Особенности подготовки воспитанников детского дома к жизни в приёмной семье - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Особенности подготовки воспитанников детского дома к жизни в приёмной семье

Мясникова М.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени Ильи Николаевича Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время проблема детей, оставшихся без родительской опеки, остается крайне важной. Специальные учреждения, такие как детские дома и интернаты, призваны удовлетворять основные нужды этих детей, но они не в состоянии полностью восполнить отсутствие семейного воспитания.

Подготовка воспитанников детских домов к переходу в приемную семью является многогранной задачей, нацеленной на успешную адаптацию ребенка к новой семейной жизни. Эта работа требует комплексного подхода, учитывающего индивидуальные черты каждого ребенка и способствующего его гармоничному развитию в новых условиях.

Переход из стен детского дома в семью – это значительное событие в жизни ребенка, требующее тщательной подготовки. Успешная адаптация к новой семейной среде во многом зависит от понимания специфических потребностей детей, лишенных родительской заботы, и от целенаправленной работы по развитию у них необходимых навыков и умений. Успешность этого процесса напрямую связана с качеством предшествующей подготовки, которая должна учитывать психологические, социальные и бытовые особенности воспитанников. В основе этого процесса лежит понимание сущности приемной семьи как формы семейного устройства.

Приёмная семья — форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок передаётся в семью на основании договора о возмездном осуществлении опеки или попечительства [1, с. 25]

Дети, переданные в приемные семьи, — это дети, лишенные родительской заботы. К ним относятся дети с неизвестными родителями, дети, чьи родители признаны недееспособными или лишены родительских прав, а также сироты.

Создание приемной семьи происходит на основе соглашения между органами опеки и попечительства и будущими родителями, в котором оговариваются условия передачи ребенка (детей) на воспитание.

Дети, воспитанные в интернатных учреждениях, часто имеют специфический опыт, отличающийся от опыта детей, выросших в семьях. Они могут испытывать:

Травмы привязанности: отсутствие стабильных, длительных отношений с близкими людьми в раннем детстве может привести к трудностям в построении доверительных отношений в приемной семье.

— эмоциональные и поведенческие проблемы: депривация, негативный опыт, недостаток внимания и любви могут проявляться в агрессии, замкнутости, нарушениях поведения.

— дефицит социальных навыков: ограниченное общение с различными людьми, отсутствие возможности получения социального опыта может привести к трудностям в адаптации к новому обществу.

— недостаток бытовых навыков: в детских домах часто отсутствует возможность самостоятельного обслуживания, что делает переход в семью сложнее.

— пониженная самооценка: длительное пребывание в системе учреждений может привести к пониженной самооценке и неверию в себя.

Переход в приемную семью, несмотря на все преимущества, может сопровождаться определенными трудностями адаптации. Дети могут испытывать сопротивление новым правилам и ожиданиям приемных родителей, что проявляется в нежелании следовать установленному порядку. Установление прочных эмоциональных связей требует времени и взаимного терпения как от ребенка, так и от приемных родителей. Сам процесс перемены дома является серьезным стрессом, который может выражаться в различных формах – от раздражительности до более серьезных поведенческих нарушений. Кроме того, в период адаптации возможны регрессии в поведении: ребенок может начать вести себя как младше, используя детские стратегии для привлечения внимания и получения поддержки [5, с.88]. Понимание этих сложностей необходимо для эффективной поддержки ребенка и содействия его успешной интеграции в новую семейную среду.

Поэтому для успешной адаптации в новой среде необходима целенаправленная подготовка, учитывающая эти особенности. Эта подготовка должна быть комплексной и охватывать различные аспекты жизни ребенка. Она включает в себя как практическое обучение бытовым навыкам, так и психологическую работу, направленную на развитие эмоциональной сферы и социальной адаптации.

Подготовка воспитанников детского дома к жизни в приёмной семье — это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на [1, c.93]:

− формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях;

− формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей;

− определение условий, необходимых для успешного устройства ребёнка в замещающую семью;

− формирование у ребёнка психологической готовности к жизни в семейных условиях;

− знакомство ребёнка с членами семьи, семейным укладом и традициями, получение семьёй реалистичных представлений о ребёнке.

Можно представить этот процесс как последовательность этапов, начиная от развития базовых чувств привязанности и заканчивая готовностью к социальной роли члена семьи [3, 104].

