Приобщение детей к эвенкийской культуре посредством проекта "Малый слёт оленеводов" в старшей группе - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Приобщение детей к эвенкийской культуре посредством проекта "Малый слёт оленеводов" в старшей группе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Эвенки – один из древнейших народов России, по исследованиям этнографов, о предках эвенков упоминается еще в V-VII веках до н.э., расселенный небольшими группами по всей территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вопреки раздробленности на группы, малочисленный народ эвенки сохранили свой язык, культуру и традиции и в этом заключается их уникальность.

Приобщение детей к национальной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и в сохранении ее в наших детях.

Цель исследования сталовыявления эффективности проекта «Малый слет оленеводов» в приобщении детей старшей группы к национальной культуре эвенков.

Методологическую основу исследования составили труды о приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре; исследования региональных авторов о национальной культуре эвенков И.А. Бурцевой, Л.В. Николаевой.

Особое место в приобщения детей к национальной культуре эвенков занимают праздники и развлечения. Они объединяют в себе элементы разных видов искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство. Сценарий таких праздников и развлечений должен быть тщательно продуман, большое внимание уделяется художественному оформлению, которое должно отвечать требованиям, иметь представления о традиционных праздников-эвенков. Традиционными могут стать празднование «Бакалдын» (Встреча солнца); «Слет оленеводов»; «Слет охотников»; «Икэнипкэ» (Летний праздник); Синилгэн» (Добывание удачи).

Слет оленевода - проводится с наступлением весны. На определенное место съезжаются кочевые эвенки со всех окрестностей. Устраивают праздник по случаю встречи с родственниками, друзьями. На празднике идет оживленный обмен новостями, звучат шутки. Извлекаются самые красивые национальные одежды и украшения. Кульминация праздника - гонки на оленях, на оленьих нартах.

В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 4–5 лет. Исследование проводилось в три этапа:

1. Диагностический этап — выявить уровень сформированности представлений о культуре народа у детей старшего дошкольного возрастапутем методик.

2. Основной этап — сравнить результаты с диагностическим этапом.

3. Заключительный этап — подвести итоги эксперимента.

Материалы и методы исследования: подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин, иллюстраций; фотоматериалы, подбор эвенкийских подвижных игр, стихотворений, песни, танцев, подготовка к консультации в изготовлении лэпбука на тему «Национальная одежда эвенков» и подбор музыкального репертуара.

Результаты исследования:

В ходе I этапа проводилась предварительная работа: постановка цели проекта и определение основных задач; сбор материала, необходимого для реализации проекта; разработка плана мероприятий проекта; подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы, материалов из Интернет-ресурсов по теме; подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин, иллюстраций; фотоматериалы; подбор эвенкийских подвижных игр «Маамыктаны быра5ыы», «Наартаны ойуу», «Ура5ас мастаах сууруу», стихотворений, песни, танцев; проведение работы с родителями по взаимодействию в рамках проекта; подготовка к консультации в изготовлении лэпбука на тему «Национальная одежда эвенков»; подбор музыкального репертуара, видеоматериала и презентаций по данной теме; разработка конспектов ООД, сценария праздника.

II этап – практический. В ход данного этапа входит реализация основных видов деятельности по плану проекта. В работе с детьми использовались следующие формы организации образовательного процесса: беседа «Малый слет оленеводов»; рассматривание иллюстраций, чтение литературы; организация эвенкийских подвижных игр «Оленята», «Булчуттар». «Приветствие весны»; продуктивная деятельность (рисование «Орон» (олень), лепка «»); танцы для девочек «Оленята», для мальчиков «Булчуттар» и общий «Приветствие весны». Создание и изготовление лэпбука «Национальная одежда эвенков».

III этап – заключительный. На заключительном совместном этапе проекта был проведен эвенкийский праздник «Малый слет оленеводов». Приняли участие во Всероссийском детско-юношеском конкурсе-марафоне (онлайн) и стали лауреатами. Обобщение результатов работы.

Экспериментальная группа Контрольная группа

Таким образом, проведенное исследование показало, что составленный и реализованный проект «Малый слет оленеводов» в процессе приобщения к эвенкийской культуре, позволил повысить уровень сформированности представлений о культуре народа у детей экспериментальной группы.

Заключение. Таким образом, в ходе реализации проекта «Малый слет оленеводов» ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.

Дети приобрели новые знания о национальной культуре народа эвенков; сформирован активный интерес к национальной культуре эвенков и нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине. Развиты познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки; двигательные умения; приобщение к совместной деятельности родителей воспитанников. Дети умеют выполнять эвенкийские танцевальные движения в соответствии с образом, передавать в танце движения различных животных; водить эвенкийские традиционные хороводы. Свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни; будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.

Список литературы

  1. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера.- Режим доступа: http://raipon.info/narody narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/295-2009-08-31-14-43-03.html; http://www. narodsevera.ru/north/narod/evek (дата обращения: 02.03.2023).

  2. Головина, М.Ю. Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями / М.Ю. Головина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 16-18.

  3. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы II международной научно-практической конференции 1–2 апреля 2019 /Под ред. В.А.Дорошиной.- Прага: Vеdecko vydavatelskе centrum «Sociosfеra-CZ», 2019. - 184 с.

  4. Николаева, Л.В. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Якутии / Л.В. Николаева. – Киров: Изд.МЦИТО, 2020.
    – 108 с.

  5. Максимова, O.A. Физическое воспитание детей-эвенков южной Якутии [Электронный ресурс] / O.A. Максимова, В.П. Кочнев // Народное образование. Педагогика. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-detey-evenkov-yuzhnoy-yakutii (дата обращения 11.03.2023).

Просмотров работы: 9