Изобразительное декаротивно-прикладное как средство развития творческих способностей детей в ДОО - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Изобразительное декаротивно-прикладное как средство развития творческих способностей детей в ДОО

Суханова А.В. 1
1Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Восточный Федеральный университет им.М.К. Аммосова" Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности» В. А. Сухомлинский

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мною было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

• организация предметно-развивающей среды;

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:

  • Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

  • Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

  • Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

  • Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

  • Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

  • Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

  • Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Таким образом, для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

Цель моего проекта: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

Создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию творческих способностей.

Обобщать знания детей о изобразительном и декоративно - прикладном искусстве.

Развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов;

Актуальность проекта:

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно- творческих способностей.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

образовательные: познакомить детей с художественными росписями; познакомить с видами изобразительной деятельности, техникой нетрадиционного рисования, развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

• развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и нетрадиционной технике рисования (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, способам нетрадиционного рисования, аппликации); развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса, способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.

Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется нами в организованной образовательной деятельности: в ООД, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей, участие в различных конкурсах.

Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мною определены направления работы:

1. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

2. Разработана серия сценариев по изобразительному и декоративному рисованию.

3. Составлен план работы с родителями.

Первое с чего началась наша работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству - это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает:

• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования)

• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)

• центр творчества, достижений

Результат проекта:

• У детей отмечено повышение уровня развития сенсомоторных навыков

• Удалось привлечь родителей к реализации данного проекта.

• Дети научились использовать материалы организованного в группе «Уголка творчества» и «Мини музея» в самостоятельной продуктивной деятельности.

• Создана эмоционально благоприятная среда для установления гармоничных отношений между взрослыми и детьми.

Итоги проекта.

• Реализация проекта осуществлялась с учетом возрастных особенностей, интеграции, координации деятельности, взаимодействия педагога с детьми и родителями в условиях детского сада.

• Группе разработан перспективный план работы по продуктивной деятельности детей. Работа по проекту органично вписалась в педагогический процесс. Продуктивная деятельность стала частью интегрированных занятий.

• При организации видов деятельности учитывались желание, потребности и интересы детей.

Знакомство с различными видами росписи нами проводилась согласно такой последовательности:

1. Знакомство с данным видом народного декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором, историей) с использованием компьютерных презентаций.

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории народного промысла.

3. Оформление «Полки красоты»: один предмет, например, «Северный Олень», несколько предметов одного народного промысла (поделки из пластилинографии «Оленеводы-эвены» и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).

4. Образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду, нетрадиционному виду рисования, квиллингу,тестопластике,пластилинографии.

5. Организация «мини – музея» в группе «» (предметы народного промысла, работы детей, «Бумажная оранжерея» и т.д.).

6. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор» и т.д.

7. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).

За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.

Мини-музей «Заглянем в прошлое планеты»

Музей – хранитель подлинных свидетелей прошлого – по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную юную душу.

«Музыка для всех»

«Маленькие волшебники»

«Мастерим из природных материалов»

Список использованной литературы:

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. (1 экз. м/к)

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3–4 года). (3 экз. м/к)

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4–5 лет). (3 экз. м/к)

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5–6 лет). (1 экз. гр. 2 экз. м/к)

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет). (2 экз. гр.)

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. (1 экз.м/к)

Комарова Т.С. Детское художественное творчество (1 экз. м/к)

Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий 2-3 года (2 экз. м/к)

Колдина Д.Н. Рисование в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий 2-3 года (1 экз. м/к)

Наглядно-демонстрационный материал:

Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».

Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Просмотров работы: 3