В современном обществе исследованиями социокультурной реабилитации занимаются специалисты разных областей науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Исследователи изучают этапы, факторы, стадии, аспекты социальной реабилитации. В педагогике социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в общем виде рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. По мнению Л.В. Мерцаловой «инвалид, приобщаясь к культуре становится частью культурного сообщества».
Анализ научной литературы по проблемам социокультурной реабилитации показывает, что исследователи уделяют значительное внимание медикосоциальной реабилитации, а также системе социальной защиты прав детей с ограниченными возможностями, а вопросы, связанные с введением детей в культурное сообщество освещаются не в полной мере. Дети с ограниченными возможностями лишены полноценного культурного развития из-за отсутствия условий в обществе, а также они лишены возможности на равных с другими детьми удовлетворять свои культурные потребности, творчески развиваться и самореализовываться.
Важной частью интеграции ребенка с ограниченными возможностями в обычную социальную жизнь, а также получение знаний и самосовершенствования является социокультурная реабилитация.
Социокультурная реабилитация предполагает комплексное воздействие на личность ребенка, что способствует гармонизации, развитию адекватных межличностных отношений, формированию ценностно-культурных установок для свободного самопроявления, самоутверждения и расширения знаний об окружающем мире.
Одним из условий успешной реабилитации является поэтапное введение ребенка с ограниченными возможностями в социум. Для этого необходимо знать проблемы ребенка, выстроить программу коррекционной помощи, подобрать соответственно его возможностям и индивидуальной нуждаемости коррекционные методы и приемы.
В комплексе реабилитационных мероприятий особое место занимает социокультурная реабилитация, которая на сегодняшний день относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер в практике социальной работы. Социокультурная деятельность и организация досуга детей с нарушениями слуха выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая их к общению, восстанавливая самооценку. На современном этапе социокультурная реабилитация детей с нарушениями слуха в России находится на начальном пути своего развития. Постепенно такие дети становятся активными участниками общественной жизни: участвуют в конкурсах, спортивных состязаниях, для них организовываются специальные клубы досуга, но все же еще не достаточно глубоко изучены методики и приемы работы в данном направлении реабилитации детей-инвалидов с нарушениями слуха. Таким образом, проблемой исследования является поиск эффективных путей социокультурной реабилитации детей с нарушением слуха посредством досуговой деятельности в интернатном общеобразовательном учреждении. На современном этапе существует реальная необходимость разработки проекта социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха средствами досуговой деятельности в условиях коррекционной школы-интерната.
Для предоставления равных возможностей учащимся с нарушениями слуха в современных образовательных заведениях необходимо создавать специальные условия для обучения таких детей: организовать адекватную жизненную среду, обеспечить меньшую наполняемость классов, использовать специальные методы обучения, применять технические средства, проводить необходимые медицинские и профилактические лечебные мероприятия.
На сегодняшний день во всем мире действуют различные программы реабилитации детей с нарушениями слуха, у них есть свой язык, специальные школы, активная организация досуга, которые помогают детям с нарушениями слуха жить более полноценной жизнью. Исследованием методов социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха средствами досуговой деятельности занимались Н.М. Назарова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина и др. Несмотря на существующие труды отечественных и зарубежных ученых, проблема социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха посредством досуговой деятельности требует более глубокого исследования и научно-методических рекомендаций по ее организации.
В научной литературе, посвященной реабилитации существует множество различных трактовок понятия «реабилитация». Рассмотрим некоторые из них. Сам термин реабилитация происходит от латинского слова habilis – «способность», rehabilis – «восстановление способности». По мнению А.Я. Чигриной, реабилитация – это комплекс мер (психологических, медицинских, юридических, профессиональных педагогических) по восстановлению трудоспособности, автономности и здоровья лиц с ограниченными возможностями, полученных после перенесенных заболеваний, либо травм. Реабилитация – это восстановление здоровья, трудоспособности и функционального состояния, нарушенных в результате болезней, травм, либо физическими, социальными и химическими факторами. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующую трактовку понятия реабилитация: «Реабилитация есть совокупность мероприятий, обеспечивающих лицам, имеющим нарушения здоровья и функций организма, полученных в результате травм, болезней, либо врожденных дефектов и приспособление их к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Восстановительное лечение или реабилитация – это система психологических, медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на компенсацию стойких ограничений жизнедеятельности, либо их полное устранение, вызванных нарушением здоровья, связанных со стойким расстройством функций организма. В научной литературе, направленной изучение реабилитации детей, имеющих нарушения слуха, можно выделить несколько основных направлений, одним из которых является социокультурное. Сторонники социокультурного направления считают, что дети с нарушениями слуха имеют право на собственную культуру, язык и право самоопределения в обществе наравне с другими здоровыми детьми. Социокультурная реабилитация – есть процесс, целью которого является оказание помощи группам населения, имеющим ограничения жизнедеятельности, достигнуть оптимальной степени участия в социальном взаимодействии с обществом, необходимого уровня культурной компетенции и удовлетворения культурных и досуговых потребностей, обеспечивающих возможность для позитивных изменений. Социокультурная реабилитация является наиболее актуальной и востребованной сферой общественной практики социальной работы вообще и социокультурной деятельности, в частности. Можно выделить несколько основных направлений социокультурной реабилитации.
