Проект “Неделя домашнего чтения” - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Проект “Неделя домашнего чтения”

Воронцова О.В. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Паспорт проекта

  1. Вид проекта – познавательный

  2. Тип проекта

По целевой установке: познавательно-практико-информационный.

По составу участников: групповой, дети 6-7 лет, родители, педагоги;

По срокам реализации: краткосрочный

  1. Название проекта «Неделя домашнего чтения»

  2. Участники проекта – воспитанники старшей группы дошкольного учреждения.

  3. ФИО студентов, работающих над проектом: Переяслова Анна Александровна

  4. Цель: повысить статус чтеца-взрослого, стимулировать читательскую активность в семьях воспитанников, содействовать развитию культуры чтения.

  5. Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Основной – реализация проекта.

Заключительный – обобщение и подведение результатов.

  1. Актуальность. Семейное чтение содействует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

  2. Материалы проекта могут использоваться в качестве пособия при обсуждении данной темы, на занятиях по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Введение

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

Какое значение имеют книги в жизни ребёнка? В настоящее время значительную часть важной информации мы привыкли, увы, получать из средств современной коммуникации, средств массовой информации, есть еще, у каждого, и личные телефоны. Включить телевизор, «заглянуть» в интернет. А как же книги, зачем они нужны?

Современные дети, хотим ли мы этого признать или нет, но они изменились, изменились в своем желании познать мир, и делают это иначе. На первое место они ставят совсем другие ценности, у них иные взгляды и представления происходящее и происходившее в мире. Новые технологий набирает свои темпы. Мир и наши дети находятся в мире компьютеризации и развития интернет ресурсов. Весь поток новой информации весь мир получает теперь технических средств массовой информации.

И это факт не очень утешителен для развития маленького ребёнка, у которого небольшой словарный запас недостаточно практического опыта и в периоде развития, воображение. И в этой связи книга должна быть для маленького ребенка быть главным источником познания. А мы наблюдаем обратную картину, спад знаменитости чтения, значимости и потерю традиций семейного чтения. И каковы основания этого утверждения?

- родители в семье не подают должного примера в чтении книг, книга не популярна в семье. А что же ребенок? А ребенок не выразит никакой заинтересованности не к книге не к чтению. Чтения вслух, должно развивать речь, память, воображение ребенка с самого раннего детства. И примером для детей в первую очередь должны стать их родители.

В дошкольных организациях, программы дошкольного образования требуют ежедневного чтения детской литературы. В современной школе и школьных программах недостаточно место уделяется чтению художественной литературы.

Чтение – лучшее приобретение человечества нашего в ходе эволюции. Оно развивает психические процессы человека: восприятие, память, воображение, мышление. Обогащают словарный запас, на самой ранней стадии развития человека, улучшают качество речи.

Мы, воспитатели детского сада, считаем, что книги это один из наилучших источников информации для ребенка. Чтение развивает ребенка. И не оспорима роль книги в нравственно-патриотическом воспитании детей. И неоспоримо утверждение: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

Актуальность проекта

Современный ребенок страдает от дефицита родительского внимания, нежности, участия в жизни ребенка. Родители погружены в дела или в общение по телефону, а дети часами просиживают перед монитором компьютера или телевизора. Слабеет ниточка духовной связи, а скажется этот разрыв, когда ребенок станет подростком.

О современной молодежи говоря, что она черствая, порой жестокая. Но кто виноват, если ребенка воспитывали видеоролики и мультфильмы с жаргонной лексикой и сценами жестокости? Выход есть: как можно раньше вернуться к добрым книжкам и семейному чтению.

Актуальность проблемы семейного чтения не вызывает сомнения. К сожалению, читать стали меньше и взрослые, и дети школьного возраста. Педагоги бьют тревогу. Школьники предпочитают находить готовые ответы в интернете, чем формировать своё мнение как итог вдумчивого чтения и размышления. Убеждать ребёнка в том, что чтение – лучшее учение, что хорошая книга – лучший друг, потому что в ней мудрые ответы на самые разные вопросы, поздно.

Для чего нужны книги детям в 6-7 лет? Если в раннем возрасте ребенку было не интересно авторство читаемого произведения, то с этого возраста он осознает, что сказки, стихи и рассказы пишут писатели и поэты. Некоторые даже могут даже назвать автора. Но большинство из них начинают проявлять интерес уже в среднем школьном возрасте. Также, стоит отметить, что на этом этапе, малыши могут отличать сказку от рассказа, стихотворение от прозы. Нередко они сами начинают сочинять сказки, в которой прослеживается логика между действиями героев и их последствиями. Семейное чтение содействует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Проведя опрос родителей наших воспитанников, мы убедились в том, что проблема семейного чтения актуальна и значима. Каждый второй ребенок растет в окружении не читающих взрослых.

