установление четких и измеримых целей, а также задач, которые необходимо решить для достижения этих целей.

3. Разработка содержания проекта: определение основных мероприятий, методов и подходов, которые будут использоваться для реализации проекта.

4. Оценка необходимых ресурсов и составление бюджета: анализ финансовых, материальных и человеческих ресурсов, необходимых для успешной реализации проекта, а также разработка детального бюджета.

5. Организация и проведение запланированных мероприятий: реализация намеченных действий в соответствии с графиком, включая взаимодействие с участниками и партнерами.

6. Анализ и оценка результатов реализации проекта: Сбор данных, оценка достигнутых результатов по сравнению с поставленными целями, а также выработка рекомендаций для будущих инициатив.

Проект по профориентации для школьников среднего и старшего возраста направлен на помощь в определении профессиональных предпочтений и интересов учащихся, а также на предоставление информации о востребованных профессиях. Основной целью проекта является создание центра профориентации, в котором школьники с помощью психологов смогут осознать свои склонности и выбрать подходящие направления для будущей карьеры, а также пообщаться со специалистами данной области.

В первую очередь, арендуем подходящее помещение, обустраиваем и закупаем необходимое оборудование

Далее, формируем команду, состоящую из, психологов и волонтеров, которые будут заниматься организацией, а также работодателей, которые будут проводить мероприятия. Важным этапом подготовки является разработка тестов на профориентацию и методических рекомендаций для психологов, чтобы обеспечить качественное сопровождение участников.

На следующем этапе для успешного вовлечения участников в проект проведем промо-кампанию. Она включает распространение информации через социальные сети, школьные собрания и информационные стенды. После этого организуем регистрацию участников, которая может осуществляться через онлайн-форму.

На этапе тестирования школьники проходят диагностические тесты, направленные на выявление их интересов, склонностей и личностных характеристик. Параллельно с тестированием организуем сессии с психологами, которые проведут индивидуальные или групповые консультации, помогая участникам интерпретировать результаты и формулировать рекомендации по выбору профессий.

После обработки данных и систематизации результатов тестирования проводится анализ, в ходе которого для каждого участника выявляются 2-3 наиболее подходящие профессии. Это позволяет школьникам получить конкретные рекомендации, основанные на их индивидуальных характеристиках.

Следующий этап - организация встречи с работодателями. Для этого составляем список компаний, представляющих интересные профессии, и приглашаем их представителей для участия в проекте. Работодатели подготавливают краткие презентации о своих компаниях, описывая вакансии и требования к кандидатам. Формат встречи позволяет школьникам задавать вопросы представителям компаний и получать исчерпывающие ответы о карьерных возможностях.

В заключительной стадии проекта собирается обратная связь от участников о полученных знаниях и впечатлениях от мероприятий. На основе этих данных авторы делают выводы о работе, проведенной в рамках центра, и принимают решения относительно повышения ее эффективности.

3.2 План мероприятий и ожидаемые результаты

План мероприятия состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап:

- подготовить помещение для открытия центра и организовать команду, состоящую из психологов, специалистов по профориентации, представителей ведущих работодателей;

- определить целевую аудиторию: в данном случае она состоит из учащихся средних и старших классов (8-11 классы);

- разработать концепцию центра: тематика и цели проекта, формат мероприятий, сроки и бюджет;

- привлечь ведущих работодателей, для чего необходимо составить список потенциальных партнеров, провести переговоры о сотрудничестве, определить формат их участия в проекте (Пример обращения к работодателям и образец письма Министерству образования представлены в Приложении 1 и 2);

- разработать информационную кампанию, включая создание сайта проекта, публикацию информации в социальных сетях, рассылку информационных материалов в школе (Прототип рекламного текста см. Приложение 3);

- подготовить материалы для проведения мероприятий: информационные буклеты и презентации о профессиях, видеоролики о работе в компаниях, тесты и анкеты для определения профессиональных интересов, формы для регистрации участников.

2. Реализация проекта:

  • Торжественное открытие центра профориентации.

