В условиях трансформации и развития современной социальной политики в России наблюдается устойчивая тенденция к увеличению внимания общества и его основных социальных институтов — науки, культуры, семьи, образования, здравоохранения, религии, средств массовой информации, права и других — к вопросам, касающимся детей с ментальными нарушениями. В настоящее время государство создает много реабилитационных центров для детей, которые страдают ментальными нарушениями и помогают им адаптироваться в повседневной жизни. Суммируя мнения ученых относительно терминa «ментальные нарушения», можно утверждать, что они указывают на наличие у индивида интеллектуальных расстройств или проблем с психическим здоровьем. Эти расстройства создают для человека различные барьеры — личностные, коммуникативные и законодательные, которые мешают ему полноценно и эффективно участвовать в общественной жизни на равных условиях с другими. Это подчеркивает важность внедрения конструктивных мер защиты и дополнительных инициатив для преодоления этих трудностей. Реабилитационные центры оснащены психолого-педагогическим сопровождением, которое играет важную роль в создании оптимальных условий для коррекции, формирования и развития интеллектуальных, психических и социальных аспектов у детей с различными ментальными нарушениями. Важнейшими условиями для эффективного психолого-педагогического сопровождения таких детей со стороны специалистов являются, во-первых, единая методология диагностики и коррекции, во-вторых, максимальное расширение и качественное обогащение коррекционно-развивающей среды, в-третьих, эффективная организация коррекционной работы в течение определенного времени, в-четвертых, оптимальное распределение функциональных обязанностей между специалистами, и, в-пятых, мониторинг результатов коррекционно-психологического воздействия.
В реабилитационном центре «Подсолнух» города Ульяновскаосуществляется комплексная (социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая) реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями, а также их семей, людей с ментальными и психологическими особенностями. В состав дефекта у большинства детей с ментальными нарушениями, независимо от их группы, включены нарушения эмоционального развития. Таким образом, в зависимости от особенностей аффективного и эмоционального развития детей формируется сложное взаимодействие с окружающим миром. Это может приводить к трудностям в установлении эмоционально теплых отношений со сверстниками, возникновению проблем в эмоциональных контактах с близкими и затруднениям в ориентации в нравственно-этических нормах поведения. Рассмотрим некоторые группы детей, которые поступают на реабилитацию в специализированные учреждения и нуждаются в квалифицированной помощи специалистов на протяжении длительного времени. Для эффективной организации психолого-педагогического сопровождения и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку крайне важно глубоко изучить, опираясь на существующий научный и практический опыт, специфические закономерности и особенности развития психики детей с ментальными нарушениями различных категорий, а также их личностные характеристики.
К ментальным нарушениям, которые курируют социально-реабилитационные центры относят несколько категорий детей: дети с РАС (расстройством аутистического спектра), с умственной отсталостью, с синдромом Дауна.
Дети с РАС имеют свою классификацию, например, рассмотрим классификацию К. С. Лебединской: в её основе лежит причина возникновения аутизма у ребёнка. Лебединская выделяет пять вариантов: аутизм при различных заболеваниях центральной нервной системы, психогенный аутизм, аутизм шизофренической этиологии, аутизм при обменных заболеваниях, аутизм при хромосомной патологии. В организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС специалисты Ульяновского реабилитационного центра опираются главным образом на данную классификацию. Безусловно, в определенной степени она не столь универсальна (И.И. Мамайчук), однако эмпирические исследования и практический опыт доказывают ее целесообразность в работы с детьми, поскольку в основе характерных особенностей аутизма выступают непосредственно степень тяжести аффективной патологии. Для эффективной организации психолого-педагогического сопровождения и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку крайне важно глубоко изучить, опираясь на существующий научный и практический опыт, специфические закономерности и особенности развития психики детей с ментальными нарушениями различных категорий, а также их личностные характеристики. В ходе психолого-педагогического сопровождения детей данной категории специалистам необходимо помнить, что расстройства аутистического спектра (в частности, ранний детский аутизм) проявляются уже на третьем году жизни и характеризуются функциональными ограничениями в трех ключевых областях: социальном взаимодействии, коммуникативном поведении и мотивационной сфере.
