СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Куприянова Н.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.Социально-культурная реабилитация инвалидов является одной из актуальных проблем современной социальной работы. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от непризнания, физического уничтожения, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции инвалидов и создания полноценной жизнедеятельности без барьера. Теоретические основы проблемы реабилитации инвалидов, включая понятие личности, общественные отношения, адаптацию как важное условие социализации, а также анализ, были рассмотрены в работах Зайцева, П.Н., Исакова, А.С., Кузнецовой, Н.В., Лапшина, Г.А., Макарова, Т.С., Носова, К.М., Осипова, В.И., Павлова, Е.С., Романова, И.А., Соколова, Л.М., Терентьева, Д.А., Уварова, Е.П., Федорова, Г.Д., Хрущева, Н.В., Цветкова, В.Г.

Социально-культурная реабилитация –это совокупность мер, которые ориентированы на возвращение (создание) психологических механизмов, которые в свою очередь помогаютрегулярномувнутреннему росту, развитию, и восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Отделение по социально-культурной реабилитациинеобходимо для организации досуга, удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов и семей с детьми-инвалидами, расширения их культурного и общего кругозора[1].

Развитие социальных умений и навыков инвалида осуществляется в социально-культурной среде. Данный вид представлен социальными институтами, традициями, духовными ценностями, исполняющие функцию социальной ориентации гражданинас ограниченными возможностями здоровья в социуме и сформированы при помощи суммирования социального опыта большого числа поколений.

Социокультурная реабилитация инвалидов представляет собой совокупность мер и условий, которые дают возможность адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать необходимую информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь [2].

Социально-культурная реабилитация предполагает развитие разных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческоесамовыражение, развитие навыков общения, формирование активной жизненной позиции. Благодаряучастию в социокультурной деятельности происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется полезная мотивация, меняются в положительную сторону суждения, взгляды. Социокультурная реабилитация дает возможность использовать клиентам учреждений свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействиякультуры и искусства, как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями [1].

Объектом социально-культурной реабилитации являются социально незащищенные и ослабленные группы населения: несовершеннолетние, сироты, инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи и др. категории граждан.

Социально-культурная недостаточность связана с полной или частичной неспособностью индивида осуществлять социально-культурные функции, которые принято считать нормальными для граждан данного пола, возраста и других социальных и демографических характеристик [2].

Процесс социальной реабилитации обычно включает в себя 5 этапов, каждый из которых играет важную роль в успешной адаптации инвалидов к социальной среде.

- Первый этап, диагностико-прогностический, представляет собой анализ состояния человека, его потенциала для реабилитации и разработку индивидуального плана мероприятий.

- На втором этапе, планировании, определяются оптимальные методы и формы реабилитации, которые будут применяться в каждом конкретном случае.

- Третий этап – подготовка к работе с реабилитантом - включает в себя подготовку специалистов и создание необходимых условий для проведения реабилитационных мероприятий.

- Четвертый этап – реализация программы реабилитации - включает в себя проведение запланированных мероприятий и мониторинг изменений, происходящих с человеком в процессе реабилитации, с последующей корректировкой плана при необходимости.

- На заключительном пятом этапе происходит систематизация данных, полученных в ходе мониторинга, и оценка результатов проведенной реабилитационной работы с целью выявления достигнутых успехов и обозначения дальнейших направлений работы [4,c.123].

В современном обществе социальная реабилитация инвалидов, проживающих в условиях интернатных учреждений, становится все более актуальной задачей. Это обусловлено не только увеличением числа людей, нуждающихся в постоянной социальной поддержке, но и развитием подходов к организации реабилитационных программ.

Реабилитация должна обеспечивать восстановление или уменьшение ограничений у инвалида, приводящих к социальному ущербу его самого, семьи и общества. При этом важное значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, индивидуальные потребности, надежды и интересы, социальный фон. Инвалид из объекта превращается в полноправный субъект, стоящего в центре процесса реабилитации и активно участвующего в нем [6,c.4].

Досуговая деятельность в рамках дома-интерната будет рассмотрена на примере ОГАУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в с. Акшуат» [8].

Учреждение предоставляет услуги постоянного, временного и 5-дневного в неделю проживания для инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе.

Дом-интернат расположен в живописном месте, окруженном вековыми соснами, с ухоженной территорией, украшенной декоративными цветами и кустарниками. Квалифицированная медицинская помощь предоставляется всем проживающим, включая лиц с ограниченными возможностями. Ежедневно проводятся досуговые мероприятия, а также организуются прогулки на свежем воздухе.

В настоящее время учреждение реализует следующие формы досуговой деятельности - включая новые: спортивно-игровые мероприятия, творческие фестивали, работа творческих мастерских, вязание носков для военнослужащих - участников СВО, плетение маскировочных сетей, конкурсы патриотических рисунков, совместные праздники, включая день Ульяновской области, день герба и флага, посещение музеев, организация концертов [8].

