Введение. Забота о молодых людях с ограниченными возможностями является важным аспектом деятельности государства и общества. Она направлена на обеспечение безопасности и предотвращение ухудшения качества жизни этой уязвимой категории граждан. Один из основных методов достижения этой цели - предоставление социальных гарантий, эти гарантии закреплены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составляет 490 тыс. человек. Это значимая социальная группа, имеющая особые потребности.
В этой связи исследование ключевых аспектов инновационных технологий социальной поддержки для данной категории лиц выходит на передний план.
Актуальность темы заключается в необходимости инновационных технологий социальной реабилитации молодых инвалидов в условиях комплексного центра социального обслуживания.
В ходе исследования темы курсовой работы мы опирались на исследования таких авторов, как Астраханцева, О.Е., Васильев, Ю., Васильева, Н.В., Гундарева, И.Д., Гусева, Н.К., Глазкова, Л., Гусев, Н.Г., Курбатов, В.И., Холостова, Е.И., Толкачева, Е.В., Токмаков, В., Филонов, Г.Н. и Яркина, Т.Ф.
Впервые определение понятия «реабилитация» дано Ф.И.Р. фон Бусом в 1903 году. В буквальном переводе термин «реабилитация» обозначает «восстановление прав, способностей, доброго имени».
Процесс реабилитации содержит в себе 3 следующих этапа: реконвалисценцию, адаптацию и ресоциализацию.
Реконвалисценция представляет собой этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма.
Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем, адаптация может носить как активный характер, так и пассивный. В процессе реабилитации нужно стремиться именно к активной форме адаптации - обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.
Реадаптация представляет собой приспособление к условиям жизни на новом рабочем уровне с применением резервных компенсаторных способностей. Данный этап приспособления к быту, труду, обучению и иным разным средам обитания.
Начальным звеном в системе общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, которая направлена на полное или частичное восстановление здоровья, замедление патологического процесса, предотвращение осложнений, обострений и рецидивов заболевания.
Медицинская реабилитация неотделима от процесса лечения - уже при оказании медицинских услуг человеку, потерявшему здоровье, должен быть обеспечен наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации.
Медицинская реабилитация - это система комплексных мероприятий, включающих воздействие как на пораженный орган, так и на весь организм инвалида в целом.
Педагогическая реабилитация молодых людей с ограниченными возможностями должна включать в себя обучение или переподготовку для получения новой профессии на основе доступных им видов производственной деятельности, что также поможет им найти работу, сохранить свой социальный статус и материальное благополучие.
Одним из перспективных направлений реабилитации является профессиональная реабилитация людей с ограниченными возможностями - это предоставление им новой профессии или специальности в процессе переподготовки, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей функций организма.
Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и организацию работы или трудоустройство.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в повседневной жизни и обществе, восстановление общественных связей и взаимосвязей, разрушенных или утраченных инвалидом вследствие нарушения здоровья или физического дефекта, то есть это социально-бытовая адаптация и социально-экологическая реабилитация.
Все направления социальной реабилитации реализуются в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая позволяет учитывать физические и психофизиологические особенности человека с ограниченными возможностями и связанный с ними реабилитационный потенциал.
Индивидуальная программа реабилитации представляет собой оптимальный для инвалида комплекс реабилитационных мероприятий, включающий определенные виды, формы, объемы, сроки и порядок осуществления медицинских, профессиональных и иных реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Инвалид имеет право отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий и от реализации программы в целом. Основными принципами формирования ПИС являются:
-индивидуальность;
-непрерывность;
-непротиворечивость;
- преемственность;
- комплексность.
Инновационная деятельность в сфере социальных услуг является одним из современных направлений развития социальной работы в России. Она направлена на использование научных исследований и разработок для расширения и обновления технологий оказания помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, повышения качества предоставляемых им услуг и обеспечения доступности пользования социальными услугами.
Инновационная деятельность включает в себя целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и других мероприятий, которые в совокупности приводят к определенным инновациям.
