Избежать риска в производственной деятельности практически невозможно, поэтому основной задачей управленческой деятельности является оценка возможного риска, выявление рискообразующих факторов и выбор методов управления рисками. Под риск-менеджментом принято понимать скоординированные действия по руководству и управлению организацией в отношении риска. Оценка эффективности структурных подразделений промышленного предприятия является неотъемлемой частью менеджмента качества и требованием международных стандартов серии ИСО 9000:2015. [3].
Основная цель испытательной лаборатории предприятия, специализирующегося на выпуске радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), заключается в предоставлении достоверных результатов исследований и испытаний РЭА на воздействие внешних факторов. В испытательной лаборатории рассматриваемого предприятия существует система менеджмента качества (СМК) испытаний, обеспечивающая независимость, беспристрастность, конфиденциальность при проведении испытаний. Конфиденциальность результатов испытаний обеспечивается лабораторной информационной системой с ограниченным доступом, вся печатная документация по проектам Заказчика доступна только сотрудникам испытательной лаборатории. При проведении испытаний не допускается вмешательство личных убеждений, предпочтений или интересов в процесс испытаний, как сотрудников испытательного отдела, так и заказчиков испытаний, что гарантирует получение беспристрастных, объективных и достоверных результатов испытаний. Испытательная лаборатория регулярно проводит внутренние аудиты своих групп, что позволяет, с одной стороны, определить, насколько группы соответствуют требованиям СМК, с другой — оценить результаты функционирования СМК. В основе СМК испытательной лаборатории заложен процессный подход. Процессный подход позволяет рассматривать испытательную лабораторию, как единый механизм, позволяющий сотрудникам разрешить возникшие вопросы и проблемы непосредственно без участия руководящего звена и в дальнейшем согласовывать действия в рамках процесса. Именно через процессы можно определить слабые места и выявить возможные риски и определить возможности. На рисунке 1 приведена схема процесса испытаний.
Рисунок 1 – Схема процесса испытаний
К основным элементам процесса испытаний можно отнести:
Входы процесса – элементы, претерпевающие изменения в ходе выполнения действий. Входными величинами процесса испытаний являются непосредственно испытуемые образцы РЭА. Главным признаком объекта испытаний является то, что по результатам испытаний принимается решение именно по этому объекту: о его годности или браковке, о возможности предъявления на последующие испытания, о возможности серийного выпуска и т.п. Характеристики свойств объекта при испытаниях определяются путем измерений, анализов или диагностирования.
Выход процесса представляется результатом процесса. Как материальный продукт, так и разного рода услуги или информация могут быть выходами процесса. Выходными данными являются результаты испытаний (протоколы, заключения о соответствии полученных показателей РЭА нормативно–технической документации или требованиям Заказчиков испытаний)
Ресурсы – элементы, необходимые любому процессу. Финансы, персонал, оборудование, документация, инфраструктура – все это является ресурсами процесса. Ресурсами для проведения испытаний специально оборудованное помещение, сотрудники испытательного отдела, заработная плата сотрудника, испытательное оборудование и средства контроля (измерения) параметров в процессе проведения испытаний, условия и время проведения испытаний. Условия испытаний – это совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта при испытаниях. Они могут быть реальными или моделируемыми, предусматривать определение характеристик объекта при его функционировании и отсутствии функционирования, при наличии воздействий или после их приложения.
Владелец – важный атрибут процесса. Им называется человек, в распоряжении которого имеется достаточное количество ресурсов. Он несёт ответственность за выход процесса, то есть его результат. Показатели процесса характеризуют его результативность и эффективность. Показателями процессов называют набор качественных и количественных параметров, которые характеризуют сам процесс и его результат. Применяя процессный подход, который постоянно анализируется, испытательный отдел обеспечивает улучшение качества оказываемых услуг. Применение данного подхода способствует предупреждению ошибок, снижению затрат на ресурсы, в том числе и временные. Его использование ведёт к лучшему учету ресурсов, сокращению времени выполнения определённой деятельности, предупреждению ошибок и снижению затрат по всем операциям.