Мы разработали проект «Неделя домашнего чтения», для родителей и воспитанников своей группы, чтобы максимально продуктивно развивать навыки чтения в группе и дома, совместного чтения родителей и детей, и обратить в ежедневную, увлекательную программу семейного досуга.

Цель, задачи проекта

Цель: повысить статус чтеца-взрослого, стимулировать читательскую активность в семьях воспитанников, содействовать развитию культуры чтения,

Задачи:

  1. Повышать компетенции родителей в осознании ими ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

  2. Формировать положительный имидж читающей семьи.

  3. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы, повышению родительской компетенции в области детского чтения.

4. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).

5. Создавать модель образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.

6. Воспитывать у детей умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.

7. Информировать родителей о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.

Предполагаемые результаты

Работая над данным проектом, мы хотели добиться следующих результатов:

-повысить интерес детей и родителей к художественной литературе;

-возродить традиции домашнего, семейного чтения;

-обобщить и транслировать лучший семейный опыт по воспитанию и приобщению детей к художественной литературе;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя

Тип проекта

По целевой установке: познавательно-практико-информационный.

По составу участников: групповой, дети 6-7 лет, родители, педагоги;

По срокам реализации: краткосрочный.

Этапы реализации проекта:

этап

Цель

Формы, методы, приемы

1этап Подготовительный

Подготовка детей и родителей к реализации проекта

-сбор информации, работа с методической литературой,

- составление плана работы над проектом

- составление перспективного плана проекта.

-взаимодействие с родителями в создании проекта;

2.этап Основной

Реализация проекта

- реализация проекта.

- анкетирование семей воспитанников с целью знакомства с домашними библиотеками детей.

- организация занятия по теме «Как устроена книга» с рассказами детей об усвоенном материале на примере любимых книжек.

- организация отчетной фотовыставки и рисунков детей по теме.

- организация занятия по чтению художественного произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (чтение в записи воспитателем группы) с последующим заучиванием понравившихся отрывков детьми.

- информационно-познавательные консультации для родителей, по организации детского уголка книги в домашних условиях.

3.этап Заключительный

 Обобщение результатов

 - обобщение материалов проекта;

- подготовка рассказов о полученном опыте;

- выявление семей победителей, организация церемонии награждения самых читающих семей на отчётном родительском собрании.

Заключение

Воспитание потребности чтения у ребёнка – это одна из важнейших педагогических задач. К этой цели нельзя прийти без тесного взаимодействия педагога с родителями ребёнка. В своей работе с каждой семьёй. Мы пытаемся достичь эту цель. Любые негативные факторы внешнего мира не должны лишать наших детей возможности к стремлению познавать и обучаться, к развитию творческих способностей и приобретению духовно-нравственных качеств, а лучшие помощники в этом – книги, и лучшие и первые учителя и главный пример детям – их родители.

Совместное чтение – значительный этап в развитии ребенка. Очень хорошо, когда у мамы или у папы и их детей есть совместное хобби, и чтение – это один из лучших вариантов приятного времяпрепровождения. Ребенок ценит каждую минуту, проведенную совместно с родителем. Совместное чтение выполняет ряд необходимых функций в воспитании: дарит чувство надежности и безопасности, чувство собственной значимости, помогает в формировании ценностей и обучает моделям поведения. Книга полезна на всех этапах развития и становлении индивидуальной детской личности. Она учит основам правильного поведения, способствует адаптации в обществе и зарождает веру в чудеса, что делает каждого малыша более счастливым. Чтение является не только развлекательным времяпрепровождением, но и ценным вкладом в образование детей. Книги – это кладезь знаний, которые ребенок может впитать с первых лет жизни. Книга в руках мамы – главная воспитательная сила, то, что открылось ребенку со страниц книги, прочитанной ему родителями в раннем детстве, становится частью его, навечно ассоциируется с теплотой материнского голоса. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера.

Дошкольные Программы предлагают

Возможности семьи

(…зарождение или продолжение семейных традиций)

- ежедневное чтение детской художественной литературы;

- беседы по содержанию прочитанного и услышанного;

- формирование умений в выражении собственного отношения и мнения об услышанном и прочитанном.

