Понятие фрустрации и депривации в психологии - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Понятие фрустрации и депривации в психологии

Жевагина М.А. 1, Орлова А.В. 1
1МГУ имени адмирала Г. И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психические состояния – по Н. Д. Левитову – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.Они занимают особое место в научной психологии, так как заполняют пробел между психическими процессами и свойствами. [3. с.7]

Изучение психических состояний помогает, понять внутренние переживания человека, осознать причины их возникновения, а также узнать, что происходит с человеком на физиологическом уровне, что в последствии поможет оказать квалифицированную помощь и объяснить личности, происходящее с ней.

Одними их таких состояний являются фрустрация и депривация. С первым из них человек сталкивается ежедневно в обычной жизни. Второе же возникает вследствие длительной невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей. Но оба этих состояния могут вызывать подавленные чувства и сильное напряжение, вызывать тревожные состояния, и переходить в психические свойства личности.

Понятие фрустрации и депривации психические состояния, в которых люди часто испытывают затруднения на бытовом уровне. Также в повседневной жизни люди часто употребляют термин «фрустрация» и «депривация» в тех случаях, когда не испытывают данные состояния.

Даная работа посвящена исследованию состояния депривации и фрустрации и установлению главных сходств и различий между ними.

Для начала обратимся к определению фрустрации, как психического состояния. Фрустрация – это психическое состояние, связанное с возникновением сопротивления и препятствия, которое воспринимается или является непреодолимым и не позволяет человеку, реализовать свою цель или потребность.

C. Розенцвейг, привел три типа фрустратора, провоцирующих возникновения переживания у человека чувства неудовлетворенности и тревоги, по отношению к невозможности реализации цели. (5)

1-й тип – «лишение», возникает в ситуациях отсутствия необходимых средств и возможностей для реализации потребности. Бывают внешними и внутренними.

Под внешними Розенцвейг (5) понимал, явления, когда фрустратор находиться вне доступа человека. Например, человек хочет есть, а рядом нет магазинов, точек питания или других возможностей удовлетворения чувства голода. К внутренним, относятся блоки, комплексы самого человека, его внутренние убеждения и ограничения, не дающие ему реализовать потребность.

2-й тип фрустратора – «потери», также бывают внешними или внутренними. Под внешними автор понимает, довольно травмирующие и сложные ситуации, такие как потеря близкого человека, или потеря недвижимости, например. Так, к ситуации внешнего лишения может относиться, например, запрет просмотра мультфильмов ребенку, что также может вести ребенка в состояния раздражения, тревоги и гнева и переживаться как фрустрация.

Третий тип фрустратора – «конфликт», может выступать внутренний конфликт, затрагивающий собственные убеждения и моральные устои, в следствии, чего человек не может удовлетворить свою потребность.

Типы реагирования на фрустрацию, также существуют трех типов.

  • экстропунитивная

  • интропунитивная

  • импунитивная

Экстрапунитивная форма, (2) выражается в агрессивном поведении, важно сказать о том, что наиболее частым поведением при фрустрации является агрессия, это связано с тем, что человек испытывает раздражительность, гнев, озлобленность, может проявлять упрямство так как стремиться достичь поставленной цели, у человека был определенный заряд и запас энергии для достижения цели, встречая препятствие этот заряд, может выходить в форме агрессии.

При экстрапунитивном поведении человек будет стремиться обвинить в неудаче, внешние обстоятельства или других людей, избегая собственной ответственности. Проявляться данная форма поведения, может в виде ярких словесных реакций, жестов, физического нападения. (1)

Интропунитивная форма выражается, в подавленности и молчаливости, здесь агрессивное поведение может быть направлено человеком во внутрь самого себя, либо же человек может полностью обвинять себя в неудаче, не рассматривая объективно внешние факторы и обстоятельства, в следствии данной реакции человек может бросить занятие, считать себя неспособным к реализации желаемой цели. Важно учитывать, что к данной форме поведения подвержены люди с более слабой нервной системой.

Импунитивная форма заключается в восприятии человеком препятствия как легко исправимого или незначительного, тогда человек может легко с ним справиться и не испытывает разрушающих эмоций, а может преодолеть препятствие и реализовать свою цель или потребность.

Важно сказать, о том, что реакция на фрустратор может протекать быстро, а может занимать более длительный период, например короткие или длительные вспышки агрессии, здесь нужно учитывать, насколько состояние фрустрации типично для человека и какой у него тип нервной системы.

Понятие депривации, очень близко к понятию фрустрации, поэтому их часто путают люди на бытовом уровне, но фрустрация и депривация не тождественные друг другу понятия.

Й. Лангмейер и 3. Матейчек дают следующее определение: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени», [4. с.552].

В зависимости от неудовлетворенной потребности существую различные виды депривации: (4)

Сенсорная депривация. Одной из фундаментальных потребностей организма в сенсорной стимуляции, со стороны окружающей среды, нам важно, чтобы среда была наполнена различными стимулами и одиночество и монотонность человек, способен воспринимать, как угнетающее. В отсутствии подобной стимуляции, возможны нарушения умственной деятельности и развитие личностных расстройств.

Последствия сенсорной депривации могут быть следующие: нарушение мышления и способности сосредоточения, галлюцинации, ощущение тревоги и страха, иллюзии и обманы восприятия, бредовые мысли и идеи, параноидальные состояния, потеря интереса к прошлым занятиям и увлечениям, изменение восприятия времени, активизация воображения и мечтателности.

Двигательная депривация. Важной потребностью для человека является активизация мышечных рецепторов, при лишении способности двигаться у человека, при получении, травмы или развития болезни, например может возникнут двигательная депривация.