Для выявления рискообразующих факторов была использована диаграмма Исикавы (рисунок 2), которая позволяет выявить причинно-следственные связи процесса испытаний РЭА. Установлено, что к основным факторам, оказывающим влияние на результаты испытаний РЭА, следует отнести:
методы испытаний: неактуализированные методики испытаний, отсутствие автоматизации при проведении испытаний;
испытательное оборудование: ошибочные настройки оборудования, физический износ оборудования, неоптимальные сроки проведения планово–предупредительного ремонта испытательного оборудования; отсутствие или не вовремя проведенная аттестация испытательного оборудования;
сотрудники испытательного отдела: их опыт, навыки, мотивация, компетенции;
ресурсы: информационные (неполнота представленной информации об объекте испытаний, некорректно составленные задания на проведение испытаний), материальные (комплектующие, расходные материалы, калиброванные газовые смеси т.п.) и денежные ресурсы;
измерение: средства контроля процессов проведения испытаний и средства измерения параметров–критериев годности ДПА (калибровка, поверка, ремонт);
окружающая обстановка: соблюдение параметров микроклимата, обеспечение требуемых параметров промышленных электрических сетей, электромагнитной совместимости, отсутствие вибрации и наводок.
Главной целью риск-менеджмента испытательной лаборатории является создание благоприятных условий для устойчивого развития, достижения целей и улучшения деятельности за счет реализации стратегии контроля значимых рисков и оценки результативности предпринятых действий, связанных с управлением потенциальными рисками.
Рисунок 2 – Диаграмма Исикавы для выявления факторов риска при проведении испытаний РЭА |
С целью оценки эффективности риск–менеджмента целесообразно используемые в испытательном отделе процессы разделить на группы. В первую группу входят основные процессы. В этих процессах выход одного процесса влияет не только на следующий, но и на всю цепочку, которая возникает при их взаимодействии друг с другом. Они располагаются в по рядке влияния на достижение целей: степени удовлетворенности заказчика.
К основным процессам испытательного отдела можно отнести все процессы, связанные с проведением испытаний, а именно: проведение испытаний и измерений; валидация и верификация методов испытаний и исследований; отбор, хранение и утилизация образцов; ведение технических записей; оценивание неопределенности измерений; ведение отчетов по результатам испытаний. Этим процессам в отделе должно уделяться повышенное внимание. Если их функционирование будет организовано не должным образом, то появится риск появления опасности для обеспечения качества продукции или услуг. Бывают и такие ситуации, при которых основной процесс может стать критическим.
Ко второй группе относятся обеспечивающие или поддерживающие процессы. Они не оказывают прямого влияния на получение результата, а служат для создания условий протекания основных процессов. Их главное отличие в том, что поддерживающие процессы способствуют реализации целей. К поддерживающим процессам испытательного отдела следует отнести такие процессы, как обеспечение оборудованием; обеспечение расходными материалами и реактивами; ремонт оборудования; обеспечение трудовыми ресурсами; обеспечение информационными и автоматизированными системами.
К третьей группе процессов относятся управляющие процессы, под которыми понимаются процессы, регламентирующие организационно–методические и нормативно – технические основы испытаний. К этим процессам относятся, прежде всего, работы с Заказчиком. Управляющие процессы опираются на стандарты системы разработки и постановки продукции на производство; нормативно–технические и технические документы, регламентирующие требования к продукции и методам испытаний; нормативно–технические документы, регламентирующие требования к средствам испытаний и порядок их использования. Условия проведения испытаний и перечень контролируемых параметров РЭА оговариваются в стандартах и общих технических условиях (ОТУ) на изделие.
Оценки рисков испытательной лаборатории направлены на представление на основе объективных свидетельств информации, необходимой для принятия обоснованного решения относительно способов обработки риска. В испытательной лаборатории анализ рисков проводится с помощью метода FMEA (Failure Mode Effect Analysis – анализ видов и последствий отказов).
Порядок проведения процедуры оценки по методу FMEA заключается в следующем:
Экспертная группа определяет виды рисков и угроз. Идентифицированные риски заносятся в реестр идентифицированных рисков.
Для каждого идентифицированного события, экспертная группа определяет коэффициенты S,O,D (тяжесть последствий, вероятность появления, возможность обнаружения). Значения коэффициентов приведены в таблице 1 по десятибалльной шкале.