При рассмотрении проблем социокультурной реабилитации детейинвалидов самым важным методологическим основанием выступает анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности. Выделяют три исходных начала в основе культурно-досуговой деятельности, направленной на социокультурную реабилитацию детей-инвалидов с нарушениями слуха: 1) сам ребенок-инвалид и его личность во всем многообразии; 2) контакты и отношения ребенка-инвалида с окружающей средой и, в первую очередь, взаимоотношения в семейной микросреде, в учебном коллективе, в кругу знакомых и друзей; 3) культурные и досуговые методы и формы, направленные на активное влияние на личность ребенка-инвалида, на его статус в обществе и социальную реабилитацию. Досуговые занятия, проводимые с детьми с нарушениями слуха необходимо рассматривать как самостоятельную область их деятельности. С помощью педагогически организованной досуговой деятельности обеспечивается творческое воспроизводство личности ребенка, а также актуализация ее культурного, волевого, интеллектуального и физического потенциала. Навыки в творчестве, опыт досуговой культуры и поведения ребенок, имеющий нарушения слуха приобретает непосредственно в процессе досуговой деятельности в учреждениях культуры. Культурнодосуговые формы, используемые учреждениями культуры способны усиливать тенденцию в индивидуализации быта, стиля жизни, досуга, оказывать огромное влияние на способы и формы организации образа жизни ребенка и его семьи, на структуру общения с окружающими людьми, ценностные ориентации (нравственные, мировоззренческие, профессиональные и др.), а также формировать социальные установки ребенка. Деятельность учреждений культуры выполняет интегративную функцию в социокультурном воспитании детей с нарушениями слуха, а именно способствует социализации их досуга. Досуг является эффективной сферой духовного развития личности ребенка-инвалида, его активного участия в культурном творчестве, эстетического и нравственного совершенствования. Культурно-досуговая деятельность преследует главную цель в сфере социокультурной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями слуха – воспроизводство творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Социокультурная реабилитация, формирование адекватного независимого образа жизни ребенка, его социальная адаптация представляют собой процесс достаточно многогранный. Успешность социокультурной реабилитации в большей степени зависит от привлечения в него специалистов смежных сфер: дефектологов, специалистов по реабилитации детей-инвалидов, сурдологов, психологов, медиков, социальных педагогов, а также специалистов культурной сферы. Взаимодействие практиков и ученых, широких слоев общественности и средств массовой информации, государственных и негосударственных учреждений являются необходимой составляющей процесса социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха.
Для самореализации инвалида очень важно расширять сферу его самостоятельности, которая проявляется в преодолении им обособленности, приобретении умений применять и осваивать без непосредственной посторонней помощи навыки и знания в процессе решения повседневных задач. В процесс социокультурной деятельности всегда включен элемент соревновательности, раскрашивающий процесс реабилитации ребенка с нарушениями слуха эмоциональными красками, тем самым лишая скучности и монотонности данного процесса. Детям, имеющим нарушения слуха, социокультурная реабилитация предоставляет возможность развивать свой творческий потенциал и для личной пользы, и, конечно же, для своего близкого окружения. Именно по этой причине методики, нацеленные на исправление тех или иных затруднений , с которыми столкнулся ребенок с нарушениями слуха и дальнейшую реабилитацию являются, одновременно, реабилитацией личности ребенка в целом, следовательно, несравнимое с другими направлениям деятельности значение, имеет использование методик социокультурной природы. Методики социокультурной направленности помогают детям с отклонениями на определенный промежуток времени приобщаться к другой жизни, наполненной красотой и гармонией, где не заметны повседневные сложности детей-инвалидов, где всегда все заканчивается хорошо.
