Роль прокуратуры в период становления и развития судебной системы в России - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Роль прокуратуры в период становления и развития судебной системы в России

Шамина А.П. 1
1ФБГОУ "Курский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

12 января 1722 г. Указом Петра I была сформирована прокуратура в России: учреждены должности прокуроров при надворных судах, Святейшем Синоде, в провинциях, армии и на флоте. Перед прокуратурой ставилась задача ослабления беззакония в сфере правопорядка.

При правлении Петра I прокуратура осуществляла общий надзор, а также несла ответственность за охраняемые законом гражданские права.

При Екатерине II к функциям прокуратуры прибавились полномочия надзора за деятельностью мест заключения и судов.

В результате Манифеста Александра I от 08 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств» прокуратура стала одной из частей вновь сформировавшегося органа – Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности в тоже время был и Генерал-прокурором.

Большимизменениямподвергсястатуспрокуратурывпроцессе реформирования судопроизводства и судебной системы, осуществляемого Александром II. В соответствии с «Основными началами судебных преобразований» происходила судебная реформа 1864 г., которая установила «…при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей». Прокуратура из института, осуществляющего надзор за исполнением законов, преобразовалась в структуре исполнительной власти в орган уголовного преследования. За прокуратурой сохранилось руководство расследования преступлений, а также надзор за их законностью.

В ходе проводимых реформ независимо от других властей прокуратура обрела окончательную иерархическую структуру. Новая система органов прокуратуры, являясь централизованной, функционировала уже по судебно- территориальному, а не по административно-территориальному признаку.

«… с принятием Судебных уставов в 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа была преобразована в основном в орган уголовного преследования…».

В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства прокурорымогли находиться при всех следственных мероприятиях, требовать дополнительного расследования и давать указания следователям.

Судебная реформа 1864 года установила Основные положения преобразования судебной власти в России, которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры,которыепомножествуитрудностивозлагаемыхнанихзанятий должны иметь товарищей», а также констатировали: «власть обвинительная отделяется от судебной».

Таким образом, прокуратура 1722-1864 гг. характеризовалась общенадзорной функцией, затем в 1864-1917 гг. ей был свойственен обвинительный уклон, в 1922-1991 гг. она являлась смешанным типом, сочетавшим функцию уголовного преследования и надзор за исполнением законов.

Судебная реформа, вошедшая в историю под датой «1864 г.», быласамой прогрессивной и самой долгой реформой императора Александра II(1855-1881гг.).Реформапроводиласьболеетридцатилет,иееосуществлениезависелоотстепениобеспечениякадрамиработниковсуда,прокуратуры,следствия.

Благодарярадикальнойсудебнойреформевозниксостязательный процесс,былсоздансудприсяжных,появилсяинститутсудебногоследователя, получила новые задачи и полномочия прокуратура. И именно сэтого момента стала вести свою историю адвокатура России, зачатки которойимелиместои ранее.

Меняется и военная юстиция. Впервые в России учреждается военнаяпрокуратура.

Назначатьсянапрокурорскиедолжноститеперьмоглилюди,юридическиобразованные,опытные,познавшиесудебнуюпрактику,благонадежные.

Прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам и их товарищам подвысшимнаблюдениемМинистраюстициикакГенерал-прокурора.Прикаждомокружномсуде,прикаждойсудебнойпалатесостоялиособыепрокурорыи товарищи прокуроров.

Товарищ прокурора окружного суда должен был иметь стаж судейскойили адвокатской практики не менее 4 лет, прокурор окружного суда, а такжетоварищ прокурора судебной палаты - 6 лет, прокурор судебной палаты - 8лет,обер-прокурорСената-12лет.

ФункциональныеобязанностипрокуророврегламентировалисьУставомуголовногосудопроизводстваиУставомгражданскогосудопроизводства.

Уголовныйпроцесс,предусмотренныйУставомуголовногосудопроизводства 1864 г., распадался на несколько стадий: предварительноерасследование, составление обвинительного акта, судебное расследование,постановлениеприговоров.

Власть обвинительная отделялась от власти судебной и принадлежалапрокурорам. Основной функцией прокурора в уголовном судопроизводствевыступалоуголовноепреследование.