- Проведение профориентационных лекций и мастер-классов по приглашению ведущих работодателей, специализированных компаний и организаций. Тематика: востребованные профессии, требования к специалистам, перспективы развития, возможности трудоустройства, soft skills.

- Экскурсии на предприятия и в компании: возможность увидеть работу компаний изнутри, познакомиться с производственными процессами, технологиями, рабочими местами.

- Встречи с представителями различных профессий: возможность задать вопросы о работе, особенностях профессии, карьере.

- Ярмарка вакансий и карьерный день: возможность для учащихся познакомиться с ведущими работодателями, узнать о вакансиях, получить практические советы по составлению резюме и прохождению собеседования.

- Онлайн-вебинары и мастер-классы: для расширения доступности проекта, повышения его охвата.

- Создание online-платформы для взаимодействия: форум для обсуждения вопросов, чат для получения консультаций, база вакансий.

- Проведение конкурсов и квестов: для повышения вовлеченности, мотивации и практического применения полученных знаний.

3. Завершающий этап:

- Оценка эффективности проекта:

а) Сбор обратной связи от участников проекта (разработать анкету с открытыми и закрытыми вопросами для сбора информации о впечатлениях от проекта, полезности полученной информации, удовлетворенности мероприятиями; провести индивидуальные интервью с участниками, которые особенно заинтересовали организаторов проекта, чтобы получить более глубокую информацию о их впечатлениях).

б) Анализ посещаемости мероприятий, участия в конкурсах (собрать статистику о количестве участников каждого мероприятия, о процентном соотношении учащихся, представителей образовательных учреждений и работодателей; сравнить данные о посещаемости с данными о планируемой посещаемости, определить причины отклонений, если они есть).

в) Определение степени удовлетворенности участников (используя данные из анкет, провести анализ удовлетворенности участников проектом, оценить, насколько он достиг своих целей; применить шкалу Лайкерта для оценки удовлетворенности отдельных мероприятий, разделов проекта, чтобы получить более точные данные; проанализировать ответы на открытые вопросы, отзывы, комментарии участников, чтобы получить более глубокое понимание их мнений и пожеланий).

- Подведение итогов проекта:

а) Публикация отчетов и материалов на сайте проекта (составить отчет о результатах проекта, включающий описание всех мероприятий, количество участников, статистику посещаемости, полученные данные о удовлетворенности, список партнеров, бюджет проекта; разместить отчет о результатах проекта на сайте проекта, в свободном доступе для всех желающих; отправить отчет всем партнерам проекта (представители образовательных учреждений, работодатели), а также в СМИ, чтобы проинформировать широкую аудиторию).

б) Проведение презентации результатов проекта (составить презентацию, в которой демонстрируются основные результаты проекта, описываются ключевые достижения, объявляются планы на будущее).

- Создание базы данных участников проекта для дальнейшего сопровождения и предоставления информации о вакансиях.

- Планирование будущих проектов:

Использование опыта и результатов проекта для совершенствования профориентационной работы центра (изучить полученные данные о посещаемости, удовлетворенности участников, проблемных моментах проекта для выявления сильных и слабых сторон; определить ошибки, которые были допущены при реализации проекта, чтобы избежать их в будущем; изучить опыт других профориентационных проектов, поискать новые идеи и подходы для повышения эффективности работы).

Проект должен быть интересным, интерактивным и практико-ориентированным. Необходимо четкое планирование и координация действий всех участников проекта. Важно обеспечить обратную связь от участников проекта и постоянно совершенствовать проект.

Примеры мероприятий:

- лекция «Как найти работу мечты: советы от эксперта по кадровому подбору»;

- мастер-класс «Создание резюме, которое впечатлит работодателя»;

- экскурсия на реальные предприятия;

- встреча с ведущими специалистами компаний;

- ярмарка вакансий;

- онлайн-вебинар «Трендовые профессии будущего: что нужно знать, чтобы быть востребованным».

