ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Иванова И.А. 1
1ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире образовательные учреждения сталкиваются с рядом вызовов, которые требуют от них адаптации и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. К таким вызовам можно отнести: изменение требований к качеству образования, рост объёма информации, стремительное развитие технологий, глобализация образовательных процессов (таблица 1). В таких условиях становится особенно актуальным вопрос менеджмента знаний (МЗ)  процесс, который включает в себя накопление, сохранение, передачу и эффективное использование знаний. Одним из ключевых аспектов, определяющих актуальность МЗ, является динамичное развитие научной мысли и технологического прогресса. Анализ литературных источников [1-4] показал, что в условиях постоянного обновления методов и подходов к обучению, появления новых образовательных платформ, ресурсов и инструментов, образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью непрерывного совершенствования знаний своих преподавателей и студентов. Это становится ключевым условием для поддержания конкурентоспособности и соответствия требованиям современного мира.

Таблица 1  Современные вызовы в сфере образования и роль МЗ

Вызов

Роль МЗ

Стремительное обновление информации и технологий

Обеспечение доступа к актуальной информации и технологиям, постоянное обновление учебных материалов

Рост объема информации

Систематизация и структурирование информации для эффективного использования

Высокие требования к качеству образования

Повышение качества обучения через обмен знаниями, использование лучших образовательных практик

В условиях быстрого развития технологий и обновления информации образовательные учреждения должны быть готовы к постоянному получению новых данных и инструментов. МЗ позволяет оперативно обновлять учебные материалы и методические подходы, чтобы они оставались актуальными. Однако с ростом объёма информации становится всё сложнее эффективно использовать знания. МЗ помогает систематизировать данные и сделать их доступными для преподавателей и студентов. Высокие требования к качеству образования заставляют учебные заведения постоянно улучшать образовательные процессы. Система менеджмента знаний (СМЗ) согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 30401-2020 помогает стандартизировать и совершенствовать подходы к обучению, что приводит к повышению качества образовательных услуг. СМЗ помогает решить эту проблему, структурируя и упорядочивая информацию так, чтобы она была доступна, понятна и полезна для всех участников образовательного процесса [1]. В таблице 2 представлены основные преимущества, которые могут получить образовательные организации от внедрения СМЗ. СМЗ предоставляет преподавателям доступ к новейшим методикам и исследованиям, что способствует их непрерывному профессиональному развитию. Это, в свою очередь, позволяет им совершенствовать свои навыки и предоставлять студентам более качественное образование. Эффективное управление обеспечивает беспрепятственный доступ к актуальной информации, передовым методическим материалам, научным исследованиям и инновационным образовательным технологиям [2].

Таблица 2  Преимущества СМЗ для образовательных организаций

Преимущество

Описание

Повышение эффективности работы

Оптимизация процессов, уменьшение времени на поиск информации и улучшение координации работы

Развитие профессионализма преподавателей

Обучение и повышение квалификации преподавателей через доступ к современным методикам и исследованиям

Формирование культуры обмена знаниями

Создание среды, способствующей обмену знаниями и сотрудничеству между преподавателями и студентами

Кроме того, создание среды, в которой активно происходит обмен знаниями между всеми участниками образовательного процесса, способствует более эффективному обучению и укреплению внутренних связей в учебном заведении. Это позволяет формировать культуру обмена знаниями, которая способствует инновационному развитию и повышению качества образования [3, 4]. Важно не только передавать знания студентам, но и формировать культуру обмена знаниями между преподавателями, исследователями и административным персоналом. Это позволяет значительно улучшить качество обучения и повысить результативность работы образовательного учреждения.

Одним из ключевых аспектов СМЗ является сохранение опыта и знаний преподавателей, особенно в условиях высокой текучести кадров. Когда преподаватели уходят или выходят на пенсию, важно сохранить их знания и опыт, чтобы новые специалисты могли легко освоить необходимые методы и подходы. Создание баз данных, методических материалов, видеоуроков и других ресурсов способствует сохранению опыта и передаче его будущим поколениям преподавателей.

СМЗ также способствует формированию инновационной образовательной среды. Взаимодействие между преподавателями, учениками и администрацией стимулирует обмен идеями, внедрение новых образовательных технологий и методов. Это позволяет образовательным учреждениям быть гибкими и оперативно реагировать на изменения в обществе и на рынке труда, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность. В таблице 3 представлены различные инструменты, которые могут быть полезны для МЗ в образовательных организациях.

Таблица 3  Инструменты МЗ в образовательных организациях

Инструмент

Описание

Онлайн-курсы и платформы

Платформы для получения образовательных материалов и курсов, таких как Coursera, edX и другие.

Базы данных и репозитории

Хранение и систематизация учебных материалов, научных публикаций и ресурсов для легкости доступа.

Платформы для обмена опытом

Платформы для общения и обмена знаниями между преподавателями и студентами, например, форумы и блоги.

Системы управления обучением (LMS)

Платформы для автоматизации учебного процесса, анализа успеваемости студентов и организации курсов.

