«Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности» В. А. Сухомлинский
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мною было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
• организация предметно-развивающей среды;
• создание ситуации успеха;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• создание ситуации творческого поиска;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.
Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.
Таким образом, для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.
Цель моего проекта: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Задачи проекта:
Создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию творческих способностей.
Обобщать знания детей о изобразительном и декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов;
Актуальность проекта:
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно- творческих способностей.
Поставленная цель решалась через следующие задачи:
• образовательные: познакомить детей с художественными росписями; познакомить с видами изобразительной деятельности, техникой нетрадиционного рисования, развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
• развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и нетрадиционной технике рисования (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, способам нетрадиционного рисования, аппликации); развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
• воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса, способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.
Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется нами в организованной образовательной деятельности: в ООД, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей, участие в различных конкурсах.
Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мною определены направления работы:
1. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
2. Разработана серия сценариев по изобразительному и декоративному рисованию.
3. Составлен план работы с родителями.
Первое с чего началась наша работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству - это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает:
• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования)
• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)
• центр творчества, достижений
Результат проекта:
• У детей отмечено повышение уровня развития сенсомоторных навыков
• Удалось привлечь родителей к реализации данного проекта.
• Дети научились использовать материалы организованного в группе «Уголка творчества» и «Мини музея» в самостоятельной продуктивной деятельности.
• Создана эмоционально благоприятная среда для установления гармоничных отношений между взрослыми и детьми.
Итоги проекта.
• Реализация проекта осуществлялась с учетом возрастных особенностей, интеграции, координации деятельности, взаимодействия педагога с детьми и родителями в условиях детского сада.
• Группе разработан перспективный план работы по продуктивной деятельности детей. Работа по проекту органично вписалась в педагогический процесс. Продуктивная деятельность стала частью интегрированных занятий.
• При организации видов деятельности учитывались желание, потребности и интересы детей.
Знакомство с различными видами росписи нами проводилась согласно такой последовательности:
1. Знакомство с данным видом народного декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором, историей) с использованием компьютерных презентаций.
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории народного промысла.
3. Оформление «Полки красоты»: один предмет, например, «Северный Олень», несколько предметов одного народного промысла (поделки из пластилинографии «Оленеводы-эвены» и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).
4. Образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду, нетрадиционному виду рисования, квиллингу,тестопластике,пластилинографии.
5. Организация «мини – музея» в группе «» (предметы народного промысла, работы детей, «Бумажная оранжерея» и т.д.).
6. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор» и т.д.
7. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).
За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Мини-музей «Заглянем в прошлое планеты»
Музей – хранитель подлинных свидетелей прошлого – по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную юную душу.
«Музыка для всех»
«Маленькие волшебники»
«Мастерим из природных материалов»
Список использованной литературы:
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. (1 экз. м/к)
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3–4 года). (3 экз. м/к)
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4–5 лет). (3 экз. м/к)
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5–6 лет). (1 экз. гр. 2 экз. м/к)
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет). (2 экз. гр.)
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. (1 экз.м/к)
Комарова Т.С. Детское художественное творчество (1 экз. м/к)
Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий 2-3 года (2 экз. м/к)
Колдина Д.Н. Рисование в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий 2-3 года (1 экз. м/к)
Наглядно-демонстрационный материал:
Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».
Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».