Характеристика социального поведения подростков - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Характеристика социального поведения подростков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальное поведение подростков представляет собой сложный и многогранный феномен, формируемый под воздействием различных факторов, включая личностное развитие, влияние сверстников, семейные условия, образовательную среду и медиа. В данном исследовании рассматриваются как положительные, так и негативные проявления социального поведения, такие как дружественные отношения, помощь другим, участие в общественной жизни и эмпатия, а также антисоциальное поведение, выражающееся в агрессии, зависимости, нарушении дисциплины и деструктивных действиях.

В рамках эмпирического исследования были проанализированы результаты опроса среди учащихся 8а и 8б классов МБОУ СОШ № 5 г. Коврова. Исследование проводилось с использованием компьютерной диагностики студии «Виель»: «Диагностика и развитие социальной ответственности подростков» и «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста». Данные были обработаны с применением статистического анализа методом U Манна-Уитни с использованием программного обеспечения «Stanly».

Результаты теста Томаса-Килманна выявили, что 29% - 8а, 15% - 8б предпочитают стиль борьбы в конфликтных ситуациях. Это указывает на агрессивное поведение, когда респонденты готовы настоять на своем, игнорируя интересы других.Четверть участников (25%-8а, 23% - 8б) проявляют стиль приспособления, что говорит о готовности уступить ради сохранения отношений или избегания конфликта.Стиль сотрудничества демонстрируют 21% учащихся 8а и 31% - 8б, что указывает на их стремление к конструктивному разрешению конфликтов.Стиль ухода наблюдается у 17% -8а и 12%- 8б участников. Этот подход характеризуется избеганием конфликта,проявляют стиль компромисса 8% - 8а и 19% - 8б, это может указывать на определенную готовность идти на частичные уступки, но что может указывать на недостаточную готовность других участников находить средний путь в конфликте.

Изучение результатов опросника «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия»показало, что дети и подростки с уверенным компетентным поведением составляют значительную часть группы (46% - 8а и 54% - 8б).Это свидетельствует о хорошем уровне самооценки и способности к активному взаимодействию с окружающими. 29 % - 8а и 27%- 8б проявляют зависимое неуверенное поведение.Это может указывать на низкую самооценку, что может проявляться в страхе перед критикой или необходимостью выделиться в социальной ситуации. Дети с этим стилем поведения могут быть менее инициативными, склонными к ожиданию поддержки от других и менее уверенными в своих силах.25 % - 8а и 19% - 8б класса проявляют агрессивное поведение, это может указывать на наличие склонности к конфликтам и выражению эмоций в форме агрессии. Агрессивное поведение, как правило, является адаптивным механизмом, который подростки используют для защиты своих интересов, однако оно может также указывать на недостаток развития навыков управления эмоциями и конфликтами.

Исследуя агрессивное поведение и враждебность опросником Басса и Дарки мы обнаружили, что у трети подростков наблюдается высокий уровень физической агрессии (33% - 8а и 46 % - 8б), что свидетельствует о деструктивных реакциях, применение физической силы при агрессии и при стрессе, что может привести ксерьезным конфликтам. У 25 % - 8а и 23 % 8б средний и 31% - 8а и 42% - 8б низкий уровень физической агрессии.

Косвенная агрессия преобладает на среднем (46% - 8а и 50% - 8б)и на низком (42% - 8а; 27% 8б) уровнях,указывая на редкое использование манипуляций и распространение слухов, однако у 13% - 8а и 23 % - 8б выявлен высокий уровень, что свидетельствует о частом ее проявлении отдельными подростками.

Высокий уровень раздражения (33% -8а; 42% - 8б) подчеркивает чувствительность подростков к внешним факторам, вспыльчивость, неумение контролировать свои эмоции, что может вызвать конфликты. но низкие показатели (46% и у 8а и у 8б) и средние (50% - 8а; 23% - 8б) указывают на умение подростков себя контролировать.

Высокий уровень негативизма (33% - 8а и 31% - 8б) свидетельствует о критичном отношении к окружающим, однако преобладают средний (21% - 8А, 23 % - 8б) и низкий уровень (46 % 8а и 8б), что показывает адекватное отношение подростков к окружающим.

Высокая подозрительность (38% - 8а и 31% - 8б) говорит о недоверии подростков к другим людям, однако у 42% подозрительность находится на низком уровне, т.е.у данных подростков хорошо сформировано доверие друг к другу.

