В наше быстро изменяющееся время, наполненное противоречиями, кризисами, войнами и другими проблемами, затрагивающими все общество, исчезает потребность в духовных ценностях. Мир меняется, становится сложнее, поэтому и общество вынуждено подстраиваться. Молодое поколение сейчас испытывает необходимость находить другие способы адекватного приспособления к жизни и обществу. Люди формируют совершенно новые убеждения, порой неадекватные, но такие, которые позволяют им быть частью социальной системы. Но несмотря на данные факторы, остаются и те, кто продолжает следовать традиционным ценностям. Сила влияния социальных структур, таких как семья, школа, культура и религия сохраняет привычные ориентиры и убеждения у некоторой части молодого населения.
Одним из институтов, формирующих и поддерживающих духовные ценности все еще остается религия. Она выполняет роль наставника для тех, кто нуждается в опоре, в том, чтобы понять и принять неоднозначность нашего существования. Люди, следующие этим путем, выстраивают свои действия и мысли в соответствии со спецификой конкретного верования. То, что дает им религия, они принимают и разделяют: те же ценности, предания, обряды, проблемы.
В своей теории Д.А. Леонтьев писал о формах существования ценностей и о процессе перехода от одной формы в другую: после усвоения человеком общественных идеалов, он реализует их в деятельности, воплощая общественные идеалы, которые в свою очередь становятся основой для формирования других социальных идеалов. Он также говорил о ценностных представлениях, которые разделял на ценностные стереотипы (ожидания разных социальных групп, предъявляемые человеку) и ценностные идеалы (возможность личности самой оценивать и пересматривать собственные ценности) [1].
Таким образом, выделяют три ключевых аспекта, связанных с психологической природой индивидуальных ценностей. В первом случае индивидуальные ценности ставят в один ряд с мнением, представлением или убеждением. Тогда, считается, что они не имеют самостоятельной побудительной силы и могут быть зависимы от каких-либо других источников. В другом варианте они рассматриваются как социальные установки или интересы, позволяющие структурировать или направлять деятельность. В третьем случае ценностные ориентации близки с понятиями потребности и мотива, которые имеют свойство к побудительным действиям [2].
В нашей работе хочется подробнее раскрыть вопрос о том, на сколько схожи или различны ценностные ориентации молодых людей, субъективно относящиеся себя к верующим и не относящим себя к данной группе.
Цель нашего исследования заключатся в определении и сравнении ценностных ориентаций молодых людей, субъективно относящих себя к верующим, агностикам и атеистам. Теоретическим объектом выступает ценностно-смысловая сфера, предметом исследования – ценностные ориентации. В исследовании приняли участие молодые люди, субъективно относящие себя к верующим, агностикам и атеистам молодые люди в количестве 25 человек.
Для исследования ценностных ориентаций были использованы: методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, а также специально разработанная анкета.
Данные, полученные в нашем исследовании, позволяют нам представить «ценностно-мотивационный портрет» трех групп респондентов. Молодые люди, субъективно относящие себя к верующим, ценным и главным в жизни считают физическое и психическое благополучие, отсутствие каких-либо заболеваний как у себя, так и у близких. Огромную роль для них играет любовь, потребность в чувстве, выражающемся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в готовности к самоотдаче. Молодые люди высоко ценят не только честность и воспитанность в себе и других, но и продуктивность в работе, трудолюбие. Они предпочитают быть вовлеченными в какое-либо дело, погруженными в задачу, наслаждаться самим ходом действия или события больше, чем конечным итогом. Скорее всего труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Такие люди могут стремиться к деятельности, направленной на благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом. Вполне вероятно, что они ставят интересы других выше своих, ориентированы на помощь окружающим. У большинства исследуемых могут отсутствовать намерения подчинять кого-либо своей воле, они скорее будут желать быть свободными и самостоятельными в своих действиях и убеждениях. Молодые люди, субъективно относящие себя к верующим, скорее всего не заинтересованы в переживании прекрасного в природе и в искусстве, в реализации своего потенциала в творческой деятельности, а также в приятном, необременительном времяпрепровождении. Вероятно, им сложно смириться с недостатками в себе и других, помимо этого, они скорее отказываются соглашаться с высокими требованиями к жизни и высокими притязаниями. Мы можем предположить, что для них не важно умение содержать в порядке вещи или порядок в делах.
Молодые люди, относящие себя к агностикам, предположительно, главным в жизни считают физическое и психическое благополучие, отсутствие каких-либо заболеваний как у себя, так и у близких. Огромную роль для них играет любовь, потребность в чувстве, выражающемся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в готовности к самоотдаче. Они высоко ценят умение быть смелыми в отстаиваниях своего мнения, взглядов и быть уверенными в своих силах, умение настоять на своем и не отступать перед трудностями, а также умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения. Предположительно, им важно быть вовлеченными в какое-либо дело, погруженными в задачу, наслаждаться самим ходом действия или события больше, чем конечным итогом. Молодые люди, субъективно относящие себя к агностикам, скорее всего не заинтересованы в благосостоянии, развитии и совершенствовании других людей, всего народа и человечества в целом. Помимо этого, вероятно, их не интересует переживание прекрасного в природе и в искусстве. Возможно, для них не существует значительной важности в работе над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование. И скорее всего, им сложно мириться с недостатками в себе и других.
Молодые люди, относящие себя к атеистам, считают важным быть финансово обеспеченными, они направлены на увеличение своего материального достатка. Высоко ценят физическое и психическое благополучие, а также отсутствие каких-либо заболеваний как у себя, так и у близких. Честность является главным качеством, принимаемым ими в отношении себя и окружающих. У большинства исследуемых могут отсутствовать намерения подчинять кого-либо своей воле, они скорее будут желать быть свободными и самостоятельными в своих действиях и убеждениях. Молодые люди, относящие себя к атеистам, скорее всего, считают неважным благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом. Помимо этого, их может не интересовать переживание прекрасного в природе и в искусстве. Они могут не особо ценить зрелость суждений, достигаемых жизненным опытом. Мы можем предположить, что для них не важно умение содержать в порядке вещи или порядок в делах. Вероятно, им сложно смириться с недостатками в себе и других, помимо этого, они скорее отказываются соглашаться с высокими требованиями к жизни и высокими притязаниями.
Практическая значимость исследования заключается в возможности определения и сравнения ценностных ориентаций молодых людей, субъективно относящих себя к верующим, агностикам и атеистам, что позволит лучше понять их мировоззрение, мотивацию и поведение. Это может быть важным в разработке программ образования и социализации, формировании коммуникации между группами, а также в разрешении конфликтов.
Список литературы
1. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности: Психология в трудах отечественных психологов / Д.А. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2000. – 377 с.
2. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 1. – С. 23 – 25.