Введение Формирование элементарных математических представлений является одной из важнейших задач дошкольного образования. В основе математического развития ребёнка лежит освоение понятий о форме, размере и пространственном расположении предметов. Дошкольники должны научиться различать и называть геометрические фигуры, сравнивать их свойства и использовать полученные знания в процессе продуктивной деятельности.
Рисование как один из ведущих видов детской деятельности представляет собой эффективный метод формирования геометрических представлений. В процессе рисования дети не только наблюдают и воспроизводят формы, но и анализируют их, сравнивают, трансформируют. Это способствует развитию зрительно-моторной координации, пространственного мышления и сенсорных навыков. В связи с этим актуально исследовать педагогические условия, способствующие эффективному усвоению геометрических форм посредством рисования. Поэтому образовательный процесс должен основываться на принципах наглядности и практической деятельности.
Целью исследования стало выявление эффективности использования рисования в формировании представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Исследователи Л.С. Выготский, А.М. Леушина, Н.Н. Поддьяков подчеркивают, что развитие геометрических представлений у детей связано с их когнитивными способностями и сенсомоторным опытом [1, 2, 3]. В возрасте 4–5 лет дети воспринимают геометрические формы через конкретные образы: круг — это солнце или мяч, квадрат — это окно или дом. Как отмечает Л.А. Венгер: "Зная, как обучать детей на разных этапах их развития, необходимо в первую очередь анализировать особенности сенсорного восприятия объекта, в том числе и форму фигуры"[4].
В исследовании А.В. Белошистой подчеркивается важность в выявлении такой характеристики объекта, как форма предмета при использовании геометрических тел, другими словами, использование геометрических тел выступает как методический прием помощи детям в выявлении важной характеристики объекта - форма предмета [5].
Потребность ребенка в воссоздании признаков предметов, их характеристик, отображая в процессе рисования эти особенности в виде различных геометрических фигур, позволяет формировать представления о них на основе специально организованной деятельности, способствующей передаче, воспринимаемых ребенком частей или целостности той или иной формы. Того рода целенаправленная деятельность является следствием овладения детьми навыками обследования предметов, основанного на формировании и функционировании перцептивных действий, которые как отмечают А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцева, создают базу для познания детьми общей связи между внешним видом предметов и их жизненным назначением [6].
В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 4–5 лет. Исследование проводилось в три этапа:
1. Диагностический этап — изучение исходного уровня представлений о геометрических фигурах.
2. Основной этап — проведение комплекса занятий, включающих дидактические игры, упражнения на дорисовывание, рисование фигур по образцу и воображению.
3. Заключительный этап — повторная диагностика для выявления изменений.
Материалы и методы исследования: наблюдение, беседы с детьми, педагогический эксперимент, анализ детских работ.
Результаты исследования и их обсуждение
До начала эксперимента только 40% детей могли правильно назвать и различать основные геометрические фигуры. Основные этапы формирования представлений о геометрических фигурах:
1. Сенсорное восприятие — изучение формы через тактильные ощущения и зрительный анализ.
2. Игровая деятельность — дидактические игры, направленные на классификацию фигур.
3. Продуктивная деятельность — рисование, лепка, аппликация, моделирование.
4. Графические упражнения — обведение фигур по контуру, соединение точек, штриховка.
Рисование является универсальным инструментом освоения геометрических форм, так как оно позволяет детям не только запомнить их образы, но и развить аналитическое мышление.
После проведения комплекса занятий этот показатель увеличился до 85%. Наиболее эффективными методами оказались:
- рисование фигур по образцу — помогло детям лучше запомнить названия и формы,
- обведение контуров — способствовало развитию зрительно-моторной координации,
- создание рисунков из геометрических элементов — способствовало осознанию взаимосвязи частей и целого.
Заключение. Систематическое использование рисования в образовательной деятельности значительно улучшает усвоение геометрических представлений у детей. Рисование является эффективным методом формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста. Оно способствует развитию сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного мышления. Для достижения наилучших результатов педагоги должны активно использовать дидактические игры, продуктивную деятельность и графические упражнения.
Перспективы дальнейших исследований включают изучение интеграции рисования с другими видами математической деятельности, а также использование цифровых технологий в процессе обучения геометрическим фигурам.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2019. 432 с.
2. Леушина А.М. Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985. 368 с.
3. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М. : Педагогика, 1977. 272 с.
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 2000. – 267 с.
5. Белошистая А.В. Геометрический материал в дошкольном математическом образовании // Дошкольное воспитание. 2017. № 4. С. 22-29.
6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2013. 464 с.