Прокуратура имела право возбуждать судебное преследование по всемпубличным преступлениям независимо от того, получены ли эти сведения впорядкеофициальныхотношенийилижепреступлениесталоизвестнопрокуратуренепосредственно:понароднымслухам,молве,донесениямполиции, доносам частных лиц и т.п. Закон рекомендует ей только преждевозбуждения преследования проверять менее достоверные источники путемдознания.

Прокуратуракакорганвозбуждениясудебногопреследованияпользуетсявпроцессеширокимиправами.Прокуроросуществлялпостоянныйнадзорзапроизводствомследствийидавалследователюпредложения,большеючастьюдлянегообязательные.

Прокурормогприсутствоватьприпроизводствеследственныхдействий,даватьпредложенияозадержанииобвиняемого,обращатьсякследователюстребованиями.

Поокончаниипредварительногоследствияследовательнаправлялматериалыпрокуроруокружногосуда,которыйиливозвращалделонадоследование,илипрекращалсудебноедело,иливозбуждалего,еслиматериал давал на то основание. Если прокурор окружного суда полагал, чтоподозреваемыйдолженбытьпредансуду,тоонсоставлялобвинительныйакт.Обвиняемыйиегозащитникмоглитребоватьвыдачиимкопиисобвинительного акта и могли рассмотреть подлинное следствие в канцеляриисуда,поднадлежащим надзором.

При отсутствии оснований для предания суду прокурором выносилосьзаключение опрекращениидела.

Обвинение в суде поддерживал прокурор. После выступления на судепрокурорасловоимеладвокат.Прирассмотренииделасудомпервой инстанциипрокурорвыступалвкачествестороны,представлявшейгосударственноеобвинение.Передразрешениемвопросаоприменениизаконов о наказании, суд выслушивал заключение прокурора и объяснениеподсудимого или егозащитника.

Прокуроримелправопротестоватьпротиввсехприговоров,поставленных судом в первой судебной инстанции без участия присяжныхзаседателей.

Уставгражданскогосудопроизводствавозлагалнапрокурораобязанность участвовать и давать в суде заключение по делам о взыскании завред и убытки, по делам, связанным с решениями о выдаче свидетельств направобедности,поделамлиц,недостигшихсовершеннолетия,глухонемых, «умалишенных»,поделамказенного управленияидр.

Судьям и прокурорам запрещалось заниматься коммерческими делами.В случае занятия этой деятельностью в ущерб своим прямым обязанностямправительстводолжнобыло освобождатьих отдолжностей.

Немногопозжезавершаетсяоформлениесистемывоеннойпрокуратуры.

Такимобразом,фактическисовторойполовиныXIXв.изменилсястатуспрокуратуры,основнымнаправлениемдеятельностикоторойсталоуголовное преследование, из сферы деятельности прокуратуры был почтиисключеннадзорзаисполнениемзаконоворганамигосударственногоуправления.

Отдельные функции общего надзора, которые остались у прокурора,заключались вследующем:

прокурорам окружных судов предписано доводить через прокуроровсудебныхпалатдоминистраюстицииопробелахвзаконодательстве,выявленных входесудебногопроцесса;

по закону от 7 марта 1866 г. представитель прокуратуры вводился всоставгубернскогоприсутствия по крестьянским делам;

на прокурора возлагалось не только наблюдение за тюрьмами, но инепосредственноеучастие вуправленииими;

прокурорамсудебныхпалатприсваивалосьзваниевице-президентоввсех губернских комитетов попечительного общества о тюрьмах, входящих вокругсудебнойпалаты,нижестоящимпрокурорам—директоровэтихкомитетови ихотделений.

В таком виде прокуратура Россииподошла к моментуВеликой ОктябрьскойСоциалистическойРеволюции1917года.

В искомом виде российская прокуратура функционировала до октября 1917 года.

После провозглашения советской власти прокуратура была упразднена. Декретом № 1 от 24 ноября 1917 г. «О суде» Совет Народных Комиссаров – высший исполнительный орган советской власти отменил существовавшие ранее институты судебных следователей и прокурорского надзора, а вместе с ними суды, присяжную и частную адвокатуру. Но по истечению пяти лет советское государство пришло к выводу о необходимости возродить органы прокуратуры.