Одной из новейших форм организации досуговой деятельности в учреждении для инвалидов является помощь военнослужащим – участникам СВО. Процесс вовлекает инвалидов в совместное плетение маскировочных сетей, вязание носков и изготовление окопных свечей. Эти мероприятия не только направлены на непосредственную помощь фронту, но и имеют значительные социальные и психологические выгоды для участников программы.

Организация конкретной формы досуговой деятельности будет рассмотрена на примере плетения маскировочных сетей. Идея была предложена сотрудниками учреждения и быстро получила поддержку среди получателей социальных услуг. Для реализации проекта мужчины из числа проживающих в интернате заранее подготовили каркас для маскировочных сетей. Далее, для организации и обучения волонтеров, были привлечены представители народного движения «По зову сердца» из г. Барыш [7].

Учреждение обеспечило необходимыми материалами, а также создало комфортные условия для работы. Процесс плетения стал совместным трудом, сплотившим коллектив и волонтёров. Важно отметить, что каждый участник внес свой вклад в создание маскировочных сетей, вне зависимости от своих физических ограничений или возраста.

Эта форма волонтерства помогает инвалидам почувствовать свою важность в обществе, развивает навыки командной работы и способствует социальной интеграции. С другой стороны, ограниченный физический труд способствует поддержанию здоровья инвалидов, развитию мелкой моторики инвалидов.

Исходя из всего вышеизложенного, можем сформулировать рекомендации для организации досуговой деятельности инвалидов в условиях дома-интерната для качественной реализации досуговой деятельности необходимо:

- Внедрение совместных проектов, направленных на помощь участникам СВО, таких как плетение маскировочных сетей, вязание носков и изготовлением окопных свечей, с участием как сотрудников учреждения так инвалидов;

- Проведение обучающих сессий для участников, в том числе привлечение волонтёров и представителей общественных организаций для передачи опыта и навыков.

- Обеспечение необходимыми материалами и ресурсами для проведения мероприятий, включая инструменты и средства для изготовления необходимой помощи участникам СВО;

- Регулярное проведение праздников и мероприятий внутри учреждения, например, выставок произведений, созданных участниками, для поддержки и показа результатов их творческой деятельности;

- Систематический мониторинг физического и эмоционального благополучия участников, адаптация мероприятий с учетом их потребностей и способностей;

-Регулярное взаимодействие с волонтёрскими группами и общественными организациями для поддержки и партнерства в проведении мероприятий;

- Содействие социальной интеграции участников, в том числе организация мероприятий с участием общественности.

Заключение. Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями, проводимая в Учреждении, направлена на предупреждение и коррекцию нарушений развития личности реабилитанта в зависимости от природы и механизмов образования ограниченийжизнедеятельности.принципов социальной реабилитации в интернатных учреждениях выявляет важность учета индивидуальных потребностей каждого человека, гибкости и адаптивности программ реабилитации, а также регулярного мониторинга и адаптации мероприятий с учетом изменяющихся потребностей участников. Все вышесказанное указывает на необходимость систематического и комплексного подхода к социальной реабилитации инвалидов, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и контекст их проживания в интернатных учреждениях.

Список используемой литературы.

1. Кильсенбаев Э.Р. Социальная реабилитация как направление социальной работы с инвалидами // Инновационная наука. 2016. №11-3.

2. КарасаеваЛ.А., Коробов М.В., Деденева И. В. Методологические основы профессиональной реабилитации инвалидов // APRIORI. Серия: Естественные и технические науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-professionalnoy-reabilitatsii-invalidov (дата обращения: 27.11.2024).

3. Петросян В.А. Социальная реабилитация инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания (Социологический аспект) :дис. канд. социол. наук : 22.00.04 / В.А.Петросян. М, 2014. - 147 с.

4.Мухаметшина Ч.М., Низова Л.М. Роль культуры в реабилитации граждан с ограниченными возможностями // Вестник Межрегионального от крытого социального института. — 2019, № 2(4). — С. 120-123.

5. Романов О.Ю. Социализация через социально-культурную реабилитацию: практика и опыт применения методов арт -терапии/ О. Ю. Романов, Г.В. Игнатенко // Политика. Обществоведение.Искусство. Социология. Культура: науч. и социо-культ. журн. — 2022. — № 2. — 65 с.

6. Независимая газета о культуре «Большая перемена». СПб. № 19(423), декабрь 2021. — 4 с.

7. Плетем маскировочные сети// Официальный сайт специального дома – интерната для престарелых и инвалидов в с. Акшуат [Электронный ресурс]. URL: http://dipi-akshuat.uln.socinfo.ru/news/105128457 (дата обращения: 25.11.2024)

8. ОГАУСО СДИ в с. Акшуат [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/dominterna/topic/153087539875104 (дата обращения: 27.11.2024)

Просмотров работы: 17