УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВЕНЬ ЭСКАПИЗМА У УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВЕНЬ ЭСКАПИЗМА У УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Доронин С.Н. 1, Торгунская Н.Л. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского» Владивосток
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках современной психологии труда и исследований профессионального стресса концепция эмоционального выгорания, впервые формализованная в работах Х. Дж. Фрейденбергера (Freudenberger, 1974), играет ключевую роль в понимании негативных аспектов профессиональной деятельности. Х. Дж. Фрейденбергер, проводя исследования среди специалистов, оказывающих профессиональную помощь в условиях интенсивного межличностного взаимодействия и высокой эмоциональной нагрузки, определил «выгорание» как психологическое состояние, характеризующееся истощением ресурсов и функциональными нарушениями, не являющимися следствием каких-либо психических расстройств.

Как отмечают Королева Е.Г. и Шустер Э.Е.[1], модель Фрейденбергера стала отправной точкой для изучения дистресса, вызванного профессиональной деятельностью.

Впоследствии значительный вклад в развитие понимания этого феномена внесли такие исследователи, как Перлман Б. и Хартман Е. (Perlman & Hartman), Маслач К. и Пайнс А. (Maslach & Pines), Айронс Е., Дирендонк Д. , Шауфели В. , Сиксма Х. и Буриш М., чьи работы расширили представления о причинах, механизмах формирования и стадиях развития эмоционального выгорания, а также выделили его ключевые характеристики и последствия для профессиональной деятельности и общего благополучия. Эти исследования позволяют более глубоко анализировать контексты, способствующие возникновению выгорания, и формировать научно обоснованные подходы к его профилактике и коррекции.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия[2]. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В настоящее время исследователи (М. Баенс, Дж. Беннет, Р. Каплан) все больше связывают синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни»[3].

Эскапизм как психологическое явление понимается как стремление, как интенция личности погрузиться в альтернативную, вымышленную реальность с помощью силы воображения. Причиной возникновения этого стремления могут быть как социальные, так и внутренние, личностные факторы. К ним относятся: неудовлетворённость жизнью и желание обрести свободу, поиск баланса между личной свободой и ответственностью перед окружающими; страх перед неизвестностью и глубинными, экзистенциальными аспектами существования, чувство отчуждённости и ощущение несоответствия своему времени; а также острая реакция на невыносимые социальные условия, например, неспособность общества удовлетворить основные психологические потребности человека, репрессивное воздействие общества на индивида , а также влияние потребительской культуры и информационной перенасыщенности[5].

Целью проведенного авторами исследования стало изучение феноменов эмоционального выгорания и эскапизма в контексте профессиональной деятельности учителей средних общеобразовательных школ.

Предметом исследования являются особенности проявления эмоционального выгорания и эскапизма у учителей, работающих в средних общеобразовательных учреждениях.

Эмпирическая база состоит из 12 учителей средних общеобразовательных школ г. Владивосток в возрасте от 25 до 55 лет, со стажем работ 3 от до 15 лет, имеющие одинаковую рабочую нагрузку.

Методики исследования: «Тест социально-психологической адаптации (Test of Personal Adjustment)» К. Роджерса, Р. Даймонда (1931, 1954) и «Опросник психического выгорания» А. А. Рукавишникова (2001).

В целом, исследование показало, что в большей степени синдрому эмоционального выгорания подвержены учителя от 3 до 5 лет и от 10 до 15 лет стажа работы, что в полной мере соотносится с исследованием Первитской А. М.[4]

В целом, на основании анализа полученных результатов(см. рисунок 1), демонстрирующих значительную выраженность эмоционального выгорания и умеренную степень эскапистских тенденций у большинства педагогов, участвующих в исследовании, можно сделать следующие выводы.

Рисунок 1 – Результаты исследования эмоционального выгорания учителей школ

Несмотря на выраженные признаки эмоционального выгорания у учителей со стажем работы от 3 до 6 лет, педагоги данной группы демонстрируют нормативный уровень эскапизма, что может указывать на использование адаптивных стратегий отвлечения, не оказывающих деструктивного влияния на их профессиональную деятельность. Хотя эмоциональное истощение и сопровождающие его переживания могут приводить к снижению общей активности, эти педагоги сохраняют потенциал для поиска и использования ресурсов для восстановления, прибегая, в частности, к стратегиям релаксации и переключения внимания вне работы, но не избегая при этом своих профессиональных обязанностей. Важно отметить, что индивидуальные особенности и доступность внешних ресурсов могут играть значимую роль в эффективности этих стратегий».