- ежедневное чтение детских художественных произведений (вечера чтения, вечера –декламации, литературные вечера, вечера у «камина» и т.д.);

- привлекать детей чтением с продолжением, мотивировать запоминание содержания услышанного при прочтении.

Цитата: «Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное».

- ввести в круг детского чтения, творчество; привлекать детей к созданию рукописных книг, журналов, применять в групповом чтении;

- применить в «домашнем чтении» изготовление книжек –самоделок, создание семейных журналов и стен-газет созданные в совместном творчестве детей и взрослых;

- развивать у детей личные индивидуальные литературные художественные предпочтения;

- организовывать подбором детской библиотеки, обсуждать в беседах прочитанное и услышанное;

- непрерывно активизировать работу в уголках книги детском саду (обсуждение содержания детских книг, иллюстраций к произведениям, выставки: книг, иллюстраций художников детской литературы);

- продолжать развивать семейные традиции «семейных библиотек» давать пример детям правильного обращения с книгами, концентрировать его внимание ребенка на ценности книжной продукции, источника знаний;

- приобщать к культуре пользования книжным и журнальным фондами, публичных библиотек.

- формировать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей почитать книгу, понимать ее роль в жизни людей;

- возрождать и продолжать, сделать семейными традиции «поиска» (посещение книжных магазинов, ярмарок, выставок) интересных или любимых или новых, современных художественных произведений.

Тематическое планирование работы

по проекту: «Неделя домашнего чтения».

Временной промежуток

Задачи, поставленные проектом

Обратная связь, родители и дети

День первый

- анкетирование семей воспитанников с целью знакомства с «детскими» домашними библиотеками;

- побуждать детей к высказыванию собственных мнений.

- активизация активного взаимодействия родителей воспитанников по средствам

- ежедневное чтение художественных произведений детям с беседами по прочтению;

- отчет об участии в акции;

- продуктивное творчество деятельность

Второй день

- занятие по теме «Как устроена книга» с рассказами детей об усвоенном материале на примере любимых книжек - учить детей бережно обращаться с книгой;

- развивать фантазию, воображение, преображать услышанное в прочтении в творческую практику;

- организация проведения акции «Всемирный День Птиц- читаем о птицах» и создание отчетной фотовыставки рисунков детей по теме;

- «Советы родителям»- информационно-познавательные консультации, содержащие педагогические рекомендации по организации домашней библиотеки и привлечению детей к чтению, презентации о выдающихся детских писателях

(В.Ю. Драгунский, В.Г. Сутеев, В.В. Бианки), а также советы по воспитанию в детях бережного отношения к книге (рассылка текстовых документов в личную почту родителям).

--творческая, продуктивная деятельность детей по теме видео занятия;

- беседы воспитателя и родителей с детьми о бережном отношении к книге, изучить правила работы с книгой.

- виртуальные (по средствам доступных онлайн-технологий) экскурсия в библиотеки;

-творческая, продуктивная детская деятельность.

День третий

- аудиозанятие по чтению художественного произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» ( читает в записи воспитатель группы) с последующим заучиванием понравившихся отрывков детьми.

- развивать умение в выявлении характерных особенностей героев детских произведений;

- расширять представления детей о значимости книг в жизни людей.

-видеоотчет об участии вакуии;

- театральная деятельность, инсценировка любимых произведений;

- творческая, продуктивная деятельность, изготовление книжки- самоделки:

День четвертый

- флеш-моб к «Всемирному Дню Детской Книги»- заучивание наизусть детьми, совместно с родителями, стихотворений о любви к книгам и чтению с последующим отчетом;

- продолжать учить выразительному прочтению любимых стихотворений;

- виде фестиваль с использованием сети Instagram по результатам флеш-моба;

- творческая, продуктивная деятельность рисование по прочтении любимого произведения.

День пятый

- формировать и развивать исследовательские навыки в детской деятельности

- подготовить в семье презентацию к проекту «Неделя домашнего чтения»

- Участие в виртуальном фото фестивале Фотовыставка «Наша семейная библиотека»

Задачи

Воспитатели

- обобщение результатов проекта

- оформление методической работы проекта «Неделя домашнего чтения»

».

Список использованной литературы

1. Сокольская А.В. Материнское чтение. – М.: Либерия- бибинформ, 2007.

2. Тюнников Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005.

3. Кирьянова Р. А. Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению// Дошкольная педагогика. – 2005.

4. Петрановская Л. В. Если с ребёнком трудно/ Л. Петрановская. – М: АСТ, 2014, 142 с.