Таблица 1 – Квалиметрические шкалы значимости факторов S , O, D
Фактор S |
Фактор O |
Фактор D |
1 – очень низкая (почти нет проблем) |
1 – очень низкая |
1 – почти наверняка дефект будет обнаружен |
2 – низкая (проблемы решаются работником) |
2 – низкая |
2 – очень хорошее обнаружение |
3 – не очень серьезная |
3 – не очень низкая |
3 – хорошее |
4 – ниже средней |
4 – ниже средней |
4 – умеренно хорошее |
5 – средняя |
5 – средняя |
5 – умеренное |
6 – выше средней |
6 – выше средней |
6 – слабое |
7 – довольно высокая |
7 – близка к высокой |
7 – очень слабое |
8 – высокая |
8 – высокая |
8 – плохое |
9 – очень высокая |
9 – очень высокая |
9 – очень плохое |
10 – катастрофическая (опасна для людей) |
10 – 100%–ная |
10 – почти невозможно обнаружить |
Определение экспертной группой значений приоритетности риска, ПЧР (приоритетное число рисков), величина, характеризующая тяжесть последствий, определяется по формуле:
ПЧР = S • O • D |
(1) |
Определенные значения приоритетности риска заносятся в таблицу 2. Каждое ПЧР может иметь значение от 1 до 1000.
Таблица 2 – Стратегия реагирования в зависимости от значения ПЧР
Уровень риска |
Значение ПЧР |
Полномочия по утверждению риска |
Необходимые действия |
Критический |
Более 100 |
Руководство компании |
Незамедлительные действия. Разработка мероприятий по минимизации риска |
Средний |
От 40 до 100 |
Заместители генерального директора |
В случае экономической целесообразности разработка мероприятий по снижению риска. Периодический мониторинг уровня риска. |
Низкий |
Менее 40 |
Утверждение риска не обязательно |
Периодический мониторинг уровня риска. |
Значение ПЧР меньше 40 означает низкий уровень риска, в этом случае не требуется принятие дополнительных мер. Значения ПЧР больше 40, но меньше 100 означает приемлемый уровень риска (безопасность), для данной группы рисков необходимо осуществлять мониторинг и периодический пересмотр. Если значение ПЧР больше 100, то уровень риска высокий – в этом случае требуется незамедлительная разработка и принятие мер для снижения риска/угрозы. Оценки всех рисков и угроз отражаются в «Протоколах оценки и анализа рисков и угроз» работником службы качества. Для рисков, ПЧР которых равно или больше 100 (неприемлемых рисков), работник службы качества ведет «Реестр неприемлемых рисков», меры для нейтрализации которых должны приниматься в первую очередь.
Оценку рисков целесообразно проводить во всех случаях, когда для принятия решения существует проблема выбора из нескольких вариантов и нет четких, однозначных, нормативных требований, т.е. в ситуациях, где есть неопределенность, которая может влиять на цели. Отрицательное влияние представляет собой потенциальную угрозу для испытательной деятельности, а положительное – создает дополнительные возможности для достижения целей и задач испытательной лаборатории.
Оценка риска может включать:
– избежание риска посредством принятия решения не начинать или не продолжать деятельность, которая обусловливает возникновение риска;
– принятие или повышение риска с целью достижения благоприятных возможностей; устранение источника риска; изменение вероятности, изменение последствий;
– распределение риска другой стороной или сторонами;
– сохранение риска на основании обоснованного решения.
Управление рисками при проведении испытаний РЭА должно осуществляться для достижения следующих целей:
– снижение последствий отрицательного воздействия вероятных событий, которые могут явиться причиной снижения качества, увеличения затрат, сроков или ухудшения технических характеристик ДПА;
– обеспечение более достоверной идентификации источников опасных событий и угроз;
– исключение факторов неожиданности наступления событий, которые могут повлечь негативные последствия;
– превентивное устранение источников опасных событий;
– более эффективное распределение и использование ресурсов;
– повышение доверия причастных к испытаниям сторон,
– обеспечение соответствия требованиям заказчика, плановым, законодательным и нормативным требованиям;
– повышение результативности СМК организации;
– повышение безопасности для персонала организации.
Оценка эффективности риск–менеджмента испытательного отдела в соответствии с требованиями ГОСТ 17025 [4] является обязательной процедурой и должна производиться на этапе обработки риска.
Под ключевыми показателями эффективности в бизнесе принято понимать качественные и количественные параметры, которые характеризуют как сам процесс, так и его результат [6]. Используя ключевые показатели эффективности бизнес–процессов, можно управлять процессом и вносить в него изменения, а также ставить цели перед персоналом и мотивировать сотрудников к достижению заявленных целей [6].