Ожидаемые результаты проекта включают в себя более глубокое понимание школьниками своих интересов и склонностей, выявление перспективных профессий, соответствующих их личным качествам, а также установление контактов между школьниками и работодателями. Это может сыграть важную роль в дальнейшем трудоустройстве или стажировках. В конечном итоге проект поможет школьникам не только лучше понять себя, но и получить реальное представление о рынке труда и возможностях в своей будущей карьере.

1. Результаты для участников:

- Повышение осведомленности - учащиеся получат информацию о востребованных профессиях, актуальных требованиях рынка труда, о возможностях профессионального развития и трудоустройства.

- Проект поможет участникам развить навыки, необходимые для успешной карьеры:

а) коммуникативные навыки, навыки работы в команде, лидерские качества, креативность, умение решать проблемы;

б) профессиональные знания и навыки, необходимые для работы в конкретной сфере.

- Также участники получат мотивацию к дальнейшему обучению и профессиональному развитию, поймут важность получения качественного образования для успешной карьеры.

- Проект поможет участникам определиться с выбором будущей профессии, снизить уровень неопределенности и страха перед выбором профессионального пути.

- Участники получат возможность попрактиковаться в самопрезентации, составлении резюме, прохождении собеседования. Проект способствует формированию у участников ценностных установок, связанных с трудовой деятельностью, ответственностью, саморазвитием.

2. Результаты для работодателей:

- Проект обеспечит работодателям доступ к талантливым молодым специалистам, поможет найти будущих сотрудников. Проект поможет работодателям повысить качество кадрового резерва, подготовить сотрудников к требованиям современного рынка труда.

- Участие в проекте по профориентации поможет работодателям укрепить свой имидж в глазах молодых специалистов, повысить узнаваемость бренда.

- Проект даст возможность работодателям увидеть потребности будущих специалистов, сформировать долгосрочную кадровую политику.

3. Результаты для региона:

- Создание устойчивой системы профориентации - проект будет способствовать созданию устойчивой системы профориентации в регионе, обеспечивающей эффективную связь между образовательными учреждениями, работодателями и учащимися.

- Проект поможет повысить качество образования в регионе, подготовить специалистов, соответствующих потребностям рынка труда. Проект будет способствовать экономическому развитию региона, повышению конкурентоспособности местных предприятий, созданию новых рабочих мест.

4. Долгосрочный эффект:

- Повышение уровня занятости- проект будет способствовать повышению уровня занятости молодых специалистов, снижению безработицы в регионе.

- Проект поможет участникам проекта сделать осознанный выбор профессии, построить успешную карьеру, реализовать свой потенциал. Проект будет способствовать развитию человеческого капитала региона, улучшению качества жизни.

Таким образом, взаимосвязь ожидаемых результатов можно представить следующим образом:

Рисунок 3.2 - Ожидаемый эффект проекта «Путь к профессии»

Создание центра профориентации способствует комплексным изменениям в существующей системе выбора профессии школьниками, делая его более осознанным. Такой подход обеспечивает заинтересованность в дальнейшем обучении, а как следствие - дает обществу замотивированных квалифицированных специалистов.

3.3 Материально-техническое обеспечение проекта и результаты его реализации

Для успешной реализации проекта «Путь к профессии» необходимы определенные ресурсы. Рассмотрим подробнее, какие факторы материально-технического обеспечения влияют на достижение цели проекта.

1. Создание комфортной образовательной среды (Комфортные условия способствуют повышению мотивации обучающихся и их вовлеченности в учебный процесс.)

2. Качественное оборудование и технологии (Использование новейших разработок и технологий делает обучение более актуальным и адаптированным к требованиям рынка труда.)

3. Обеспечение доступа к информационным ресурсам (Возможность углубленного изучения тем и актуальных исследований поддерживает стремление к самообразованию и профессиональному росту.)

4. Facilitating Practical Experience (Профессиональное образование требует наличия мест практики и стажировок. Организация партнерств с компаниями и учреждениями, готовыми предоставить участникам возможность получать практический опыт, является важным элементом МТО. Это не только обогащает образовательный процесс, но и помогает реализовать теоретические знания на практике.)

