Влияние стиля багета на восприятие произведений искусства - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Влияние стиля багета на восприятие произведений искусства

Дрябо В.В. 1, Абаимова Е.Л. 1
1ААИ ЮФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние годы наблюдается тенденция к переосмыслению роли рам в контексте художественного восприятия. Несмотря на то, что рама традиционно воспринимается лишь как элемент оформления, она имеет большой потенциал влиять на эмоциональное восприятие произведения. Исследования показывают, что зрители зачастую не осознают, как рама может изменить их восприятие картины, создавая определенные ассоциации и акценты. Актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом к взаимосвязи между произведением искусства и его оформлением.

В области искусства существует недостаток исследований, посвященных именно влиянию стиля багета на восприятие произведений. Многие фабричные багеты не учитывают уникальность и концептуальную нагрузку произведений, в то время как индивидуально созданные рамы способны подчеркнуть их особенности и углубить зрительское восприятие.

Цель данного исследования заключается в раскрытии влияния стиля багета на восприятие произведений искусства зрителями. Данное исследование позволит глубже понять, как рамка может служить не просто оформительским элементом, но и значимым компонентом художественного высказывания, способствующим формированию уникального зрительского опыта.

На протяжении долгого времени рама не воспринималась как самостоятельный предмет искусства; ее функция ограничивалась лишь служебной ролью. К сожалению, до сих пор можно столкнуться с тем, что музейные сотрудники не осознают, что рама является произведением искусства, отражающим вкусы и эстетику своего времени. В России картинные рамы продолжают оставаться на периферии внимания специалистов, что приводит к тому, что большинство этих декоративных произведений остается неизученными. Живопись зачастую экспонируется в случайно подобранных рамах. При этом упускается из виду, что исследование истории рам могло бы значительно обогатить наше представление об интерьере прошлых веков, в котором они играли важную роль [5].

Музейная экспозиция не может считаться исторически достоверной, если картины висят в произвольно подобранных рамах или, что еще хуже, в современных багетах. Игнорирование рам искусствоведами негативно сказалось на воспитании современных художников: многие из них не понимают значимость рамы и не видят недостатков фабричных багетов [3].

Психологические исследования взаимодействия зрителя с искусством, проводимые как в России, так и за границей, выявляют несколько ключевых этапов этого процесса. Первый этап — установление контакта с картиной. Здесь зритель настраивается эмоционально, воспринимая произведение как собеседника. Важно создать внутреннюю связь, что подготовит зрителя к более глубокому взаимодействию. На втором этапе происходит внимательное восприятие визуальных элементов картины. Без тщательного анализа внешнего слоя невозможно углубиться в его смысл. Третий этап включает качественный анализ образов, где зритель стремится раскрыть скрытые смыслы, заложенные художником. Четвертый этап фокусируется на исследовании отношений персонажей. Эти взаимодействия развиваются на уровне сюжета и пространственных соотношений, что помогает глубже понять их динамику. Пятый этап — обобщение собранной информации и осознание основных идей, которые хотел донести автор. Завершающий, шестой этап — выход из контакта с картиной. Он помогает завершить эмоциональное взаимодействие, что имеет важное значение с психологической точки зрения. [6].

Картина и ее рама служат ярким примером синтеза различных искусств. Художники часто подбирали цвета для рам в зависимости от колорита живописи, чтобы усилить выразительность отдельных оттенков или гармонизировать общий тон произведения. Заказ на роскошные резные или золоченые рамы не всегда был вызван желанием эффектно представить картину для её выгодной продажи; чаще это было связано с гармоничным сочетанием и взаимным обогащением картины и её обрамления [3].

В конце 19 века специалисты Западной Европы начали уделять внимание картинным рамам. В частности, известный ученый Вильгельм фон Боде, историк искусства и музейный деятель, стал одним из основоположников современного музееведения. Он заметил красоту и разнообразие рам, начал их систематизировать и изучать, задумывая первую в мире выставку картинных рам, которая открылась вскоре после его смерти в мае 1929 года. К этой выставке был подготовлен каталог с его статьей, в которой он акцентировал внимание на важности связи картин с их историческими рамами. Роль рамы в восприятии живописи стала столь очевидной как для специалистов, так и для коллекционеров, что это дало старт движению по объединению картин с аутентичными рамами [2].