Исследование показало, что педагоги со стажем 5–10 лет (средний этап карьеры) демонстрируют умеренное эмоциональное выгорание при низком уровне эскапизма. Эта группа респондентов, обладая профессиональным опытом, проявляет признаки выгорания, но не в критической форме. Они могут испытывать усталость, снижение мотивации и раздражительность, но сохраняют способность эффективно работать. Интенсивность эмоционального истощения не является оптимальной, но и не критична, проявляется в колебаниях энергии в течение недели. Усталость не является постоянным состоянием, педагоги сохраняют адекватную работоспособность.

Кроме того, у учителей выделенной группы может наблюдаться некоторое снижение эмпатии и формализация отношений, не переходящая в цинизм или деперсонализацию. Педагоги не склонны к эскапизму, предпочитая конструктивный подход к решению проблем.

Исследование показало, что педагоги со стажем 10–15 лет демонстрируют высокий уровень эмоционального выгорания, обусловленный, вероятно, накоплением усталости, рутиной, ощущением карьерного «тупика» и возможным разочарованием в профессии. Это проявляется в хронической усталости, эмоциональном истощении, упадке сил, дистанцировании от учащихся, коллег и работы, а также в снижении эмпатии и вовлечённости.

Однако, несмотря на это, уровень эскапизма у большинства педагогов остаётся в пределах нормы(см. рисунок 2), что предполагает использование адаптивных стратегий отвлечения, не наносящих вреда их работе. Вероятно, респонденты выделенной группы находят внутренние ресурсы вне работы, эффективно переключаясь на другие занятия после рабочего дня, что помогает им поддерживать психологический баланс.

Рисунок 2 - Уровень выраженности эскапизма у учителей школ

Возможно выгорание проявляется в апатии, цинизме и разочаровании, указывающих на внутреннее напряжение. Несмотря на это, учителя сохраняют способность переключаться и находить внерабочие ресурсы, что свидетельствует о механизмах саморегуляции, помогающих им функционировать при высоких нагрузках.

В целом результаты указывают на формирование адаптивных стратегий преодоления стресса, конструктивный подход к решению профессиональных задач и отсутствие склонности к избеганию у учителей со стажем работы 10-15 лет.

Таким образом, проведенное исследование психоэмоционального выгорания и эскапизма учителей школ г. Владивостока может свидетельствовать о том, что учителя, испытывающие эмоциональное выгорание, используют различные стратегии совладания со стрессом и эскапизм не является единственным или обязательным механизмом.

Однако, полученные авторами результаты указывают на необходимость продолжения исследований, учитывая сложность исследуемых авторами феноменов эмоционального выгорания и эскапизма.

Проведенное исследование имеет практическую значимость для служб психологического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательных учреждениях, поскольку позволяет дифференцировать и индивидуализировать программы психологической поддержки, разрабатывать психологические рекомендации по составлению расписания занятости педагогов. Возможна корректировка методического дня, проведение тренинговой работы или психологического консультирования. Исследование авторов также можно использовать для составления программ саморегуляции профессионалов.

Сфера образования динамичная и сложная, требующая у учителей эмоциональных вложений, поэтому актуальность исследований в дальнейшем будет только возрастать.

Список литературы:

  1. Королева Е.Г, Шустер Э.Е. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Журнал ГрГМУ (Journal GrSMU) [Интернет]. 10 ноябрь 2015 г.;(3(19):108-11. доступно на: http://journal-grsmu.by/index.php/ojs/article/view/1361

  2. Левшина, А. А. Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция / А. А. Левшина, Т. Н. Шакурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 558-562. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102432/ (дата обращения: 13.02.2025).

  3. Roberts GA. Prevention of burn-out. Advances in Psychiatric Treatment. 1997;3(5):282-289. doi:10.1192/apt.3.5.282

  4. Теславская О.И., Савченко Т.Н. Субъективное качество жизни и психологическая адаптация у лиц с низким, средним и высоким уровнем эскапизма // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. С. 162— 176. doi:10.17759/exppsy.2019120212

  5. Первитская А. М. Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы // Наука и современность. 2013. №25-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-s-raznym-stazhem-raboty (дата обращения: 03.02.2025).

Просмотров работы: 7