Автором предлагается следующая система риск-менеджмента испытательной лаборатории, состоящая из следующих блоков:
− проведение исследований и испытаний – основной процесс;
− управление документацией – основной процесс;
− техническое обеспечение (метрологическое и техническое обслуживание, поверка средств измерений, аттестация испытательного оборудования) – обслуживающий процесс;
− управление персоналом (подбор, подготовка, обучение, аттестация персонала отдела испытаний) – обслуживающий процесс;
− работа с заказчиком испытаний – управляющий процесс.
К рискообразующим факторам блока «Проведение испытаний» были отнесены:
−заведомое проведение недостоверных исследований и испытаний в случае возникновения конфликта интересов;
−не информирование руководства отдела о конфликте интересов;
−несоблюдение требуемых параметров микроклимата при проведении исследований испытаний;
− фальсификация результатов исследований (выдача протоколов) персоналом отдела в интересах Заказчиков по разным причинам;
−неправильное составление протокола испытаний;
−несвоевременное оформление результатов исследований и испытаний;
−подмена продукции при проведении исследований и испытаний.
К рискообразующим факторам блока «Управление персоналом» следует отнести:
− недостаточная квалификация персонала;
− нехватка кадров;
− уход ключевых сотрудников;
– размер заработной платы сотрудников лаборатории зависит от объемов выполняемых работ, положительных, либо отрицательных результатов исследований и их трактовки;
– болезнь сотрудников;
− нарушение трудового законодательства;
– участие в осуществлении видов деятельности, которые ставят под сомнение беспристрастность и независимость лаборатории.
К рискообразующим факторам блока «Техническое обеспечение» отнесем:
− несвоевременная поверка средств измерений;
− несвоевременная аттестация испытательного оборудования;
− невыполнение планово–предупредительных ремонтов испытательного оборудования и средств измерений;
− отказы в работе испытательного и контрольно–измерительного оборудования в межремонтный период;
− несвоевременная закупка испытательного и контрольно– измерительного оборудования;
− износ имеющегося оборудования;
– нарушение условий эксплуатации оборудования.
К рискообразующим факторам блока «Управление документацией» относятся:
– ошибки при ведении журналов и протоколов проведения испытаний;
– использование неактуализированной нормативно–технической документации;
– ненадлежащая идентификация документов;
– ненадлежащая организация учета и хранения документации.
К рискообразующим факторам блока «Работа с заказчиком испытаний» следует отнести:
– нечеткость постановки цели и задач испытаний;
– сжатые сроки проведения испытаний;
– фальсификация точек отбора проб персоналом в интересах заказчиков.
– наличие условий для возникновения конфликта интересов, вызванное организационной структурой.
Ключевыми показателями эффективности могут быть:
уровень рисков: оценка и классификация рисков, определение вероятности и воздействия, позволяющие понять общий объем рисков;
степень управления рисками: эффективность системы управления рисками, вовлечение заинтересованных сторон, принятие соответствующих мер для уменьшения рисков;
соблюдение бюджета и графика: своевременное и точное планирование бюджета и времени, управление расходами и сроками для минимизации рисков финансового и временного характера.
качество результатов испытаний: оценка качества проводимых испытаний, соответствие результатов требованиям и целям проведения испытаний;
реагирование на риски: эффективность реагирования на выявленные риски, скорость принятия решений и применения корректирующих мер;
уровень доверия заинтересованных сторон: степень доверия заказчиков, партнеров и других заинтересованных сторон к риск–менеджменту и исполнению планов.
Оценку эффективности риск–менеджмента предлагается проводить по следующему алгоритму:
1) подробный анализ процесса;
2) определение ключевых показателей для каждого процесса;
3) определение методики оценивания каждого показателя процесса;
4) группирование процессов по блокам;
5) оценка группового показателя эффективности;
5) оценка комплексного показателя эффективности системы риск–менеджмента с использованием интегральных методов качества (методом лепестковой диаграммы, экспертным методом, методом Дельфи и т.п.).