5. Интернет–ресурсы. Сказки для детей 5–6лет:youtube.com>watch&v=nvlGrk5WcR0

6. Интернет-ресурсы. Сайт о детях. Всё для детей: vse-dlya-detey.ru/doshkolnie-uchebniki

Приложение 1

Мероприятие 1. Анкетирование семей воспитанников с целью знакомства с домашними библиотеками детей.

Цель: проанализировать несколько каждая семья готова познакомить воспитанников с понятием библиотека, насколько готова заниматься домашним чтением.

Ход мероприятия.

1. Познакомить родителей с детской литературой, соответствующей данной возрастной группе воспитанников.

2. Разослать анкеты – опросники родителям с целью определения, какие источники детской литературы они используют.

3. Подготовка рекомендаций по составлению перечня детских произведений, которые должны быть в домашней библиотеке.

Вывод: данное мероприятие позволяет познакомить родителей с примерным перечнем детской литературы в соответствии с требованиями ФГОС.

Мероприятие 2. Видеоурок по теме «Как устроена книга».

Цель: рассказать об основных элементах книги, их роли и назначении.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово о роли книг в жизни и воспитании духовно богатой личности.

2. Презентация:

Слайд 1: Первые книги. Их предназначение. История возникновения.

Слайд 2: Обложка – первая подсказка, дверь в книгу.

Слайд 3: Корешок. Как найти книгу на полке, зная автора.

Слайд 4: Форзац, страницы. Чем книга отличается от брошюры.

Слайд 5: Ляссе – закладка-ленточка.

Слайд 6: Игра – минутка. Узнай книжку по иллюстрациям.

Слайд 7: Презентуй свою любимую книгу.

3. Вывод: книга – очень ценная вещь. Много труда затратили люди на ее изготовление, поэтому, нужно обращаться с ней бережно.

Мероприятие 3. Акции «Всемирный День Птиц».

Цель: обобщить знания о перелётных птицах; учить составлять краткие сравнительные описания поведения птиц, используя в речи следующие слова: поют, щебечут, прыгают. Развить в детях ответственность за «братьев наших меньших».

Ход мероприятия:

1. Блиц – опрос «Каких домашних и диких птиц вы знаете?»

2. Презентация книг или произведений о птицах и с участие птиц из домашней библиотеки.

3. Выставка рисунков по прочитанным произведениям о птицах

4. Лепка по теме «Скворцы у скворечника клюют зернышки».

Вывод: экологическое воспитание детей, воспитание бережного отношения к природе, развитие творческих способностей детей и их кругозора.

Мероприятие 4. Аудиоурок по чтению художественного произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный».

Цель: путешествие по произведению С. Я. Маршака, развитие речевых умений и творческих способностей детей.

Ход урока:

1. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.

2. Воспроизведение аудиозаписи произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный».

3. Обсуждение с детьми.

4. Играем в театр. Постановка мини-сценок и видеозапись детей с согласия родителей.

Вывод: развитие театральных способностей воспитанников, тренировка памяти, речевых навыков.

Мероприятие 5. «Советы родителям»- информационно-познавательные консультации.

Цель: познакомить родителей с методами привлечения детей к домашнему чтению, составить памятку для родителей

Ход мероприятия:

1. Беседа с родителями, знакомство с требованиями ФГОС в образовании детей 6 – 7 лет.

2. Презентация для родителей об условиях и способах организации домашнего чтения.

3. Памятка для родителей: советы родителям.

Вывод: мотивация родителей повлияет и на детей, процесс домашнего чтения будет более интересен.

Мероприятие 6. Флеш-моб ко «Всемирному Дню Детской Книги».

Цель: активизировать детское чтение.

Ход урока:

1. Чтение стихов о книгах и их пользе.

2. Краткие биографические справки о популярных детских писателях детям и родителям.

3. Заучивание наизусть понравившихся стихотворений.

4. Видеоотчет мероприятия.

Вывод: флэш-моб сближает детей и родителей, позитивный эмоциональный фон мероприятия мотивирует детей к чтению.

Мероприятие 7. Изготовление книжки-малышки

Цель: обобщить полученные знания, закрепить любовь к книге, активизировать интерес к чтению, побудить к совместному творчеству родителей с детьми

1. Краткая инструкция по способам изготовления книжки малышки.

2. Беседы с детьми о выбранной теме книги, о содержании иллюстраций книги

3. Видеоотчет мероприятия

Вывод: Самостоятельное изготовление книжки еще больше мотивирует детей к чтению, прививает любовь к книгам, к бережному отношению к домашней библиотеке.

Просмотров работы: 11