Проследив роль багета в создании произведения и их взаимосвязь, можно выделить в истории искусств несколько тенденций:

  1. Картина для рамы

Можно утверждать, что концепция картинной рамы как самостоятельного художественного объекта, не менее значимого, чем само живописное произведение, возникла в эпоху Ренессанса. В 1423 году Палла Строцци заказал художнику Джентиле да Фабриано создать версию «Поклонения волхвов» (рис.1). Прототипом для росписи позолоченного панно послужило само изображение. В то же время Джентиле да Фабриано выделил раму как отдельный элемент, отделив её от основного произведения [1].

Рис. 1. Джентиле да Фабриано «Поклонения волхвов»

  1. Рама для картины

Интересно отметить, что некоторые художники уже на этапе создания картины задумывались и о раме. Ярким примером этого является «Святое семейство» Микеланджело, для которого резная рама была создана по его собственному рисунку.

Так же могли сначала заказать раму, а затем передать её живописцу, который вписывал в неё своё произведение. В этом случае рама задавала композицию и колорит. Примером может служить «Мадонна Конестабиле» Рафаэля из собрания Эрмитажа: молодой художник получил готовую раму и вписал, гармонично соотносясь с цветовым решением обрамления (рис 2).

Рис. 2. Рафаэль «Мадонна Конестабиле»

А вот Густаву Климту «одевать» его картины помогал брат, художник Георг Климт. Некоторые картины создавались им под влиянием его рам. Художник придумывал сюжет, созвучный раме, и воплощал его на холсте, которые соединяли зрителя и картину посредством рамы, созвучной сюжету произведения. Например, символ девственности — лилии — на картине «Мысли монахини» [1].

Константин Маковский создавал рамы, опираясь на собственные художественные эскизы. В коллекции Третьяковской галереи можно увидеть его произведение «В мастерской художника», которое обрамлено уникальной рамой, выполненной в стиле итальянских рам эпохи Сансовино XVI века. В этом произведении мастер изобразил великолепный интерьер своей студии, насыщенный дорогими текстурами, изысканным ковром и антикварными предметами искусства из своей личной коллекции. Таким образом, рама органично дополняет атмосферу картины, становясь неотъемлемой частью общего замысла.

  1. Синтез рамы и картины

Современную трактовку единства рамы и картины демонстрирует абстракционист Говард Ходжкин. Писав картину уже в раме, он нарочно заходил за края. Таким образом, рама становится неотъемлемой частью художественного высказывания, подчеркивающей глубину и многогранность искусства.

Еще пример использования рамы как важного элемента произведения является творчество московского художника Алексея Бобрусова. Он создает рамы, которые становятся не просто обрамлением, а полноценной частью композиции (рис 3). Это подчеркивает мысль о том, что рама может быть не только защитой картины, но и активным участником художественного процесса.

Рис. 3. Алексей Бобрусов «Homer Alaska»

Самая известная рама современности — обрамление работы Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». После того как картина на аукционе ушла с торгов почти за миллион фунтов, кто-то привел в действие шредер, спрятанный внутри объемной рамы. Механизм стал разрезать картину на полоски, что вызвало настоящее потрясение среди участников аукциона [1]. После чего цена произведения удвоилась.

Анри Матисс в своем письме особо отмечал рамы, созданные им для «Марокканского триптиха», заказанного коллекционером. Он не только описал состав красок, используемых для окраски рам, но и дал советы по их реставрации. Оговаривая все моменты, Матисс определенно высказался за то, чтобы не менять авторскую колористическую композицию триптиха. Тем не менее этим советом не воспользовались, и сегодня «Марокканский триптих», хранящийся в ГМИИ им. Пушкина, демонстрируется в позолоченных рамах [1].

Такое же недовольство испытывал и Эдгар Дега в отношении оформления своих работ. Когда он узнал, что коллекционеры, приобретая его картины, «переодевают» их в золоченые рамы, художник не колеблясь забирал свои произведения обратно. Для Дега каждая деталь имела значение: он внимательно учитывал направление света и тени, отбрасываемой рамой, воспринимая свои картины не просто как плоские изображения, а как целостные трехмерные объекты (рис 4). Все рамы, созданные им, были лишены изгибов, резьбы и кривых линий — Дега твердо верил, что оформление не должно искажать пространственное восприятие его искусства.