Высок процент подростков, склонных к вербальным конфликтам (38% - 8а и 34% - 8б), онииспользуют словесные средства для нанесения вреда другим. Это может проявляться в различных формах, включая оскорбления, угрозы, насмешки или запугивание.

У многих подростков высокий уровень чувства вины (42% - 8а; 27% - 8б), что может отражать внутренние конфликты, влиять на самооценку и на взаимоотношения со сверстниками.

Исследование морально-этической ответственности опросником ДУМЭОЛП- диагностика уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука показало преобладание учащихся со средним уровнем (54%– 8а; 46% - 8б) говорит о наличии моральных установок, но также указывает на колебания в принятии этических решений и недостаточную готовность действовать по убеждениям; низкий уровень морально-этической ответственности: (42% - 8а и 46% - 8б) подростки не осознают или не принимают ответственность за свои действия, что может свидетельствовать о недостаточной моральной осведомленности. Только 4% - 8а и 8% - 8б демонстрируют высокие моральные стандарты, что подчеркивает необходимость развития моральных ценностей, нравственной интуиции среди остальных.

Изучение социальных норм просоциального поведения методикой «Социальные нормы просоциального поведения», разработанной И.А. Фурмановым, Н.В. Кухтовой, показало наличие 12 учащихся (50%) 8а класса и 11 учащихся (27%) 8б класса с высокой нормой социальной ответственности, а также 4 учащихся (15%) 8б класса с очень высоким уровнем, свидетельствует о положительном восприятии подростками социальной ответственности. Уровень средней ответственности у 9 учащихся (38%) 8а и 12 учащихся (47%) 8б говорит о хороших показателях, но эти подростки могут быть подвержены внешним влияниям. У 3 подростков (13% 8а и 11% 8б) норма социальной ответственности не сформирована, данные подростки не умеют или нежелают осознавать, принимать и выполнять свои обязанности и обязательства в отношении окружающих и общества.

По шкале «норма взаимности» высокий уровень у 8 учащихся (33% - 8а) и 4 учащихся (15% - 8б), с очень высоким уровнем у 3 учащихся (4% - 8а) и 1 учащегося (4% - 8б). Подростки ожидают, что такие действия взаимопомощи будут взаимными. Это значит, что если они помогут кому-то, то в будущем смогут рассчитывать на помощь от других в ответ. Это формирует у них представление об идее, что помощь и поддержка должна быть двусторонней и взаимной.

По шкале «норма затраты - вознаграждение» 6 учащихся (25% 8а) и 4 учащихся (14% 8б) имеют очень высокий уровень, с высоким уровнем у 5 (21% 8а) и 3 (12% 8б), для подростков важна справедливость в распределении вознаграждений. Они склонны оценивать действия как приемлемые только если видят, что их усилия действительно приводят к заслуженным результатам.

По шкале «норма справедливости» 4 учащихся (17% 8а) и 7 учащихся (27% 8б) имеют высокий уровень, а 3 (23% 8а) и 1 (14% 8б) - очень высокий уровень., чем больше усилий или более значимый вклад делает ученик, тем большее вознаграждение он должен получить.

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о разнообразии проявлений социального поведения подростков. На фоне наличия положительных аспектов, таких как высокая степень социальной ответственности и уверенности в себе, наблюдается также высокая агрессивность и зависимое поведение. Это подчеркивает необходимость разработки программы по развитию навыков самоконтроля, конструктивного разрешения конфликтов и морально-этической ответственности среди подростков.

Адекватные меры по улучшению эмоционального состояния и установлению здоровых межличностных отношений среди подростков могут способствовать созданию более безопасной и поддерживающей образовательной среды.

Список литературы:

  1. Кухтова, Н.В, Фурманов, И.А Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: Теоретические основы и методики изучения: учебное пособие / Н.В. Кухтова, И.А. Фурманов. – Витебск: Издательство: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011 г. – 48 с.

  2. Кисляков, П.А., Шмелева, Е.А. Психология безопасного просоциального поведения личности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева. – М.: Издательство: Когито-Центр, 2021 г. – 355 с.

  3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ- М», 2019. – 672 с.

  4. Сидоренков, А.В. Социально-психологическая диагностика малых групп. Методический инструментарий: учебное пособие / А.В. Сидоренков; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 296 с.

  5. Шестакова,К.Д. Социальное поведение подростков и возможности его изучения // Материалы XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018036117 (дата обращения: 07.02.2025).

Просмотров работы: 98