С точки зрения автора Е.И. Холостовой, инновационные технологии - это деятельность, направленная на создание и материализацию новшеств в обществе, внедрение инноваций, которые приводят к качественным изменениям в различных сферах общественной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Относительно молодой возраст также имеет направление медицинской реабилитации, педагогической и социальной работы, метод арт-терапии.
Арт-терапия - это лечение искусством, лечение посредством художественного творчества.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. На практике арт-терапия не всегда ассоциируется с лечением в строгом медицинском смысле этого слова. Хотя терапевтические задачи ей свойственны, есть много примеров использования арт-терапии скорее, как средства психической гармонизации и развития человека.
Суть арт-терапии заключается в терапевтическом и корректирующем воздействии искусства на человека и проявляется в восстановлении травмирующей ситуации посредством художественно-творческой деятельности, приведении переживаний во внешнюю форму с помощью продукта художественной деятельности.
Эрготерапия занимается улучшением качества жизни людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Нарушение здоровья - это физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма.
Эрготерапия представляет собой совокупность реабилитационных мер, которые ориентированы на восстановление повседневной работы человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Повседневная деятельность включает в себя самообслуживание, трудовую деятельность, досуг и связанные с этим межличностные отношения.
Анималотерапия уже давно и успешно практикуется во многих странах мира. Собака-поводырь является уникальным средством реабилитации для слабовидящих.
Реабилитация инвалидов с помощью собак-поводырей положительно влияет на эмоциональное состояние незрячих. Важно, что собака - жизнелюбивое и активное существо - помогает преодолеть психологические трудности, которые возникают у людей, потерявших зрение.
Систематическая физическая активность восстанавливает ведущее значение двигательных навыков в регуляции вегетативных функций, приводит к исчезновению двигательных нарушений.
Нормализация функции осуществляется также путем избавления от ненужных временных компенсаций, которые, например, искажают нормальную походку после травмы нижней конечности и т.д.
Следовательно, физкультурно-оздоровительные мероприятия являются эффективным средством восстановления нормального функционирования организма и способствуют повышению уровня активности и физической подготовленности организма молодого инвалида.
Заключение. Процесс реабилитации инвалидов целостен и сложен; утрата или бездействие того или иного направления или формы реабилитации приводит не только к нарушению возможностей социального функционирования инвалида, но и к неэффективной, неполной реабилитации в тех областях, которые были реализованы. Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на формирование иждивенца.
Весь комплекс социально-реабилитационных мероприятий направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации и саморазвитию
В стране происходят фундаментальные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными стандартами. В настоящее время инвалидами признаются не только те, у кого снижена или утрачена трудоспособность, но и те, у кого есть другие виды инвалидности. Это привело к изменению государственной политики в отношении инвалидов, усилению реабилитационной направленности, структурной реорганизации служб обследования и реабилитации инвалидов, развитию системы индустрии реабилитации и формированию внутреннего рынка реабилитации и реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам, использованию различных технологий в реабилитации инвалидов. инвалидов, как традиционных, так и инновационных.
Список используемой литературы
1. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: учебное пособие / Н.В. Антипьева. - М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 224с.
2. Ломакин В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации / В.И. Ломакин, Л.П. Храпылина, В.С. Шипулина. - М., 2002. -144 с.
3. Любушкина Т.Л. Комплексная реабилитация инвалидов / Т.Л. Любушкина // Научно-популярный журнал: Социальная работа. - 2007. - №6.-С.44
4. Повх Т.П. Социальная реабилитация инвалидов / Т.П. Повх // Научно-популярный журнал: Социальная работа. - 2008. - №4. - С.23
5. Смолина М.В. Иппотерапия - эффективный метод реабилитации детей-инвалидов / М.В. Смолина // Социальное обслуживание. - 2003. - №2. – С.33
6. Тюрина В.С. Реабилитация молодых инвалидов / В.С. Тюрина // Научно-популярный журнал: Социальная работа. - 2017. - №4. – С. 24
7. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - М.: Изд. торговая корпорация "Дашков и Ко", 2020. - 240 с.
8. Черпухина Т.В. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Т.В. Черпухина. - Вологда: 2018. - 51 с.