Рис. 4. Эдгар Дега «Друзья в театре, Людовик Галеви и Альберт Кейв»

Рамы могут усиливать или ослаблять восприятие картины, создавая определенные эмоциональные настроения и контексты. Багет не только защищает произведение, но и служит его визуальным контекстом, подчеркивая или, наоборот, скрывая определенные аспекты работы. На основе проведенного анализа было выявлено несколько основных стилей багета, используемых для оформления и проанализировано их влияние на восприятие произведений искусства. Условно стили багета разделили на 3 группы и назвали классический, современный и эклектичный.

  1. Классический стиль

Классические багеты, выполненные в традиционных формах и украшенные резьбой, золотыми или серебряными покрытиями, часто ассоциируются с историческими периодами, такими как Ренессанс или Барокко.

Влияние на восприятие: они создают атмосферу величия и традиции, что может вызвать у зрителя чувство уважения и восхищения. Например, картины старых мастеров, обрамленные в классические рамы, воспринимаются как важные культурные наследия.

  1. Современный стиль

Современные багеты часто отличаются простотой и функциональностью. Они могут быть выполнены из стекла, металла или дерева с минимальными декоративными элементами.

Влияние на восприятие: современные багеты способствуют сосредоточению внимания на самом произведении, минимизируя отвлекающие факторы. Это позволяет зрителю более глубоко погрузиться в содержание картины, анализируя её формы и цвета без влияния внешних элементов. Например, работы абстрактных художников часто обрамляются в простые рамы, что подчеркивает их концептуальную природу.

  1. Эклектичный стиль

Эклектичные багеты могут сочетать различные элементы и стили, от классических до современных. Такие рамы могут быть яркими и броскими или же сочетать в себе множество текстур и материалов.

Влияние на восприятие: эклектичные рамки способны создавать игривое и динамичное восприятие произведения. Они могут привлекать внимание за счет контраста между рамой и картиной, создавая новые интерпретации и смыслы.

Заключение

В ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза о значительном влиянии стиля багета на восприятие произведений искусства. Эмоциональная реакция зрителей варьируется в зависимости от выбранного стиля оформления, что подчеркивает важность осознания роли рам в художественном процессе. Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Влияние стиля багета на восприятие: Разные стили рам оказывают заметное влияние на эмоциональное восприятие произведений искусства. Например, классические багеты могут вызывать ассоциации с традицией и историей, в то время как современные рамы создают ощущение свободы и новизны.

2. Роль рам в художественном процессе: Рама не является лишь защитным элементом, но и важным компонентом художественного высказывания. Она может акцентировать внимание на определенных аспектах картины, формируя уникальный контекст для зрителя.

3. Необходимость синтеза: Работник багетной мастерской должен учитывать не только защитные функции рамы, но и ее эстетическую и концептуальную связь с произведением. Это требует глубокого понимания как искусства, так и принципов оформления.

Данное исследование открывает новые горизонты для дальнейшего изучения взаимодействия между искусством и его оформлением. Необходимо продолжить анализ влияния различных стилей рам на восприятие зрителями произведений искусства, а также исследовать индивидуальные предпочтения зрителей в отношении оформления.

Литература

  1. Артхив: Чиппендейл, Дега, Климт, Бэнкси. Рамы мастеров и художников: все сами! : электрон.журн.2019.URL: https://artchive.ru/publications/4216~Chippendejl_Dega_Klimt_Benksi_Ramy_masterov_i_khudozhnikov_vse_sami (дата доступа 02.02.2025)

  2. Дворец спасли, теперь спасаем рамы: электрон. журн. 2020. №14. URL: https://gorod-812.ru/dvorets-spasli-teper-spasaem-ramyi/ (дата доступа 02.02.2025)

  3. Депозитарии музеев: «Культура отношения к картинной раме может быть возвращена…»: электрон. журн. 2020. №1. URL: https://int-ant.ru/news/news-culture/depositories-of-museums/culture-of-relation-to-the-picture-s-frame-can-be-returned-/ (дата доступа 02.02.2025)

  4. Лысенко О.А. Картинные рамы из Романовской галереи императорского Эрмитажа. К истории создания и бытования // Вопросы музеологии / под ред. Лысенко О.А.  Город: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», 2019. С. 161-171.

  5. Лагун А.В. Эмоциональный аспект восприятия произведений искусства // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии / под ред. Лагун А.В.  Город: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», 2015. С. 201-208.

Просмотров работы: 20