Введение
Социальная работа - это в первую очередь работа с людьми, отдельными группами и общностями. В её рамках основная работа ведется при общении и взаимодействии клиента и специалиста, а также с представителями государственных служб и различных общественных объединений. По этой причине специалисты должны обладать высоким уровнем развития коммуникативных навыков, уметь общаться с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, поддерживать их, а что самое главное вызывать доверие к себе. К сожалению не всегда социальные работники могут расположить к себе клиента. Из-за неопытности специалиста не удается наладить нужный контакт и взаимопонимание с клиентом. Сами клиенты также часто не идут на контакт, проявляют грубость в отношении к специалисту или пассивность и незаинтересованность в этом общении. Кроме того, большой круг общения увеличивает психологические нагрузки на специалиста. Это приводит к профессиональному выгоранию социальных работников и дальнейшему снижению качества их работы. По этой причине, обучая будущих специалистов, следует уделить большое внимание развитию их коммуникативных навыков. Но прежде чем говорить о дальнейшей роли коммуникативных навыков, в деятельности социального работника, следует сначала разобрать основные понятия «общение», «коммуникативность», «коммуникация» и «коммуникабельность».
Понятие коммуникативность социального работника раскрывается: в отношении к людям и к самому себе, в особенностях взаимоотношений между людьми, в умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию; проявляется: в умении моделировать личность собеседника; в умении добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.
Для развития коммуникативных навыков у будущих специалистов по социальной работе можно использовать следующие методы:
Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
Анкетирование:
Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.
Другим примером может послужить консультирование, результат которого также во многом зависит от должного развития коммуникативных навыков и приемов.
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия. Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Специалист по социальной работе должен уметь грамотно говорить и писать, обучать других, внимательно и дружелюбно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовать свою работу, обеспечивать связь с различными организациями, вызывать доверие у клиента и т.п [6, с. 168].
Подводя итоги можно сказать что все эти навыки будут способствовать повышению результативности и качеству работы специалиста. Но к сожалению, на сегодняшний день в процессе обучения будущих специалистов социальной сферы, развитие коммуникативных навыков носит в основном фрагментарный характер. Не смотря на их столь большую роль, уровень развития необходимых навыков больше зависит от самого социального работника, через его собственный опыт работы на практике и саморазвития.
Изучение курса «Коммуникативная деятельность в социальной сфере». Он помогает познакомить студентов с основами знаний о коммуникативной деятельности, вооружить знаниями о речи и основных нормах современного русского литературного языка, научить владеть вербальными и невербальными средствами общения.
Метод кейсов. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач — ситуаций (кейсов). Он развивает у студентов умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою, убеждать окружающих, представлять перед группой свой вариант решения проблемы, обсуждать способы решения проблемы в группе, участвовать в дискуссии.
Активные методы обучения. К ним относятся анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационные игры, тренинги, диалоговые формы.
Создание адекватного психологического климата в группе. На занятиях нужно создавать доброжелательные, деловые взаимоотношения и творческий настрой.
Также для развития коммуникативных навыков можно использовать методы группового анализа. К ним относятся дискуссионные методы, игровые методы, сенситивный тренинг, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы.
Особенности деятельности социального работника заложены в процессах, которые происходят в социальной сфере, а именно: создание, освоение, распространение и потребление социальных услуг и систем социальной защиты в обществе. В этих процессах происходит социальное взаимодействие по типу «человек (организатор) –человек (потребитель)».Отличительным признаком профессиональной деятельности социальных работников служит творческий подход к решению возникающих в практике профессиональной деятельности ситуативных задач и проблемных ситуаций, готовность «принимать другого» и взаимодействовать с ним в направлении достижения общей цели. В профессиональной деятельности социального работника прямое взаимодействие с клиентом не роскошь, а необходимость, ибо независимо от своей готовности к общению он должен вступить в диалог, принять, понять того, с кем ему придется сотрудничать во имя благополучия клиента, создать условия для этого посредством самого взаимодействия.
Заключение
Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Развитие коммуникативных навыков позволяет специалисту эффективно реализовать определённую стратегию в коммуникации, становится основой эффективной реализации профессиональных планов, организации профессиональных действий. Эффективное развитие коммуникативной компетентности видится в совершенствовании всех видов речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
Формирование коммуникативных умений и навыков достигается за счёт использования различных методов групповой деятельности и анализа проблемных ситуаций.
Важную роль играют дискуссионные и игровые методы, тренинговые формы работы и специально созданные кейсы, позволяющие приблизиться к реальным условиям профессиональной коммуникации и выработать стратегию речевого поведения. Важное место в подготовке будущих социальных работников играет умение вести беседу и навык публичного выступления, поэтому должна проводиться систематическая деятельность по сбору и анализу информации, построению различных видов речи.
Список литературы
Азимова, М.Х. Практика формирования коммуникативной культуры учителей начальных классов в вузах республики Таджикистан // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 21-24.
Богомаз, З.А. Взаимосвязь коммуникативных компетентностейи профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.№ 3 (16). С. 90-94.
Куличенко, P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. – Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2017. – 289 с.
Назарова, Т. А. Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников / Т. А. Назарова. — 2016. — № 21 (125). — С. 829-832.
Толикина, Е.А. Коммуникативная компетентность как базовыйкомпонент компетентностной структуры образовательного результата // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 192-195.
Ясаревская, О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.
Статья «Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе на основе применения кейс-метода» в журнале «Евразийский Союз Учёных» (2019). В ней, в частности, рекомендуется использовать кейс-метод в образовательном процессе при изучении дисциплин, ориентированных на овладение студентами основами профессиональной коммуникации.
Научная статья «Развитие коммуникативной компетенции как одной из составляющих профессиональной пригодности социальных работников» в электронной библиотеке «КиберЛенинка» (2020). В работе даётся определение коммуникативной компетенции, анализируются её компоненты (коммуникативные знания, навыки и способности).
Статья «Роль развития коммуникативных навыков у специалистов социальной сферы» на сайте scienceforum.ru (2018). В ней, в частности, говорится о том, что развитие коммуникативных навыков способствует повышению результативности и качества работы специалиста.
Статья «Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе: проблемы формирования» на сайте nauchkor.ru (2018). Автор — Черноляхова А. Д., источник — Белгородский государственный национальный исследовательский университет.