Иерархия ключевых показателей риск–менеджмента представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Граф–модель зависимости комплексного показателя
эффективности риск–менеджмента от ключевых показателей процессов
Показатель RРМ является комплексным и включает в себя множество групповых и единичных показателей, характеризующих составляющие элементы риск–менеджмента. В качестве групповых показателей целесообразно использовать показатели выделенных блоков: под показателем RПИ понимается эффективность блока «Проведение испытаний»; под показателем RУП– эффективность блока «Управление персонала»; под показателем RТО – эффективность блока «Техническое обслуживание»; под показателем RУД – эффективность блока «Управление документацией»; под показателем RРЗ – эффективность блока «Работа с заказчиком».
Комплексный показатель эффективности RРМ определяется как отношение произведений фактических и плановых групповых показателей:
, (2)
где – фактическое значение группового показателя эффективности каждого блока процессов; – плановое значение группового показателя эффективности блока; m – количество блоков системы риск-менеджмента.
Алгоритм оценки эффективности функционирования системы риск-менеджмента приведен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Блок–схема алгоритма оценки эффективности
риск-менеджмента
Для определения плановых и фактических значений групповых показателей эффективности, входящих в формулу (1), предлагаются следующие формулы:
где – фактическое значение единичного показателя эффективности i–го процесса риск-менеджмента; n – количество единичных показателей эффективности i–го процесса риск-менеджмента;
где – плановое значение единичного показателя эффективности i–го процесса риск-менеджмента.
Эффективность каждого процесса предлагается определять, как отношение фактического и планового показателей эффективности:
.
Если по результатам анализа выявлено, что система риск-менеджмента функционирует неэффективно, то необходимо определить несоответствия и причины их возникновения, а также разработать и внедрить комплекс корректирующих мероприятий.
На основе рассчитанного комплексного показателя эффективности делается вывод о степени эффективности функционирования системы риск-менеджмента. Шкала эффективности системы риск-менеджмента приведена в таблице 3
Таблица 3 – Шкала эффективности системы риск-менеджмента
Значение показателя результативности |
Оценка эффективности системы |
1 |
2 |
0<RРМ <0,3 |
Критический уровень– система неэффективна. Цели и задачи не были достигнуты. Необходимо принятие срочных корректирующих действий для выявления и устранения причин несоответствий. Требуется полное переосмысление процессов, необходимо провести: анализ требований, предъявляемых к процессам; анализ выбора критериев; анализ взаимодействия процессов |
0,31<RРМ <0,5 |
Низкий уровень эффективности системы. Система требует глубокого анализа. Необходимо принятие срочных корректирующих действий для выявления и устранения причин несоответствий |
Продолжение таблицы 3
0,51<RРМ<0,75 |
Средний уровень эффективности. Цели и задачи были частично достигнуты. Необходимо разработать корректирующие действия для выявления и устранения причин несоответствий, провести анализ с использованием статистических методов |
0,76<RРМ <0,85 |
Достаточный уровень эффективности. Цели и задачи близки к достижению. Необходимо проведение мероприятий для предупреждения появления несоответствий, а также проведение анализа с использованием статистических методов |
0,86<RРМ <1 |
Высокий уровень эффективности. Поставленные цели и задачи практически достигнуты либо выполнены в полной мере. Регулярное проведение статистических исследований необходимо для разработки мероприятий, направленных на улучшение процесса. Возможно увеличение критериев |
Разработанная методика эффективности риск-менеджмента была апробирована в процессе анализа деятельности испытательной лаборатории. Исследование проводилось по всем блокам путем анализа результатов внутренних аудитов, опроса сотрудников испытательной лаборатории по всем ключевым процессам. Результаты исследования сведены в таблицу 4.
