Роль медиации в разрешении гражданско-правовых споров в Российской Федерации - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Роль медиации в разрешении гражданско-правовых споров в Российской Федерации

Волкова В.И. 1
1ФБГОУ ВО "Курский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Российской Федерации, с большой долей условности можно выделить, досудебный и судебный порядок урегулирования гражданско-правовых споров. К досудебным способам разрешения конфликтов относятся: претензионный порядок урегулирования спора, третейское разбирательство, альтернативная процедура урегулирования спора с участием посредника, в том числе процедура медиации. Безусловно, каждый способ имеет свои положительные черты, и в зависимости от ситуации играет важную роль в разрешении возникшего конфликта.

Автором настоящего исследования была поставлена задача разобраться в том, как процедура медиации понимается в законодательстве Российской Федерации, на каких основах и принципах она устроена, и как влияет на спор между субъектами права.

Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) определяет процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.1 Иным словами данный процесс представляет собой переговоры, роль которых в современном обществе очень высока. Например, Мокшанцев Рудольф Иванович писал: «переговоры - специфический вид межличностного взаимодействия сторон, вид совместной деятельности, ориентированный на разрешение споров или организацию сотрудничества и предполагающий совместное принятие решения, оформленного письменным соглашением или договором».2

Позитивная роль процедуры медиации проявляется в следующем.

Для конфликтующих сторон процедура медиации позволяет избежать долгих и затратных судебных тяжб. При этом обращение к медиативному методу — исключительно добровольное решение: стороны осознанно и по взаимному согласию выбирают этот путь урегулирования конфликта.

В масштабе государства ключевые преимущества медиации — снижение нагрузки на судебные органы и экономия бюджетных средств, связанных с судопроизводством, а также сокращение времени рассмотрения дел судами.

Статья 3 Закона о медиации называет следующие принципы процедуры медиации: взаимное волеизъявление сторон, добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора.

Отличительные черты процедуры медиации от судебного разбирательства заключаются в следующих основополагающих моментах, которые основываются на принципах, указанных выше. Во-первых, стороны для разрешения своего спора могут самостоятельно выбрать медиатора, то есть третью сторону, которой они доверяют. В соответствии с Закон о медиации, непрофессиональным медиатором может быть лицо, достигшее возраста 18-ти лет, имеющее полную дееспособность, отсутствие судимости и интереса к делу при этом не являющееся государственным или муниципальным служащим. Профессиональным медиатором признается лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование, прошедшее курсы профессиональной подготовки медиаторов по программе, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и получившее соответствующее свидетельство профессионального медиатора.

Во-вторых, в процессе процедуры медиации эмоциональная составляющая спора уходит на задний план. Например, в разрешении семейных конфликтов, в которых эмоциональный аспект между супругами имеет высокую окраску, процедура медиации может сыграть важную роль в принятии сторонами наилучшего решения для них.

Медиатор, который не является арбитром или представителем какой-либо стороны, способствует урегулированию конфликта, и, в ходе дискуссии, помогает сторонам понять их истинные интересы и потребности, а уже в дальнейшем найти решение, существующей проблемы. Иными словами, медиатор выполняет следующую работу: организует процесс переговоров с каждой из сторон отдельно и совместно, анализирует аргументы, исследует перспективы разрешения сложившегося конфликта, приводит стороны к компромиссу и заключению ими медиативного соглашения.

Наконец, в процедуре медиации нет стороны-победителя и проигравшей стороны. Решение принимается совместно всеми сторонами спора, медиатор способствует тому, чтобы выбранное решение было взаимоприемлемым, соответствующим закону, отвечающим интересам и потребностям сторон. В итоге каждый достигает собственного результата, совместными усилиями. Конечным актом всей процедуры является медиативное соглашение, представляющее собой гражданско-правовую сделку. Оно заключается в письменной форме и содержит согласованные сторонами обязательства. Выполнение данного соглашения основывается на принципах добросовестности и добровольности. В случае с судебной медиацией, медиативное соглашение может стать основой мирового соглашения, утверждение которого влечет прекращение производства по делу.

Однако, несмотря на значительные преимущества процедуры медиации в разрешении конфликтов, существуют и проблемы. Одной из таковых выступает отсутствие четких требований к образованию медиаторов, исключение составляют профессиональные медиаторы, у которых наличие высшего образования является обязательным условием. Поставленные Законом о медиации цели использования данной процедуры предполагают, но не закрепляют обязанность медиатора быть специалистом в разных сферах, чтобы всецело охватывать разные аспекты гражданско-правовых споров. Из этого следует, что большая часть субъектов, обладающая большим объемом знаний в той или иной сфере, предпочтет обратиться к компетентному суду, нежели к медиатору. Важно отметить, что процедура медиации охватывает семейные, трудовые, гражданские, экономические споры, но не затрагивает огромный пласт, например, жилищных или земельных споров. В масштабах государства это занимает огромный объем дел, а ведь эти споры могли бы успешно урегулированы с помощью процедуры медиации, что позволило бы снизить судебную нагрузку.

Стоит отметить, что интерес к процедуре медиации с момента ее появления в правовом поле Российской Федерации не иссякает, подчеркивается необходимость реанимирования или, как минимум, реформирования рассматриваемого института.

Например, ещё несколько лет назад Болдырева Н.Н. отмечала, что «разработанная законодателем 10 лет назад альтернативная процедура урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора оказалась не востребованной... За прошедшее десятилетие при наличии правовой базы, активной позиции практикующих медиаторов, развитии центров примирения институт медиации остается слабо развитым. В Европе институт медиации существует и активно развивается даже без правовой базы. Европейские государства в конфликтных ситуациях используют не только институт медиации, но и институт фасилитации. Назвать их неизвестными будет несправедливо, однако не многие о них знают»3.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что роль процедуры медиации в Российской Федерации с каждым годом возрастает, но проблемы её полноценной реализации всё ещё остаются. На данный момент судебная система нашей страны сильно перегружена, именно поэтому процедура медиации, как альтернативная форма правового урегулирования гражданско-правовых конфликтов, может сыграть важную роль в правовой системе, а также повысить эффективность рассмотрения конфликтов.

Список литературы:

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. От 25.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, № 46, ст. 4532.

2. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. Закон от 27 июля 2010 г.№193-ФЗ// Российская газета. – 2010. – 30 июля.

3. Психология ведения переговоров : учебное пособие для вузов / Л. В. Матвеева, Д. М. Крюкова, М. Р. Гараева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09865-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 3 — URL: https://urait.ru/bcode/538327/p.3 (дата обращения: 04.02.2025).

4. Болдырева Н.Н. Отдельные аспекты примирительных процедур // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей XLI Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. С. 92-94.

5. Сикри А.К. Медиация// Медиация и право. 2015. №3. С. 17-26.

6. Швандерова А.Р. Институт медиации в современной России как правовой механизм взаимодействия государства и гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 140-143.

1 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. Закон от 27 июля 2010 г.№193-ФЗ// Российская газета. – 2010. – 30 июля.

2 Психология переговоров : Учеб. пособие / Р. И. Мокшанцев. - Москва : ИНФРА-М ; Новосибирск : Сиб. соглашение, 2002. - 350, [1] с.; 22 см. - (Высшее образование : Сер. / М-во образования Рос. Федерации. Новосиб. гос. ун-т, Ин-т по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманит. и социал. наук).

3 Болдырева Н.Н. Отдельные аспекты примирительных процедур // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей XLI Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. С. 92-94.

Просмотров работы: 14