Дети с умственной отсталостью. Психолого-педагогическое сопровождение, которое в основном включает стратегии и тактики профессиональной деятельности, играет важную роль в создании оптимальных условий для коррекции, формирования и развития интеллектуальных, психических и социальных аспектов у детей с различными ментальными нарушениями. Важнейшими условиями для эффективного психолого-педагогического сопровождения таких детей со стороны специалистов являются, во-первых, единая методология диагностики и коррекции, во-вторых, максимальное расширение и качественное обогащение коррекционно-развивающей среды, в-третьих, эффективная организация коррекционной работы в течение определенного времени, в-четвертых, оптимальное распределение функциональных обязанностей между специалистами, и, в-пятых, мониторинг результатов коррекционно-психологического воздействия. Дети с умственной отсталостью имеют состояние, представляющее собой врожденную или приобретенную в раннем возрасте задержку психического развития, обусловленную патологией головного мозга. У таких детей наблюдаются нарушения интеллекта, что, в свою очередь, приводит к социальной дезадаптации. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер у детей с умственной отсталостью проявляется не только в отставании от нормы, но и в значительном своеобразии.
Для того чтобы научить детей ориентироваться в окружающем мире, а также закрепить у них ярко выраженные свойства и простейшие отношения между предметами, умственно отсталым дошкольникам необходимо значительно больше повторений и вариативности, чем детям с нормальным развитием.
Еще одна группа детей, дети с синдромом Дауна. Следует подчеркнуть, что в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна важно использовать такую характерную их особенность, как подражательность и музыкальность, потребность в ласке, внимании к себе. Что касается конкретных умений и навыков ребенка, важно обратить внимание на такие, как способность считать и решать задачи. Этот процесс может быть довольно сложным. Тем не менее, если начинать занятия как можно раньше и проводить их систематически, ребенок со временем приобретает определенные математические навыки. Благодаря усердной и регулярной работе он также осваивает простые виды хозяйственно-бытового труда и адаптируется к жизни. Основная цель психолого-педагогического сопровождения детей данной категории заключается в их социальной адаптации, приспособлении к жизни и возможной интеграции в общество. Эта цель определяет решение следующих задач: 1) развитие и коррекция психических функций; 2) формирование правил поведения у детей; 3) развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания; 4) сенсорное воспитание, включающее поэтапное формирование представлений о цвете предметов, их форме, размере, времени, а также развитие ориентации в пространстве и тактильных ощущений.
Развитие ребенка с ментальными нарушениями обычно происходит в ограниченных условиях и часто сопровождается физическими недостатками. Это приводит к его изоляции от внешнего мира и затрудняет общение со сверстниками и взрослыми. Такая ограниченность способствует формированию эгоцентрических установок, что, в свою очередь, может привести к вторичной аутизации.
В семье больной ребенок развивается в условиях гиперопеки, воспринимается родителями как обладающий определенными качествами (плохо ходит, плохо видит, плохо слышит и т.п.), ему приписывают феномены слабости, недостаточно внимания уделяется развитию его интересов. Все это приводит к обесцениванию планов ребенка, увлечений, а в конечном итоге к психологической инвалидизации. Подобная ситуация усиливает давление на физическое развитие ребенка, расширяя перечень его недостатков. Создается замкнутый круг - звено «физических недостатков» сменяется звеном «психологических недостатков» (и наоборот). Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не только и не столько из-за своего дефекта, а, прежде всего, из-за несвоевременного формирования личностного развития (Федорова С.С.).
Направления психолого-педагогического сопровождения в реабилитационном центре заключаются в организации своевременной, целенаправленной и содержательной психолого-педагогической помощи. Во-первых, это касается детей, для которых важно компенсировать психофизические и соматические недостатки, развивать их индивидуальность и формировать психологическую готовность к саморазвитию и социализации. Во-вторых, помощь оказывается семьям в повышении педагогической и психологической компетентности, а также в правильной организации процесса развития ребенка в домашних условиях, чтобы он мог максимально безболезненно адаптироваться к окружающей среде, несмотря на имеющиеся дефекты. В-третьих, поддержка направлена на специалистов, работающих с детьми, с целью повышения их квалификации. Концепции психолого-педагогического сопровождения постоянно совершенствуются и уточняются, что, в свою очередь, меняет отношение специалистов к процессу развития ребенка и к самому ребенку: от доминирования взрослого к позиции равноправного партнёрства.