Последствия данной депривации: снижение внимания, затруднение при запоминании, негативное отношение к умственной деятельности.

Когнитивная депривация. Возникает в условиях длительного дефицита информации, её хаотичности и неупорядоченности, это мешает субъекту простраивать модели окружающего мира и следовательно действовать в нем. Так, В. И. Лбедев [4.c.557] при описании моряков, долго находящихся в плавании, отмечалась их острая потребность узнать о том, что происходит на суше с их родными и близкими, при получении информации их невротические проявления смягчались или исчезали вовсе.

Последствия когнитивной депривации: снижение работоспособности, чувство страха и тревоги, нарушение сна, состояние депрессии, ухудшение внимания.

Эмоциональная депривация. Возникает в условиях эмоционального дефицита, когда человек не чувствует защищенности, принятия, атмосферы доверия и эмоционального комфорта, особенно ярко может проявляться у детей, находящихся в закрытых учреждениях (детских домах).[4.c.558] Но эмоциональная депривация может проявляться и скрыто, так как внешне благополучная среда может не отвечать эмоциональным потребностям субъекта. Например, в семье, где ребенку предъявляют завышенные требования, чрезмерный контроль и не удовлетворяют базовые психические потребности, такие как потребность в любви, также может протекать скрытая эмоциональная депривация.

Последствия эмоциональной депривации: состояние тревоги, депрессии, задержка психического развития у детей, формирование психических и личностных расстройств.

Социальная депривация. Возникает в следствии ограничения контактов с людьми или полного их отсутствия, существует в нескольких формах, которые в свою очередь различаются по степени тяжести условий развития данной депривации, и по тому кто выступил инициатором изоляции субъекта.(4)

Последствия социальной депривации: ощущение тревоги, страха, состояние депрессии, сложности с абстрактным мышлением, исчезновение воспитательных норм.

Депривация может проявляться в двух формах, явной или скрытой.

Явная депривация, довольна очевидна, к ним может относиться сенсорная, двигательная и социальная депривация.

Скрытая намного сложнее, она может возникать при внешне благоприятных условиях, но лишать человека возможности удовлетворить значимые для него потребности.

Важно сказать о том, что видов депривации огромное множество, так как у людей много потребностей, которые могут быть не удовлетворены в данной работе были выведены основные виды.

А.О. Прохоров [4.c.565] выделяет следующие способы справления с депривацией:

  • обращение к религии или различным эзотерическим учениям, что помогает людям отвлечься от реального мира, испытать недостающее чувство удовлетворенности собой, в какой-то мере повысить адаптивные способности, также разрешить внутренние конфликты

  • уход в виртуальный мир или мир фантазий, что может помочь человеку защититься от трудностей в реальном мире, является одной из форм психологической защиты, данный способ не помогает человек разрешить его проблемы, но может помочь в снятии напряжения.

  • оказание психологической помощи, здесь важно учитывать также вид депривации и его последствия для человека, так например при сенсорной депривации важно изучить условия жизни человека, и создать для него среду наполненную различными стимулами и раздражителями.

Важно помнить, что состояние депривации это серьезное состояние, которое влечет за собой нарушение психических процессов, поэтому им не стоит пренебрегать и использовать данное состояние для так называемых методик «расширения сознания», таких как депривация сна, например, что может привести к необратимым последствиям для человека.

При соотнесении понятий фрустрации и депривации, важно помнить следующее:

Состояние фрустрации возникает при столкновении с барьером, фрустратором и вызывает у человека агрессию, раздражительность, апатию, так как человек не может, на его взгляд, удовлетворить свою потребность, при этом фрустрироваться человек может от собственных убеждений и ограничений, тем самым создавая препятствие самостоятельно.

Состояние депривации несет для человека более тяжелые последствия, возникает в условиях длительного времени и может не носить субъективный характер, как состояние изоляции, например, то есть существуют объективные причины, из-за которых жизненно важная потребность не удовлетворяется, при этом данное состояние также может вызвать тревогу, страх, апатию.

Фрустрация, может быть, отреагировна наиболее ярко и ее симптомы будут на поверхности, с депривацией такого не происходит, поэтому человеку её сложнее распознать, так как она может скрываться за различными симптомами и проявлениями.

С фрустрацией человек сталкивается каждый день, депривация формируется в следствии длительного времени.

При этом важно помнить, что состояние фрустрации может перейти в депривацию, в таком случае человек сталкивается с наиболее тяжелыми последствиями для себя.

С Фрустрацией человек способен справиться сам, изменив свое отношение к барьеру, с депривацией человеку может потребоваться психологическая и медикаментозная помощь, также депривация может привести к расстройствам личности, и необратимым последствиям для нее, таким образом мы понимаем, что при состоянии депривации происходят наиболее глубокие нарушения, чем при фрустрации.

Поэтому важно обращать внимание на состояние человека и его проявляющиеся симптомы, так как за ними могут быть сокрыты сложные психические состояние.

Список литературы

  1. Герасимова, И.В. Психическая напряженность. Фрустрация. Хрестоматия. – Владивосток МГУ., 2001. – С.72-94.

  2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПБ.: изд-во Питер.,2005. – 412с.

  3. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека. М.: из-во Просвящение., 1964. – 343с.

  4. Прохоров, А.О. Психология состояний: Учебное пособие. – М.: изд-во Когито-центр.,2011. – С. 539-594.

  5. Чернобровкина, С.В. Фрустрация понятие и диагностика: Учебное пособие. – Омск.: изд-во ОмГУ.,2004. – 34с.

Просмотров работы: 41