5. Финансовая устойчивость и управление ресурсами (Важно грамотно управлять ресурсами, чтобы избежать лишних затрат и обеспечить их рациональное использование.)

6. Оценка и мониторинг качества МТО (Мониторинг позволяет адаптировать проект к изменяющимся условиям и требованиям, что, в конечном итоге, способствует его успешной реализации.)

В рамках проекта предусмотрены определенные категории расходов и доходов, которые являются неотъемлемыми для его успешной реализации и функционирования.

Расходы включают в себя:

1. Аренду помещений и оборудования:

Аренда помещений для проведения тренингов, семинаров и мастер-классов является важным аспектом проекта «Путь к профессии». Необходимость в специализированных помещениях обусловлена требованиями к комфортной и безопасной среде для обучения.

Выбор помещения осуществляется с учетом ряда факторов:

а) Транспортная доступность. Центр профориентации должен быть легкодоступен для целевой аудитории - школьников и их родителей - из разных районов города чтобы его посещение не доставляло значительных неудобств. Это обуславливает необходимость наличия удобного подъезда на личном автомобиле и наличие парковочных мест. При этом также стоит учесть, что значительная часть учеников пользуется общественным транспортом для перемещения по городу. Поэтому целесообразным видится расположение центра профориентации в районе Центрального рынка, через который проходит 82 маршрута общественного транспорта и таким образом обеспечивается связь со всеми районами города. Также достаточно удачным является Ворошиловский район, поскольку в нем проживает практически пятая часть горожан.

б) Близость расположения школ. Данный фактор способствует значительному увеличению потока клиентов, поскольку целевая аудитория будет постоянно видеть центр профориентации по пути в школу и назад. Подобное местоположение способствует повышению узнаваемости центра. Не менее важен и тот факт, что ученики и их родители смогут легко добраться до центра после занятий.

в) Размер помещения должен соответствовать предполагаемым нагрузкам и функционалу центра. При определении необходимой площади следует учитывать, что в центре профориентации должны быть обустроены отдельные кабинеты для консультаций, групповых занятий и мастер-классов, а также выделено пространство для ожидания, где родители или другие посетители могут находиться во время занятий. Оптимальный размер помещения составляет 80 м2.

г) Состояние помещения. Техническое оснащение и ремонт напрямую влияют на комфорт и безопасность посетителей. При выборе помещения важно оценить наличие необходимого технического оснащения (компьютеры, проекторы, доски для презентаций), уровень ремонта: требуется ли капитальный ремонт или достаточно косметического, а также соответствие помещения санитарным нормам и требованиям безопасности.

д) Стоимость аренды является одним из ключевых факторов, который может существенно повлиять на финансовую устойчивость центра. Важно учитывать соотношение цены аренды с бюджетом организации и долгосрочные перспективы, включая возможность пересмотра условий аренды в будущем.

Таким образом, выбраны три помещения, наиболее подходящие под открытие центра профориентации:

- помещение на пр-те Королева, 16Б - 84 м2 стоимостью 100 000 руб. в месяц,

- помещение на пр-те Михаила Нагибина, 27 - 79 м2 стоимостью 70 000 руб. в месяц,

- помещение на ул. Обороны, 81 - 74 м2 стоимостью 55 000 руб. в месяц (см. рис. 3.1).

Рисунок 3.3 - Географическое расположение рассматриваемых коммерческих помещений

Наиболее подходящей площадью для аренды под центр профориентации выбрано помещение по адресу пр-т Михаила Нагибина, 27. Данное помещение является легкодоступным, поскольку вблизи проходит 26 маршрутов общественного транспорта, и присутствуют парковочные места. Площадь помещения и цена аренды являются оптимальными, а расположение около оживленной дороги на первом этаже с отдельным входом обеспечивает хорошую видимость организации.

2. Оплату труда специалистов и тренеров:

Оплата труда высококвалифицированных специалистов и тренеров — это один из наиболее значительных расходов проекта. Качественное образование требует привлечение профессионалов, обладающих опытом и знанием актуальных тенденций на рынке труда. Это не только повысит эффективность обучения, но и создаст доверие участников к программе. Инвестиции в оплату труда специалистов завтра окупятся в виде успешных выпускников, готовых к трудоустройству.