Согласно Е.И. Казаковой, при сопровождении развития ребенка необходимо учитывать несколько принципов:
1) рекомендации сопровождающего должны носить рекомендательный характер,
2) интересы сопровождаемого должны быть в приоритете,
3) сопровождение должно быть непрерывным,
4) важно применять мультидисциплинарный подход.
В своих работах автор рассматривает концепцию сопровождения как технологию, метод, процесс и службу. Она считает, что основой для создания отечественной системы сопровождения служат, прежде всего, коррекционные (реабилитационные) центры.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в реабилитационном центре представляет собой сложную систему, в рамках которой специалист (психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог и другие узкие специалисты) выстраивает реальное взаимодействие с ребенком. Цель этого взаимодействия – оказание квалифицированной помощи в развитии его собственных сил и возможностей для преодоления различных трудностей, и препятствий.
Важно отметить, что в процессе психолого-педагогического сопровождения специалист опирается на организационные и методические принципы. На практике эти принципы в совокупности способствуют осуществлению различных форм психолого-педагогического сопровождения, включая индивидуальное и системное. Системное сопровождение, например, осуществляется центрами или службами по запросу администрации или родителей и охватывает такие направления, как:
1) реализация определенных образовательных программ;
2) разработка коррекционных программ.
Индивидуальное сопровождение ребенка, в свою очередь, находится в подчиненном отношении. Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения в условиях реабилитационного центра способствует максимальному раскрытию потенциала ребенка, реализации его индивидуальности и преодолению ограничений.
Закономерности развития психики детей дошкольного возраста, их характерные черты, а также методические и дидактические инструменты психолого-педагогического сопровождения детей с ментальными нарушениями подробно исследованы в работах таких ученых, как Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, A.A. Катаева, М.М. Семаго, И.И. Мамайчук, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, Е.И. Казакова, Л.М. Шипицина и других.
Анализ и обобщение наиболее значимых исследований по вопросам психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ментальными нарушениями в реабилитационных центрах позволяет выделить ключевые направления, такие как:
1) диагностика сенсорных и интеллектуальных нарушений,
2) оценка психомоторного развития,
3) психодиагностика эмоциональной и поведенческой сферы,
4) определение механизмов речевых дефектов и первичных/вторичных отклонений,
5) выявление психологических особенностей ребенка и развитие его когнитивных функций,
6) формирование эмоционального контакта с окружающими.
7) изучение окружающего мира,
8) развитие когнитивных процессов,
9) улучшение межличностных отношений между детьми,
10) формирование конструктивного выражения различных эмоциональных состояний.
Также стоит отметить, что И.И. Мамайчук выделяет основные этапы психологического сопровождения, начиная с дошкольного возраста:
1) подготовительный этап (установление контакта со всеми участниками процесса сопровождения ребенка, определение объема работы и последовательности действий, подготовка необходимой документации, составление графика работы),
2) ориентировочный этап (установление контакта с родителями и родственниками ребенка, взаимодействие с группой, которую посещает ребенок, воспитателями, знакомство специалистов с результатами психологического обследования, совместное обсуждение особенностей психического развития ребенка),
3) этап знакомства специалистов с результатами психологического обследования и совместное обсуждение с другими специалистами.
Таким образом, в психолого-педагогическом сопровождении детей с ментальными нарушениями, их личностном развитии целесообразно применять весь имеющийся на мировом уровне методологический, диагностический методический арсенал и, прежде всего, положительно зарекомендовавший себя отечественный опыт.
Отметим, что Ульяновский социально-реабилитационный центр детей и подростков «Подсолнух» – не исключение в помощи детям с ментальными нарушениями. Сегодня специалисты центра самосовершенствуются, перенимая опыт, реализуя творческий подход к психолого-педагогическому сопровождению детей на территории Ульяновской области с ментальными нарушениями.
Список использованных источников:
1. Бартенев, Д.Г. Помощь в реализации дееспособности людей с ментальной инвалидностью в свете новой редакции Гражданского кодекса РФ // Независимый психиатрический журнал. – 2014. – том IV. – с. 50–57.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
3. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.orgВыготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 224 с.
4. Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии. М.: Академия, 2002.-213с.
5. Исханова, С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С. В. Исханова. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 208 с.
6. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии/под 99 ред. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
8. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012
9. Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012.