Цель – изучение развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью технологии лэпбук.
Актуальность:
Рассмотреть теоретические основы формирования познавательного интереса у детей при изучении природы.
Изучить технологию применения лэпбук в дошкольном образовании.
Разработать лэпбук «Дикие животные Якутии» (методические указания по применению к дидактическому пособию для воспитателей ДОУ).
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием и повышать свой уровень профессиональной компетентности, а также владеть необходимыми образовательными технологиями.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У них недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.
Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Это отличный способ закрепления и повторения материалов. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это, также, отличный способ для повторения пройденного. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
Мы считаем, что лэпбук способствует развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. И вместе с тем реализует свою цель через рассмотрение теоретических основ формирования познавательного интереса у детей при изучении природы.
На базе детского сада №5 «Туллукчаан» с. Антоновка Нюрбинского улуса мы разработали лэпбук «Дикие животные Якутии». Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации информации, касающейся использования технологии-лэпбуков, как средства познания окружающего мира и возможностей её использования.
Для его создания нам понадобились следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Начинали мы с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.
Тема лэпбука может быть любая: интересные события, происходящие с ребенком; увлечения детей; темы недели; литературные произведения; мультипликационные герои и т.д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, мы создали лэпбук на тему «Дикие животные Якутии».
При создании лепбука было учтено несколько факторов: эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки); долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким); минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации); приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
После выбора темы мы составили план, раскрывающий выбранную тему (что вы хотите в этой папке рассказать).
После создания макета мы приступили к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности присоединились дети. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Играя с лэпбуком можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Нашей целью было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.
По окончанию работы мы организовали выставку лэпбуков в дошкольной образовательной организации «Дикие животные Якутии», презентацию для педагогов «Лэпбук: от идеи до воплощения», создали рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков «Создаем вместе».
Были проведены различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс). Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни. Проект предусматривает дальнейшее его развитие в подготовительной группе.
Лэпбук «Дикие животные Якутии»: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера). Обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д. Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства. Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
Ребенок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов НОД или тематической недели.
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Таким образом, информация, представленная в лэпбуке, выполняет познавательную и развивающую функцию.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «Наколенная книга»/[Текст]/ Журнал «Обруч», № 4 2016 год.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст]//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2017 г.). Пермь: Меркурий, 2017.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.
4. Горбунова Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей/[Электронный ресурс]/http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-lyepbuk-kak-forma-sovmestnoi-dejatelnosti-vzroslogo-i-detei.html.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 2012.