3. Расходы на маркетинг и рекламу:

Эффективная маркетинговая стратегия — это ключевой элемент успешной реализации проекта «Путь к профессии». Рекламные расходы включают создание и распространение информационных материалов, размещение рекламы в социальных сетях и традиционных СМИ, проведение мероприятий для целевой аудитории. Эти расходы необходимы для привлечения участников и заинтересованных сторон, а также для повышения уровня осведомленности о проекте. Чем больше людей узнает о программе, тем больше шансов на её успешное внедрение и поддержку.

4. Закупку материалов для практических занятий:

Закупка учебных и практических материалов играет важную роль в проекте. Высококачественные материалы позволяют создать практико-ориентированные занятия, например, специализированные пособия, инструменты и оборудование для конкретных профессий. Это поможет участникам не только усвоить теоретические знания, но и получить практический опыт работы, что значительно увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда.

5. Организацию транспортировки участников:

При необходимости организации транспортировки участников проекта важно учитывать расходы на аренду автобусов или другие транспортные средства для доставки до учебных мест или практических занятий. Некоторые участники могут проживать в удаленных районах, и обеспечение их транспортом способствует повышению доступности мероприятий проекта. Это не только улучшает уровень участия, но и создает возможность вовлечь более широкий круг слушателей, что важно для успеха программы.

6. Прочие расходы:

Прочие расходы могут включать расходы на выполнение административных функций, такие как юридические услуги, бухгалтерия, страхование и канцелярские нужды. Эти затраты обеспечивают бесперебойное функционирование проекта и его защиту от возможных юридических рисков. Также важно запланировать резервный фонд на непредвиденные расходы, что позволит поддержать финансовую устойчивость проекта и выполнить все свои обязательства перед участниками и партнёрами. Надлежащая организация этих расходов обеспечивает долгосрочную стабильность проекта и его способность адаптироваться к изменениям.

В таблице 3.1 представлен примерный расчет затрат для города Ростова-на-Дону.

Таблица 3.1 – Расчет затрат на реализацию проекта

Стартовые инвестиции

Ремонт и обустройство

400 000 руб.

Закупка методических материалов

40 000 руб.

Создание сайта

45 000 руб.

Юридические расходы

30 000 руб.

Оборудование

300 000 руб.

Итого

815 000 руб.

Ежемесячные затраты

Аренда помещения площадью 80 м²

70 000 руб.

Заработная плата сотрудникам

180 000 руб.

Коммунальные платежи

10 000 руб.

Реклама

70 000 руб.

Расходные материалы и распечатки

15 000 руб.

Итого

345 000 руб.

Финансирование проекта будет осуществляться за счет:

1. Краундфандинг:

Сбор денег через специальные интернет-площадки, на которых проекты запускают краундфандинговые кампании. Их суть заключается в том, что множество людей жертвуют небольшие суммы. В итоге центр может собрать необходимые вложения для старта.

2. Регистрационных взносов участников:

Регистрационные взносы участников выступают как дополнительный источник дохода для проекта «Путь к профессии». Эти взносы позволяют формировать финансовую базу, которая способствует покрытию затрат на организацию мероприятий, курсов и тренингов. Кроме того, взносы помогают установить определенный уровень серьезности и ответственности у участников, что может повысить их заинтересованность в усвоении материала и достижения успеха в профессиональной области. Часть собранных средств также может направляться на создание новых образовательных программ и улучшение существующих, что значительно увеличит общий уровень качества предоставляемых услуг.

3. Спонсорской поддержки:

Спонсорская поддержка играет важную роль в финансировании проекта «Путь к профессии», предоставляя дополнительные ресурсы и возможности для его роста и развития. Компании и частные лица, которые становятся спонсорами, могут вносить средства, а также предлагать свои услуги и экспертизу в рамках проводимых мероприятий. Эта поддержка не только помогает снизить финансовую нагрузку на проект, но и усиливает взаимосвязь между образовательными учреждениями и бизнесом, что, в свою очередь, может способствовать созданию новых рабочих мест и улучшению профессиональных перспектив для участников. Спонсоры также получают возможность продвигать свою корпоративную социальную ответственность и становиться частью значимого социального проекта.