Такая подготовка необходима для: снижения тревожности и страхов при изменении жизненных условий, формирования позитивного образа будущей семьи, обучения эффективному взаимодействию с приемными родителями, и развития эмоционального интеллекта.

Особенности подготовки воспитанников детского дома — это комплекс мер, направленных на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределению и овладению полоролевым поведением [4, c.54].

Практическая подготовка включает в себя: обучение основам личной гигиены, бытовым навыкам (шитьё, глажка, мелкий ремонт), приготовлению пищи и сервировке стола, а также правилам поведения в общественных местах. В процесс могут быть интегрированы практика в гостевых семьях, а также арт-терапевтические методы (песочная терапия, работа с глиной, рисование, сказкотерапия). Занятия могут проводиться индивидуально и в группах.

Психологическая подготовка детей-сирот из детских домов при их подготовке к переходу в приемную семью представляет собой продуманную систему психолого-педагогических мероприятий [2,с.143] . Её задача – создать у ребенка реалистичное видение семьи, включая представления о ролях ее членов, характере взаимоотношений, возможных сложностях и способах их разрешения. Ключевым аспектом является формирование у воспитанника навыков, необходимых для успешной адаптации в новой семейной среде и преодоления неизбежных адаптационных барьеров.

Среди приоритетных задач психологической подготовки выделяют:

— комплексная оценка психического и физического здоровья ребенка, позволяющая выявить его индивидуальные особенности и потребности.

— обеспечение эмоциональной стабильности и уверенности ребенка перед переходом в новую семью.

— помощь в создании привлекательного образа будущей семьи и здоровых семейных отношений, избавление от негативных стереотипов.

— обучение эффективным способам общения с приемными родителями, братьями, сестрами (если они есть) и окружающим миром.

— обеспечение соблюдения прав и потребностей ребенка-сироты на всех этапах подготовки и адаптации.

В процессе психологической подготовки активно используются методы социальной терапии, такие как игры, тематические занятия, индивидуальные и групповые сессии. Особое внимание уделяется недирективным техникам: песочная терапия, лепка из глины, изобразительное искусство и создание историй, позволяющим ребенку выразить свои чувства и переживания в безопасной и комфортной обстановке. Используется также визуализация с помощью рисунка.

Социальная адаптация воспитанников детских домов к жизни в приемной семье посредством методов социальной терапии представляет собой комплекс психолого-педагогических мер, направленных на то, чтобы у ребенка сложилось адекватное представление о семье, ее членах и их взаимоотношениях, о возможных проблемах и трудностях, а также сформировались умения и навыки, необходимые для их преодоления.

В качестве инструментов социальной терапии используются:

  1. Невербальные методы: Песочная терапия, работа с глиной, рисуночная терапия, сказкотерапия, позволяющие проработать эмоциональные блоки и травмы.

  2. Техники принятия прошлого: Методы, направленные на принятие собственной истории, прошлого опыта и осознание настоящего и будущего (например, создание автобиографии в форме "Книги жизни").

3. Игровые методики: Обучающие и ролевые игры, моделирующие семейные ситуации, инсценировки, а также реальные посещения семей.

Главная цель данной подготовки – восполнить дефицит, возникший в результате жизни в учреждении, раскрыть внутренний потенциал ребенка и создать условия для его успешного развития в качестве полноправного члена семьи. Это, в свою очередь, способствует компенсации депривационных нарушений, характерных для детей, выросших вне семьи.

Таким образом, подготовка к жизни в приемной семье – это фундамент для успешной адаптации и интеграции ребенка-сироты в новую социальную среду. Этот процесс ориентирован на создание атмосферы доверия и безопасности, развитие навыков общения и социализации. Особое внимание уделяется формированию у ребенка уверенности в себе и своих силах, что позволяет ему строить здоровые отношения с приемными родителями и членами их семьи. В конечном итоге, качественно проведенная подготовка способствует не только успешной адаптации ребенка, но и гармонизации отношений внутри новой семьи, создавая прочную основу для счастливого будущего.

Список источников

  1. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) // СПС КонсультантПлюс

  2. Добреньков В.И., Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА М, 2005. - 1040 с.

  3. Плохова И. А. Социализация подростков в условиях социально-реабилитационного центра средствами библиотерапии / И. А. Плохова, Е. А. Гринева, Н. В. Бибикова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 6.

  4. Сапожникова Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности / Т.И. Сапожникова, Е.Н. Логинова // Социология, - 2013. - №4. - С. 77-82.

  5. Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технологии социальной работы: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. - 503 с.

Просмотров работы: 5