Таблица 4 – Ключевые показатели эффективности системы
риск-менеджмента по процессам
№ п/п |
Процессы испытательной лаборатории |
Показатели |
||
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 Проведение испытаний |
1 |
0,8 |
||
1.1 |
Коэффициент соответствия результатов испытаний установленным стандартам качества |
1 |
0,9 |
|
1.2 |
Коэффициент соблюдения графиков проведения испытаний |
1 |
0,8 |
|
1.3 |
Коэффициент соблюдения требуемых параметров микроклимата при проведении исследований испытаний; |
1 |
0,7 |
|
1.4 |
Коэффициент качества оформления протокола испытаний |
1 |
0,6 |
|
1.5 |
Коэффициент соблюдения бюджета испытаний |
1 |
0,5 |
|
1.6 |
Коэффициент дефектности испытуемой продукции из-за ненадлежащего отбора испытуемых образцов |
0 |
0,5 |
|
2 Управление персоналом (УП) |
1 |
0,7 |
||
2.1 |
Коэффициент текучести кадров |
0,9 |
0,7 |
|
2.2 |
Коэффициент выполнения годового плана обучения сотрудников |
1 |
0,7 |
|
2.3 |
Коэффициент затрат на обучение персонала |
1 |
0,5 |
|
2.4 |
Коэффициент своевременной аттестации персонала |
1 |
0,4 |
Продолжение таблицы 4
2.5 |
Коэффициент зафиксированных нарушений трудового законодательства |
0 |
0,1 |
2.6 |
Коэффициент зафиксированных нарушений трудовой дисциплины |
0 |
0,2 |
2.7 |
Коэффициент уровня производственного травматизма |
0 |
0,2 |
3 Техническое обеспечение (ТО) |
1 |
0,5 |
|
3.1 |
Коэффициент выполнения графика поверки средств измерений |
1 |
0,3 |
3.2 |
Коэффициент выполнения графика аттестации испытательного оборудования |
1 |
0,5 |
3.3 |
Коэффициент выполнения графика планово–предупредительных ремонтов испытательного оборудования и средств измерений |
1 |
0,5 |
3.4 |
Коэффициент соблюдения сроков поставки оборудования |
1 |
0,2 |
3.5 |
Коэффициент количества отказов из-за нарушений соблюдения норм и правил эксплуатации оборудования |
0 |
0,5 |
3.6 |
Коэффициент износа имеющегося оборудования |
0 |
0,3 |
3.7 |
Коэффициент уровня обеспеченности средствами измерений, испытаний и контроля |
1 |
0,2 |
4 Управление документацией (УД) |
1 |
0,9 |
|
4.1 |
Коэффициент уровня качества при ведении журналов и протоколов проведения испытаний |
1 |
0,8 |
4.2 |
Коэффициент использования неактуализированной нормативно–технической документации |
0 |
0,1 |
4.3 |
Коэффициент уровня идентификации документов |
1 |
0,9 |
4.4 |
Коэффициент уровня качества организации учета и хранения документации |
1 |
0,9 |
5 Работа с заказчиком испытаний (РЗ) |
1 |
0,8 |
|
5.1 |
Коэффициент уровня качества постановки цели и задач испытаний |
1 |
0,5 |
5.2 |
Коэффициент угрозы ограничения срока проведения испытаний |
0 |
0,1 |
5.3 |
Коэффициент угрозы фальсификация точек отбора проб персоналом в интересах заказчиков. |
0 |
0,1 |
5.4 |
Коэффициент угрозы возникновения конфликта интересов, вызванное организационной структурой. |
0 |
0,1 |
Графическое представление результативности выделенных процессов показано на рисунке 5. На основании анализа лепестковой диаграммы можно сделать вывод, что наименьшей эффективностью обладает блок «Техническое обслуживание», при этом все блоки не обладают максимальной эффективностью. Это свидетельствует о том, что требуется разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности всей системы риск-менеджмента, но особое внимание следует уделить разработке мероприятий, которые повысят эффективность блока «Техническое обслуживание».
Рисунок 5 Результаты оценивания ключевых показателей
эффективности системы риск-менеджмента испытательного отдела:
ПИ – проведение испытаний, УП – управление персоналом,
ТО – техническое обеспечение, УД – управление документацией,
РЗ – работа с заказчиком испытаний
Комплексный показатель эффективности системы риск-менеджмента испытательного отдела составил:
Согласно данным таблицы 3.3 система риск-менеджмента испытательного отдела имеет средний уровень эффективности, что соответствует частичному достижению целей риск-менеджмента. Необходимо разработать корректирующие действия для выявления и устранения причин несоответствий.
Применение разработанной методики оценки эффективности риск-менеджмента позволяет выявить не только недостаточно эффективный процесс системы риск-менеджмента, но и возможности для улучшения каждого отдельного процесса системы.
Список используемых источников
1 ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Тре-бования» [Электронный доступ] http://docs.cntd.ru/document/1200124394
2. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [Электронный доступ] http://docs.cntd.ru/document/1200166732
3.ГОСТ Р 51814.2-2001 «Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов» [Электронный доступ] http://docs.cntd.ru/document/1200026562