Онлайн-курсы и образовательные платформы предоставляют возможность гибкого обучения и самостоятельного повышения квалификации как для студентов, так и для преподавателей. Базы данных и репозитории обеспечивают удобный доступ к учебным материалам, методическим пособиям и научным исследованиям. Это упрощает поиск и использование знаний. Платформы для обмена опытом играют важную роль в создании сообщества внутри учебного заведения. Они способствуют развитию профессиональной сети и обмену лучшими практиками. Системы управления обучением (LMS) помогают автоматизировать образовательный процесс, отслеживать успеваемость студентов и упрощать организацию обучения [5, 6].

В условиях современных вызовов, стоящих перед образовательными организациями, эффективный МЗ становится не только необходимостью, но и важным фактором для достижения высоких результатов. Ключевыми преимуществами внедрения СМЗ в образовательные учреждения являются:

1) Оптимизация рабочих процессов в образовательной организации. МЗ представляет собой эффективный инструмент, способствующий улучшению функционирования учебного заведения. Оно позволяет оптимизировать поиск информации, улучшить коммуникацию между преподавателями и студентами, а также более рационально использовать ресурсы. В результате, МЗ напрямую влияет на повышение общей эффективности работы организации.

2) Развитие профессионализма преподавателей. Профессиональное развитие преподавателей является ключевым фактором, определяющим качество образования. СМЗ позволяют преподавателям быть в курсе последних исследований и методик, а также принимать участие в образовательных программах и семинарах. Это способствует повышению их квалификации и улучшению педагогических навыков.

3) Формирование культуры обмена знаниями. Создание культуры обмена знаниями в учебном заведении является важным аспектом МЗ. Это способствует улучшению взаимодействия и сотрудничества между студентами, преподавателями и административным персоналом. В результате, это приводит к более эффективной работе и развитию как самого учреждения, так и его сотрудников.

В таблице 4 представлены этапы внедрения СМЗ в образовательных организациях. В начале работы над СМЗ необходимо провести тщательный анализ потребностей и проблем, с которыми сталкивается образовательная организация. Это позволит определить чёткие цели и задачи для СМЗ. Затем следует выбрать и внедрить подходящие инструменты и технологии, которые будут наилучшим образом поддерживать процесс МЗ. Обучение сотрудников играет ключевую роль в успешной интеграции СМЗ. Это гарантирует, что преподаватели и администрация смогут в полной мере использовать возможности, предоставляемые системой. На последующих этапах проводится оценка и корректировка СМЗ, что позволяет адаптировать её к изменяющимся условиям и обеспечить долгосрочную эффективность.

Таблица 4  Этапы внедрения СМЗ в образовательных организациях

Этап

Описание

Оценка потребностей и определение целей

Анализ текущих проблем и потребностей образовательной организации в области МЗ

Выбор и внедрение инструментов МЗ

Определение и внедрение подходящих технологий и инструментов для сбора, хранения и передачи знаний

Обучение сотрудников

Организация тренингов и семинаров для преподавателей и административного персонала

Оценка и корректировка СМЗ

Оценка эффективности внедренных решений и внесение изменений на основе обратной связи

Таким образом, СМЗ представляет собой фундаментальный аспект успешной деятельности образовательных учреждений. Этот процесс не только способствует повышению качества образования, но и стимулирует развитие инноваций, сохранение ценного опыта, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности работы. В условиях динамичных изменений в образовательной сфере внедрение эффективных методов МЗ становится необходимым условием для каждой организации, стремящейся к конкурентоспособности и предоставлению высококачественных услуг.

Списоклитературы:

1 Колюжная, Т.В. Особенности управления знаниями в современных организациях / Т.В. Колюжная, К.Д. Замостьян // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета, 2018. – №1. – С. 77-82.

2 Куреневский, А.С. Анализ концепции управления знаниями в аспекте применения в современных организациях/ А.С. Куреневский, М.Р. Дряев // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(22). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 48-51.

3 Системы управления знаниями – мировой опыт [Электронный ресурс]. / Официальный сайт ISpring–ресурса для корпоративного обучения. – Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/sistemy-upravleniya-znaniyami-mirovoy-opyt – 04.02.2024.

4 Зимова, Н.С. Особенности внедрения системы управления знаниями в российских компаниях. / Н.С. Зимова // Научный результат. Социология и управление, 2019. – №5 (3). – С. 100-116.

5 Новицкий, В.В. Особенности управления знаниями в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / В.В. Новицкий // Публикации научных статей, 2017. – № 7. – Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1484158267 – 20.01.2025.

6 Чехарин, Е.Е. Управление знаниями в учебной организации [Электронный ресурс] / Е.Е. Чехарин // Управление образованием: теория и практика, 2015. – №1 (17). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-uchebnoy-organizatsii – 20.01.2025.

Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии, стандартизации и сертификации ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», канд. техн. наук Вольнова А.С.

Просмотров работы: 7