Создание удобной и высококачественной образовательной среды, доступ к необходимым ресурсам и технологиям, а также грамотное управление ресурсами способствуют формированию у обучающихся тех навыков и компетенций, которые окажутся востребованными на рынке труда. Это не только повышает качество образования, но и обеспечивает конкурентоспособность проекта в условиях современного образовательного ландшафта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что профессиональная ориентация и поддержка учащихся средних и старших классов в процессе выбора образовательного профиля и сферы будущей деятельности являются ключевыми аспектами успешной подготовки молодежи к взрослой жизни. В условиях динамично меняющегося рынка труда и социальных реалий оказание квалифицированной профориентационной помощи становится необходимым условием для обеспечения эффективного профессионального самоопределения молодежи.

Важно помнить, что многие подростки находятся на стадии формирования своей идентичности и могут испытывать трудности при выборе профессии. Они часто нуждаются в наставничестве и поддержке со стороны взрослых, которые способны направить их мысли и переживания в конструктивное русло. Поэтому одним из главных аспектом работы центра станет психологическая поддержка. Профориентация — это не только выбор профессии, но и преодоление внутренних барьеров. Психологи и консультанты помогут молодежи разобраться в своих интересах и сильных сторонах, а также преодолеть страхи и сомнения. А эффективная профориентационная работа должна учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его интересы, склонности и способности, а также быть пронизана принципами гуманности и уважения к свободе выбора.

Ожидается, что работа профориентационного центра повысит уровень осознанности среди молодежи относительно выбора профессии, снизит безработицу среди выпускников и поможет развить востребованные навыки. Участие в мероприятиях центра создаст возможности для установления полезных контактов с потенциальными работодателями и единомышленниками.

Для достижения поставленных целей проекта необходимо реализовать ряд задач. Формирование устойчивых интересов к профессиональной деятельности требует применения разнообразных подходов и методов, таких как интеграция практической деятельности, организация профориентационных мероприятий, встречи с представителями различных профессий и экскурсии на предприятия. Эти формы взаимодействия помогут учащимся не только получать теоретические знания, но и на практике осознавать, что собой представляют различные профессии, что, в свою очередь, способствует более осознанному выбору.

В заключение, качественная профориентационная работа представляет собой фундамент для будущего успеха как самих молодых людей, так и для экономики в целом. Подготовка высококвалифицированных и мотивированных специалистов станет важным шагом на пути к стабильному развитию общества. Создавая условия для гармоничного сочетания интересов обучающихся и требования рынка труда, мы обеспечиваем возможность выбора профессионального пути, соответствующего личным стремлениям и потребностям современного мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в РФ: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской федерации от 4 октября 2000 г. №751. - М., 2000.

4. Об учреждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление Министерства труда Российской Федерации от 27.09.1996 г. № 1.

5. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2403-р от 29.11.2014 г.

6. Алишев, Т. Б. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня / Т. Б. Алишев, А. Х. Гильмутдинова. // Вопросы образования. - 2010. - № 4. - С. 227-246.

7. Болдина, А. М. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / А. М. Болдина, Е. В. Деева // Современные проблемы образования. - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii/viewer (дата обращения: 16.10.2024).

8. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва: АСТ, 2009. - 811 с.: ISBN 978-5-17-059582-2.

9. Вайсбург, А. А. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профессиональной ориентации / А. А. Вайсбург, А. Е. Голомшток. - Москва: Педагогика, 1979. - 160 с.

10. Гриншпун, С. С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции / С. С. Гриншпун. // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 85-91.

11. Гриншпун С. С. Профессиональная ориентация школьников в США / С. С. Гриншпун. // Педагогика. - 2005. - №9. - С. 65-72.

