АЛГОРИТМ ВЫБОРА МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

АЛГОРИТМ ВЫБОРА МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Трифонов Н.М. 1, Литвинов Д.А. 1, Панкин С.С. 1, Василенко М.А. 2
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
2Ростовский государственный медицинский университет (РостГМУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Следует выделить ряд рисков, связанных с инвестициями в разработку инфраструктурных объектов:

  1. Риск выбор недобросовестной подрядной организации.

  2. Риск невозможности привлечения финансирования.

  3. Риск искажения информации о будущих капиталовложениях.

  4. Риск недостаточной проработки инвестиционного соглашения.

  5. Риск удорожания проекта.

В процессе инвестирования учитываются особенно важные риски, заставляющие обратить внимание на технико-экономическое обоснование в рамках инвестиционного плана. В его состав входит финансовое обоснование предполагаемых итогов реализации проекта [5]. Следует подчеркнуть, что сведения о деятельности проекта должны включать следующие аспекты:

- плановые показатели реализации инвестиционного проекта;

- данные о фактически выполненных и оплаченных работах;

- отклонения от проекта и причины;

- последствия отклонений и дальнейшая реализация проекта.

На рисунке 1 показан анализ управления инвестиционными проектами в учреждении.

Рис. 1. Алгоритм выбора метода управления рисками инвестиционного проекта

Оценка финансовой деятельности инвестиционного проекта основывается на формах отчетности:

  1. Отчет о финансовых результатах;

  2. Отчет о движении денежных средств;

  3. Мониторинг хода реализации ФАИП, с предоставлением отчетности раз в квартал.

Данные формы отчетности отражают три вида деятельности по проекту – производственную, финансовую и инвестиционную. В этих документах отражается погашение дебиторской задолженности, ход реализации строительно-монтажных работ, движения денежных средств по кодам аналитического показателя в смете. С использованием этих документов формируются сведения о ходе реализации инвестиционного проекта [3].

При реализации инвестиционного проекта на железнодорожном транспорте применяются следующие типы отчетности:

- отчет о выполненных работах;

- отчет о ходе реализации инвестиционного проекта;

- отчет о затратах на выполненные работы;

- отчет о техническом состоянии объекта;

- отчет об исполнении основных этапах работ.

В ходе проведения мониторинга реализации крупных инвестиционных проектов с государственным участием даны следующие рекомендации по снижению рисков:

  1. Своевременное освоения предоставленных на реализацию инвестиционных проектов средств федерального бюджета и вводом в эксплуатацию предусмотренных объектов капитального строительства;

  2. Проведение соответствующих работ при подготовке проектной документации целью снижения вероятности ее дальнейшей корректировки;

  3. Подготовки проектной и сметной документации по объектам капитального строительства;

  4. Отбор для реализации проектов подрядных организаций.

Метод анализа управления рисками состоит в том, что это метод, направленный на комплекс мер для анализа и принятия решений с целью снижения отклонений фактических показателей и эффективное функционирование проекта [1].

Типичными видами рисков инвестиционного проекта в строительстве являются:

- риск превышения сметной стоимости проекта;

- риск несвоевременного ввода объекта в эксплуатацию;

- риск необеспечения качественного выполнения строительно-монтажных работ;

- удорожание строительных материалов;

- риск ошибок при проектировании.

Оценка рисков основывается на внутренних и внешних факторах, возникающих при реализации проекта. На первом этапе выявляют перечень сдерживающих факторов, которые могут повлиять на развитие проекта [2]. На втором этапе определяют возможные финансовые потери, пути решения и эффект, который будет получен от устранения негативного воздействия.

Процесс управления рисками включает в себя этап, на котором осуществляется принятие управленческих решений, направленных на компенсацию потенциальных потерь. В рамках данного процесса происходит формирование экономических резервов для покрытия непредвиденных финансовых расходов, что является мерой баланса между возможными угрозами и необходимым дополнительным финансированием для успешной реализации проекта. Кроме того, с организацией экономического резерва связывается обязанность по мониторингу различных факторов, как внутренних, так и внешних, что может сопровождаться корректировкой проекта при необходимости [4].

На стадии завершения проекта определяются экономические результаты реализации проекта, актуальный перечень внешних и внутренних факторов среды, реагирование на риски проекта.

Следовательно, при оценке факторов риска на инвестиционный проект в строительстве с учетом проявления внешних и внутренних факторов необходимо проводить анализ методов, используемых при управлении инвестиционным проектом. Недостоверная оценка технико-экономических показателей увеличивает риск дополнительного финансирования, увеличение сроков реализации проекта и ведет к экономическим потерям.

Литература

  1. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Лилюхин А.М. Предпринимательство в российской экономике // В сборнике: Экономические проблемы России и региона. ученые записки. Ростов-на-Дону, 2021. С. 29-35.

2. Гуськова М.Ф., Никитин В.Э., Трофимов Д.А., Телятникова Н.А. Современные методы анализа и обеспечения качества процесса проектирования сложных инженерных сооружений // Транспортные сооружения. 2019. Т. 6. № 3. с. 22-27

3. Петрова О.И. Страхование рисков заказчика при строительстве объекта // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018 № 9 С. 39-45.

4. Стифеева В.О., Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // В сборнике: Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200

5. Савчук Р.Р., Щуров А.Д., Чистяков С.Е. Повышение инвестиционной привлекательности как фактор социально-экономического развития территории // В сборнике: Балтийский морской форум. Материалы XI Международного Балтийского морского форума. В 8-ми томах. Калининград, 2023. С. 281-287.

Просмотров работы: 8