Содержание образования старших дошкольников зависит от индивидуальных особенностей детей и реализуется игре, общении и познавательно-исследовательской деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребёнка, активно осуществляется развитие познавательного интереса.
В психологии познавательный интерес рассматривается как избирательная направленность личности, обращенная к познанию одной или нескольких областей действительности, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности, характеризующейся тенденцией углубляться в сущность познаваемого и распространяться на другие области, приносящая эмоциональное насыщение [2].
Как отмечает Н.Ф. Виноградова, познавательный интерес осуществляется через наблюдение и труд в природе и является могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей [3]. Поэтому природа является важным источником познавательной деятельности, где начальной ступенью умственной деятельности ребёнка являются ощущения и восприятия. Развитие этих процессов связано с обследованием живых организмов, желательно в их естественной среде обитания, поэтому так важно формировать познавательный интерес детей к природе в ходе наблюдений в природе.
Как отмечает А.М. Матюшкин, к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает активность ребенка. Ведь в этом возрастном периоде для развития познавательной потребности ребенка, важна исследовательская активность. Поэтому больше всего задаются вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются найти ответ, при этом используя свой маленький опыт. Ведь характерная особенность этого возраста – стремление узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Дети проявляют свою инициативу, которая обнаруживается в наблюдениях, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности, по мнению Г.И. Щукиной, являются знания [2].
Обобщая взгляды ученых,психологов можно сделать вывод, что познавательный интерес не даётся от рождения, а формируется в процессе жизнедеятельности человека и развивается в условиях его социального существования. А дошкольный возраст является благоприятным периодом развития познавательных интересов личности.
Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главных из которых - как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности. Если определить эту проблему более конкретно, ее можно сформулировать следующим образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при этом особой перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, следующей ступенью развития которых станет начальное школьное обучение. Именно поэтому так важно найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса.
Пятилетний возраст часто называют возрастом «почемучек». Он является сенситивным периодом развития познавательного интереса дошкольников. Поэтому родителям и педагогам следует всячески поощрять положительные интересы ребенка [1].
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, восприятия), представляющих собой различные формы ориентации ребенка в себе самом, окружающем мире и непосредственно регулирующие его деятельность. Этот возрастной период очень важен для развития познавательных потребностей ребенка. Они проявляются в исследовательской, поисковой активности, направленной на обнаружение нового [1].
Таким образом, познавательный интерес старшего дошкольника — это избирательная направленность его личности на овладение новыми знаниями в определённой предметной области, овладение умениями, приобретение навыков. Познавательный интерес не относится к отдельным психическим функциям, как внимание, мышление, воображение, память, но влияет на их развитие. Он относится к группе фундаментальных эмоций и выступает одним из основных компонентов мотивации деятельности ребёнка. Это достаточно сложное комплексное явление, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, которое проявляется в отношении ребёнка к окружающему миру.
Список литературы:
Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет / Г.П. Антонова // Мысль, 1991. – 124с.
Баранова, Э. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте / Э. Баранова // Детский сад от А до Я, 2009.— №(37).— С. 104–117.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 349 с.