Ценностно-смысловая сфера личности является важнейшим аспектом человеческого существования, играющим определяющую роль в формировании мотивации, принятии решений и общей удовлетворенности жизнью. Ценности и смыслы направляют наше поведение, помогают нам устанавливать приоритеты и находить цели, которые придают нашей жизни смысл и направление.
Экзистенциальная психология считает, что каждый человек имеет свободу выбора и ответственность за свои действия, и что осознание своих ценностей и стремление к их реализации помогает человеку жить более осознанно и целенаправленно.
Основной проблемой, направляющей исследование, служит индивидуальное понимание ценностей и их определение для каждого человека. Мы живем в быстроменяющемся динамическом мире, склонном к созданию быстро потребляемого контента, трендов и навязываемых идеалов, которые впоследствии перерастают в «ложные» ценности. Развитие социальных сетей поставило человека как личность в крайне уязвимое положение: тяжело найти собственное «я» и сформировать устойчивое мнение, когда происходит повсеместное воздействие общества, даже через призму интернета, без прямого влияния. Социально-культурные ценности формируются одновременно с формированием личности, определяются культурой и обществом.
Социально-культурные ценностные ориентации — стержень нашей жизни, чаще всего проявляются в том, что личность думает и как поступает.
Мировоззрение, взгляды и убеждения человека неизбежно меняются в результате приобретаемого опыта, именно поэтому ценности формируются довольно поздно, порой они остаются подвержены изменениям всю жизнь.
Однако,экзистенциальные ценности это те, что волнуют человека очень глубоко, и он на самом деле их никогда не забывает; все остальные, напротив, он воспринимает крайне поверхностно, а связанные с ними радости и огорчения быстро стираются у него из памяти.
Экзистенциальный подход подчеркивает центральную роль ценностей и смысла в жизни человека. Согласно экзистенциальным психологам, люди являются свободными и ответственными существами, которые должны найти свой собственный смысл и цель в жизни.
Ценности — это убеждения и принципы, которые направляют наше поведение и помогают нам устанавливать приоритеты. Они формируются нашим жизненным опытом, культурой и личными предпочтениями. Экзистенциальные психологи считают, что ценности имеют основополагающее значение для нашей идентичности и благополучия.
Когда мы живем в соответствии со своими ценностями, мы чувствуем себя более цельными и подлинными.
Смысл — это ощущение цели и направления в жизни. Он дает нам чувство принадлежности и значимости. Экзистенциальные психологи считают, что поиск смысла — это непрекращающееся путешествие, которое является неотъемлемой частью человеческого существования. Когда мы находим смысл в своей жизни, мы чувствуем себя более удовлетворенными и мотивированными.
Экзистенциальный подход рассматривает ценности и смысл как основополагающие аспекты человеческого бытия. Ценности - это принципы или качества, которые придают жизни направление и цель, а смысл - это чувство значимости и удовлетворения, которое человек испытывает от своей жизни.
Экзистенциалисты утверждают, что ценности и смысл не являются данными, а должны быть созданы самим человеком. Каждый человек несет ответственность за создание собственной уникальной ценностно-смысловой сферы. Этот процесс включает в себя столкновение с основополагающими экзистенциальными вопросами, такими как жизнь, смерть, свобода и любовь.
Жизнь понимается как главный мотив и источник развития Мира, как жажда созерцания его человеческим мышлением, как основное содержание саморазвития и самосовершенствования человека, т.е. как осмысленная созидательная деятельность человека вообще.
Смысл бытия открывается с помощью раскрытия смысла человеческого существования и, в свою очередь, подлинный смысл человеческое существование обретает лишь вблизи бытия.
В том же направлении разрабатывал проблемы смысла жизни и американский философ Э. Фромм, последователь З. Фрейда. Он писал: “Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности”.
Смерть – это переход живой материи в неживую. Это не отсутствие жизни, а лишь завершающее ее событие.
К. Ясперс утверждал следующее: смерть, это отсутствие жизни, т.е. отсутствие осознания себя, а значит и смерти, в сознании человека нет.
Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение.
Свобода заключается в способности мыслить и принимать решения в соответствии с целями деятельности, идеалами, без какого-либо воздействия и принуждения извне.
Экзистенциальная свобода — это манифестация независимости личностного выбора, обусловленного мировоззрением человека, его системой ценностей и моральных представлений.
Г. Маркузе относительно понятия свободы человека и ее конкретном выражении, считает, что: «Взятый в условиях, данных ему в его мире, человек, как кажется, обладает такими качествами и силами, которые дают ему возможность вести «благополучную жизнь», т. е. свободную, насколько это возможно, от тяжелого труда, зависимости и искажающих воздействий. Достигнуть такой жизни – значит достигнуть «наилучшей жизни»: жить в согласии с существующей природой человека» [1, с. 153]
Любовь –
В «экзистенциальной любви» на первый план становится не субъект, а объект желания. Более значим не тот человек, который любит, а которого любят. Любимый человек становится ценностью. Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь.
Именно в любви человек утверждает себя при помощи другого, так как от другого он добивается признания ценности и реальности своего бытия.
По И. Ялому, это заботиться, но заботиться: полностью отрекаясь от сознательного внимания к себе; со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему; думать о сущности и росте другого; быть активным по отношению к любимому человеку; стремиться к развитию; получать взаимность [2, с. 420-421].
Таким образом, с точки зрения экзистенционального подхода, ценности и смысл играют наиболее важную роль в жизни человека, ведь они:
Помогают определить цели и направление жизни, что создает чувство смысла и целостности;
Помогают принимать решения в соответствии с личными убеждениями, что способствует самоопределению и саморазвитию;
Служат основой для установления приоритетов и оценки важности различных аспектов жизни;
Влияют на переживание эмоций, социальное взаимодействие и принятие решений, формируя поведение человека;
Способствуют приближению к гармонии или, в отдельных случаях, ее приобретению и психологическому благополучию.
Ценностьжизни в экзистенциальном контексте выражается в осознании ее краткости и бесповоротности, что подчеркивает важность полного проживания каждого момента и осуществления смысловых поисков. В то же время, смерть играет ключевую роль в формировании смысла жизни, напоминая о ее ограниченности и призывая к осмысленному использованию времени.
Свобода как ценность в экзистенциальном понимании предполагает не только возможность выбора, но и осознание своей ответственности за собственные поступки и решения.
Это связано с пониманием того, что человек сам создает смысл своей жизни через свои действия и выборы, что делает каждого человека архитектором своей собственной судьбы.
Любовь играет важную роль в экзистенциальной сфере, предоставляя человеку возможность преодолеть чувство одиночества и изоляции, обогащая его жизнь смыслом и ценностью.
Взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми помогают человеку осознать свою собственную уникальность и ценность, что способствует формированию глубокого чувства принадлежности и понимания себя в контексте мира.
Ценности и смысл служат ориентиром для действий человека. Они направляют его выборы и придают его жизни структуру и цель. В экзистенциальном подходе ценностно-смысловая сфера личности рассматривается как динамичная и постоянно развивающаяся. Она может меняться по мере того, как человек растет, переживает новые события и сталкивается с новыми вызовами. Экзистенциалисты поощряют непрерывное самоисследование и самопознание, чтобы человек мог поддерживать подлинную и осмысленную жизнь.
Список литературы:
1. Маркузе, Г. Одномерный человек; пер. с англ. А.А.Юдина. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331 с.
2. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 576 с.
3. Ясперс, К. Разум и экзистенция.- М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 308 с.