В настоящее время, многие дети испытывает разного рода проблемы, связанные с социальными и физическими факторами – отставание в физическом и психическом развитии, разного рода хронические заболевания, коммуникационные проблемы, низкая заинтересованность в процессе обучения, саморазвития, самосовершенствования, а также инвалидность. Дети с нарушениями слуха слабо защищены в обществе и нуждаются в особой поддержке со стороны родителей, и учреждения, в котором они обучаются. Для детей, имеющих нарушения слуха период социокультурной реабилитации является очень сложным, так как в это время ребенок начинает овладевать навыками мышления и восприятия, обогащается жизненный и чувственный опыт детей, формируется смысловая память и внимание, а также развивается воображение. И в столь важный период жизни ребенок с нарушениями слуха сталкивается с множеством проблем, замедляющих процесс социокультурной реабилитации, делая его долгим и проблематичным. Огромную роль в решении этих проблем, играет правильная организация досуговой деятельности детей, имеющих нарушения слуха. В практике социокультурной деятельности и социальной работы в целом, социокультурная реабилитация является одной из самых актуальных и востребованных сфер. В широком смысле социокультурная реабилитация – это процесс, ориентированный на оказание помощи лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности в удовлетворении досуговыми и культурными ценностями и участии во взаимодействии с социумом. Выделяют несколько направлений социокультурной реабилитации: досуговое, просветительное, эмоционально-эстетическое, коррекционное и познавательное. Социокультурная реабилитация детей с нарушениями слуха рассматривается как деятельность, организованная во внеурочное время, учитывающая психологические и физиологические проблемы ребенка, а также позволяющая адаптироваться в определенных стандартных социокультурных ситуациях. Основу процесса социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха, организованного средствами досуговой деятельности составляют культурно-досуговые мероприятия разных профилей, способствующие самореализации детей, их сплочению и самоутверждению: образовательные, развивающие, художественнопублицистические, спортивно-развлекательные и информационные. Данные мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков ребенка, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения, а также формирование новых умений и навыков. Кроме того, участие в досуговой деятельности способствует раскрытию и расширению творческого потенциала ребенка-инвалида. Можно сделать вывод о том, что одной из главных задач социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха средствами досуговой деятельности является выявление направлений и видов деятельности, интересующих ребенка и, по возможности, их реализация, а также активное вовлечение каждого ребенка в досуговый процесс.
Отмечая несомненную пользу современных технологий социокультурной реабилитации, можно сделать вывод о том, что ее социокультурное содержание нацелено на значительно более массовое привлечение методов и средств данного вида реабилитации, который является базой и основой социализации личности ребенка с нарушениями слуха, а также его адаптации к активной досуговой деятельности. Успешность социокультурной реабилитации в большей степени зависит от привлечения специалистов смежных сфер: дефектологов, специалистов по реабилитации детей-инвалидов, сурдологов, психологов, медиков, социальных педагогов, а также специалистов культурной сферы. Можно сделать вывод, что потенциал социокультурного развития личности ребенка напрямую зависит от статуса личности, социально-экономического состояния общества и действующей инфраструктуры. На современном этапе досуговую деятельность необходимо рассматривать как некий процесс становления личности, включающий процесс самореализации, а также процесс социально-культурной интеграции, включающей в себя адаптацию, инкультурацию и социализацию. Включение детей с нарушениями слуха в процесс активной деятельности, участие в культурно-досуговых мероприятиях, организованных учреждением, в котором они обучаются, помогают дисциплинировать ребенка, рационально распределять свои силы и время, а также дает возможность разнообразить свой досуг. Досуг – промежуток времени, во время которого человек свободен и не имеет никаких обязательных дел, а предоставлен самому себе в выборе интересующего занятия. Досуг и его организация является одним из самых важных элементов социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха, поскольку с помощью вовлечения таких детей в процесс активной деятельности формируется не только личность ребенка, но и полноценный участник общественной жизни.
Список использованных источников:
1 Акмалова Рида Анваровна, Ахмадуллина Хамида Минвалиевна СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Science Time. 2016. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-metodika-sotsialno-reabilitatsionnoy-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (05.01.2025).
2 . Гарашкина Н.В. Новые подходы к реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. 2006. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-reabilitatsii-i-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (18.12.2024).
3 Головко Т.И., Мурзина Е.И. Социально-культурные технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-tehnologii-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (08.01.2025).
4 Татарицкая Янина Валерьевна Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-tehnologii-v-sfere-reabilitatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-doshkolnyh-integrativnyh-uchrezhdeniyah (13.01.2025).
5 Зиатдинова Гульфия Рабхатовна Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-invalidov-sredstvami-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (16.01.2025).