Развитие познавательного интереса у дошкольников через туристско-краеведческую деятельность - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Развитие познавательного интереса у дошкольников через туристско-краеведческую деятельность

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования у детей активной познавательной позиции, что способствует их интеллектуальному развитию и социализации. Туристско-краеведческая деятельность представляет собой эффективный инструмент стимулирования познавательного интереса у дошкольников, так как вовлекает их в исследовательский процесс через непосредственный опыт.

Методология исследования

Для анализа влияния туристско-краеведческой деятельности на познавательный интерес дошкольников были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за детьми в процессе экскурсий и походов, анкетирование педагогов и родителей, сравнительный анализ уровня познавательной активности детей до и после участия в программе.

Основная часть

1. Теоретические основы познавательного интереса у дошкольников

Познавательный интерес – это один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное обучение и развитие ребенка. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, активная познавательная деятельность в дошкольном возрасте формирует фундамент для дальнейшего интеллектуального развития.

2. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования познавательного интереса

Туризм и краеведение являются мощными инструментами для формирования познавательной активности, так как позволяют детям изучать окружающий мир в естественных условиях. В рамках программы "Ребенок Полюса Холода" организуются тематические экскурсии, походы, наблюдения за природой, занятия с картами и компасами.

3. Эмпирическое исследование влияния туристско-краеведческой деятельности на познавательный интерес дошкольников

Исследование проводилось в рамках программы "Ребенок Полюса Холода". В нем приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста. В ходе диагностики познавательной активности до начала участия в программе 60% детей показывали средний уровень интереса к окружающему миру, 30% – низкий, и лишь 10% проявляли высокий уровень познавательной активности. После завершения программы 70% детей демонстрировали высокий уровень познавательной активности, 20% – средний и только 10% – низкий.

Заключение

Результаты исследования подтвердили гипотезу о положительном влиянии туристско-краеведческой деятельности на развитие познавательного интереса у дошкольников. Данный подход способствует расширению кругозора детей, развитию самостоятельности, формированию исследовательских навыков. Внедрение подобных программ в образовательный процесс дошкольных учреждений рекомендуется для повышения эффективности обучения.

Список литературы

1. Выготский Л.С. "Психология развития ребенка" – М.: Педагогика, 1984.

2. Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность" – М.: Наука, 1975.

3. Эльконин Д.Б. "Психология игры" – М.: Педагогика, 1999.

4. ФГОС ДО: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013.

5. Глухов В.П. "Методы исследовательской деятельности в детском саду" – СПб.: Детство-Пресс, 2019.

Просмотров работы: 7