12. Ермошкина, У. Д., Проблема трудоустройства выпускников среднего профессионального и высшего образования: обзор основных моментов опыта СССР / У. Д. Ермошкина, А. В. Степанова, Е. П. Кулькова. // Научные исследования 2024: актуальные теории и концепции: сборник материалов XLIX-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, в 3 т. том 2. - Москва: Издательство НИЦ «Империя». 2024. С. 84-87.

13. Курбатова, А. С. Проблемы и перспективы профориентационной работы в современных условиях / А. С. Курбатова, Н. В. Рубцова, Е. Ю. Калачев. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-proforientatsionnoy-raboty-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 16.10.2024).

14. Лернер, П. С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России / П. С. Лернер. // Мир образования – образование в мире. - 2009. - № 3. - С. 3-13.

15. Махаева, О. А. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников / О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева. - Москва: УЦ Перспектива, 2002. - 51 с. - ISBN 5-7744-0108-1.

16. Пан, В. В. Формирование суверенной системы образования / В. В. Пан, А. С. Абрамов // Образование России и актуальные вопросы современной науки: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. 2024. - С. 377-381.

17. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА М, 1998. — 672 с.: ISBN 5-89123-163-8.

18. Синельникова, Н. А. Профориентация школьников в России / Н. А. Синельникова, А. В. Кисиленко // Цифровая наука. - 2020. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-shkolnikov-v-rossii/viewer (дата обращения: 16.10.2024).

19. Толстогузов, С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом / С. Н. Толстогузов. // Образование и наука. - 2015. - №1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proforientatsionnoy-raboty-za-rubezhom/viewer (дата обращения: 16.10.2024).

20. Третьяченко, Т. В. Качество как важный критерий эффективности системы образования: анализ практик ведущих стран мира / Т. В. Третьяченко, Ж. В. Спичак, А. И. Тарабановская // Научный потенциал. - 2024. - №2 (45).

21. Центр тестирования и развития // Гуманитарные технологии: [сайт]. - URL: https://proforientator.ru/publications/articles/bilet-vbudushchee-shkolniki-smogut-primerit-professii-na-sebya.html (дата обращения: 23.10.2024).

22. Шамсутдинова, И. Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И. Г. Шамсутдинова, О. И. Павлова. // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 101-111.

23. Parsons Frank. Choosing a vocation. / Frank Parsons. - Boston and New York: Publishing Houghton Mifflin Company, 1909. - 182 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕР ОБРАЩЕНИЯ К РАБОТОДАТЕЛЯМ

Уважаемый(-ая) ______________!

Мы рады приветствовать вас в профориентационном центре "Путь к профессии"! Ваша поддержка и участие имеют огромное значение для формирования будущих специалистов, и мы обращаемся к вам с предложением о сотрудничестве.

Почему стоит сотрудничать с нами?

1. Создание мостов между образованием и рынком труда: Мы стремимся обеспечить связь между учащимися и работодателями, чтобы молодые специалисты могли получить актуальные знания и навыки, соответствующие требованиям рынка.

2. Возможность делиться опытом: Ваши эксперты могут проводить мастер-классы, семинары и лекции, делясь знаниями о профессиях, необходимых компетенциях и современных тенденциях в вашей отрасли.

3. Экскурсии и стажировки: Мы предлагаем организовать экскурсии на ваши предприятия, что позволит учащимся увидеть реальную работу в вашей компании и вдохновиться карьерными возможностями.

4. Поддержка талантов: Сотрудничая с нами, вы сможете выявить и привлечь перспективных молодых специалистов, которые могут стать ценными сотрудниками вашей команды.

5. Социальная ответственность: Участие в профориентационных мероприятиях демонстрирует вашу приверженность развитию местного сообщества и поддержке молодежи в выборе профессионального пути.

Давайте обсудим возможности сотрудничества!

Мы будем рады встретиться с вами и обсудить, как мы можем работать вместе для создания успешного будущего для наших учеников.

Контакты для связи:

Просмотров работы: 46