В современном обществе, как и в любом другом, не редки случаи, когда люди пропадают или остро нуждаются в помощи. На этом фоне случился особый рост популяризации волонтёрских отрядов, помогающий людям на добровольной и безвозмездной основе. Такие отряды носят название поисково-спасательные. Их деятельность напрямую связана с риском для жизни, экстремальными условиями, физической и эмоциональной нагрузкой, нравственными усилиями, а также требует высокой самоотдачи и готовности помочь другим. Особую значимость в этом контексте приобретает "Образ Я" – внутреннее восприятие себя, которое оказывает существенное влияние на мотивацию, поведение, а также на способность справляться со стрессом и опасностью.
У волонтёров поисково-спасательных отрядов «Образ Я», из-за экстремальных условий деятельности и большой эмоциональной самоотдачи, может значительно отличаться от «Образа Я» тех, кто этим условиям не подвержен. Данная тема является малоизученной, но крайне важной, поскольку если появится понимание того, как трудные испытания могут отразиться на самооценке, идентичности и внутреннем образе волонтёров подобных отрядов, то появится возможность разработать наиболее эффективные рекомендации и программы по поддержки и подготовки участников отрядов, профилактике выгорания, снижению стресса, а также иметь представления о плюсах и минусах такого вида деятельности.
Целью нашего исследования явилось изучение структуры «Образа Я» у волонтёров поисково-спасательных отрядов.
В исследовании приняли участие волонтёры спасательных отрядов в количестве 30 человек в возрасте 25–35 лет со стажем волонтерства от 1 года.
Методики исследования: тест «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда, методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик [1].
По итогам проведенной психологической диагностики были получены следующие данные.
Полученные результаты по методике «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда по категориям представлены в Рисунке 1.
Рисунок 1 – Количественное распределение выборов в категориях по методике М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?»
По методике «Кто Я?» Манфреда Куна и Томаса Макпартленда преобладает Рефлексивное Я (197 баллов), что указывает на высокий уровень самоанализа и самопонимания у респондентов, они часто оценивают свои действия с точки зрения их влияния на свой личностный рост и окружающий мир. Доминирование именно данной категории кажется закономерным, поскольку активное участие в волонтёрской деятельности, особенно в ПСО, может помогать людям осознавать свою значимость и роль в обществе. На втором месте — Социальное Я (100 баллов), что может говорить о том, что они имеют высокий уровень ответственности за выполнение своих социальных обязанностей и активно взаимодействую с коллективами и сообществами, укрепляя чувство своей принадлежности и социальную идентичность, им важны свои социальные роли и чувство принадлежности к сообществу. Деятельностное Я (76 баллов) показывает, что респонденты осмысливают себя через свою деятельность и её пользу для общества, что подчеркивает их целеустремлённость и готовность к самопожертвованию ради достижения общего блага. Коммуникативное Я (75 баллов) подчёркивают то, что они могут видеть себя через призму общения с другими людьми, поскольку они всё время коммуницируют как с партнёрами по отряду, так и с людьми, попавших в затруднительное положение. Самые низкие показатели были зафиксированы в категориях Перспективное Я (20 баллов), Физическое Я (16 баллов) и Материальное Я (12 баллов). В большинстве случаев респонденты указывали на бедность в рамках категории Материальное Я, а не на достаток или наличие имущества. Это может свидетельствовать о том, что эти категории имеют второстепенное значение в их представлении о себе. Однако, для некоторых респондентов, которые дали ответы, подходящие под данные категории, эти категории могут оставаться значимыми в контексте повседневной жизни и/или деятельности.
Результаты обследования волонтёров поисково-спасательных отрядов, полученные по методике Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» также дали информативное представление о структуре «Образа Я» респондентов. Так стало видно, что существует значительное различие между тем, как они себя видят в реальной жизни и какими бы хотели быть. Абсолютное большинство волонтёров стремятся повысить свои лидерские качества, отмечая скачок по параметру «Доминирование». Лишь один участник хотел бы стать менее властным, предпочитая равноправное взаимодействие. Остальные 29 респондентов, напротив, желают преодолеть свою конформность и скромность, стремясь к большей уверенности и доминированию. У некоторых наблюдается незначительный подъём (респондент 5), у других — значительное увеличение показателя (респондент 13). Это может свидетельствовать о внутреннем напряжении, когда потребность в доминировании сталкивается с барьерами, такими как неуверенность или страх ответственности. Общее наблюдение показывает, что большинство волонтёров рассматривает доминирование как важный аспект работы в команде и принятия решений в критических ситуациях. Сильное стремление к доминированию может указывать на внутренние конфликты и дефицит уверенности в собственных возможностях, что может вести к фрустрации и нужде в поддержке для развития уверенности и лидерских навыков.
В параметре «Дружелюбие» же, наоборот, у большинства волонтёров наблюдается спад показателей в «идеальном я» относительно «реального Я». Двадцать из тридцати человек стремятся снизить показатели дружелюбия в своем «идеальном Я» по сравнению с «реальным Я». Например, у респондента №1 разница составляет 17,60 баллов, что может указывать на перегруженность от открытости и желания поддерживать других. Некоторые волонтёры (респонденты №16 и 18) сохраняют тот же уровень дружелюбия, тогда как другие (№5, 9, 11, 23, 26, 28) хотят его увеличить, что может свидетельствовать о различиях в личных ценностях, опыте и установках. Обобщая, большинство волонтёров видят себя дружелюбными или стремятся к этому, но многие желают ослабить эту характеристику. Это может быть связано с профессиональной ролью, где доброжелательность важна для налаживания контактов и командной работы, но требует значительных эмоциональных ресурсов. Волонтёры, чьи идеальные показатели дружелюбия ниже реальных, возможно, осознают, что излишняя открытость иногда мешает им эффективно выполнять свои задачи или сохранять эмоциональное равновесие.
Можно сделать вывод, «Образ Я» волонтёров поисково-спасательных отрядов представляет собой сложное сочетание рефлексивности, социальной активности и стремления к действию, при этом они сталкиваются с внутренними противоречиями и вызовами, связанными с их ролью в обществе и личными амбициями. Это создает уникальную динамику, в которой волонтёры стремятся к помощи другим, иногда в ущерб собственным потребностям и желаниям.
Проблема малоизученности «Образа Я» у волонтёров поисково-спасательных отрядов остаётся актуальной и до сих пор. Волонтёры ПСО – обширная группа людей со своими индивидуальными, в силу специфики деятельности, личностными характеристиками и виденьем себя, которые нуждаются в последующем подробном изучении и анализе в дальнейшем.
Данная исследовательская работа стать начальной точкой более обширного и многогранного исследования данной темы, которые, в дальнейшем, могут помочь лучше понимать мировоззрение и точку зрения волонтёров, оптимизировать их работу, а также разработать рекомендации и программы мероприятий по повышению эффективности работы по предотвращению эмоционального выгорания и профессиональных деструкций.
Список литературы
Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / под общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 768 с.