В мае 1922 г. ВЦИК РСФСР утвердил Положение о прокурорском надзоре, в соответствии с которым учреждалась Государственная прокуратура, во главе которой в качестве Прокурора Республики стоит Народный Комиссар Юстиции. На прокуратуру возлагалось:

  • осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, постановлений и распоряжений, общественных и частных организаций, хозяйственных учреждений, частных организаций и частных лиц, опротестование нарушений законов;

  • непосредственное наблюдение за действиями следственных органов дознания в области расследования преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления;

  • поддержкаобвинениявсуде;

  • наблюдениезаправильностьюсодержанияподстражейзаключенных.

С образованием СССР 23 ноября 1923 г. прокуратура РСФСР стала составной частью общесоюзной прокурорской системы, а в 1933 г. была осуществлена ее централизация. Прокуратура вышла из состава Наркомата Юстиции, т.е. из исполнительной власти. Утвержденное в декабре 1933 г. Положение о Прокуратуре СССР положило начало самостоятельности органов прокуратурыоткаких-либодругихоргановгосударственнойвласти,отделению прокуратуры в независимый институт прокурорского надзора. В систему прокуратуры наряду входили территориальныеорганы, транспортнаяи военная прокуратура, а в 1936 г. в систему органов прокуратуры СССР былипереведены следственные органы.

В 1979 г. был принят Закон СССР «О прокуратуре СССР». В нем определялись задачи прокуратуры, вся деятельность которой должна быть направлена на укрепление социалистической законности, правопорядка, охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его экономической и политической систем; социально- экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и советскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

В целом в советский период российской истории органы прокуратуры вернулись к своим истокам – к «петровскому» варианту, возводившему надзорную деятельность в ранг основной.

После распада СССР и провозглашения Российской Федерации демократическим правовым государством большинство учрежденных ранее и действовавших в стране правоохранительных органов, включая прокуратуру, были сохранены. Однако цели и задачи их деятельности существенно скорректированы на реализацию основополагающего конституционного принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их защита со стороны государства являются важнейшими конституционными принципами, позволяющими выстраивать законодательство с позиций интересов человека, его прав и свобод.

C учетом концептуальных положений судебной реформы 17.01.1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», действующий до настоящего времени с вносившимися в него изменениями и дополнениями.

Правовой статус прокуратуры можно определить, как установленное правовыми нормами положение прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, определяемое ее функциональным предназначением, структурным построением и компетенцией.

Должность прокурора является ключевой, стратегически важной на любом уровне системы прокуратуры России.

Процесссовершенствованиязаконодательстваопрокуратуренезавершен.Передпрокуратурой ставятсяновыезадачи.

C 5 февраля 2014 года глава 7 Конституции РФ начала называться «Судебная власть и прокуратура». Тем самым законодательно подтвердилось, что Прокуратура РФ занимает обособленное место в системе государственной власти.

Конституционная реформа 2020 года существенно повлияла на статусорганов прокуратуры, отметим лишь некоторые аспекты: Некоторые изменения:

  • Трансформировано само понятие прокуратуры. Теперь это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции;

  • Из понятия прокуратуры исключены слова об осуществлении надзора от имени Российской Федерации. Это привело к тому, что акты прокурорского надзора теперь не выносятся от имени Российской Федерации в целом, а имеют статус решений одного из отдельно взятых правоохранительных ведомств;

  • Расширены полномочия Президента России в части формирования высшего кадрового состава прокуратуры.  Теперь Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность Президентом после консультации с Советом Федерации и освобождаются от должности тоже Президентом;

  • Для лиц, назначаемых на должность прокурора, введены ограничения.  Например, прокурор может быть только гражданином РФ и не вправе открывать и иметь счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. 

Можноконстатировать,чтосоответствующимипоправками произведено фактическое переподчинение курирующей роли над прокурорской системой, ранее принадлежавшей верхней палате парламента ивыражавшейся в назначении на должность и освобождении от должностиГенерального прокурораРФи его заместителей,главегосударства.

Таким образом, на исторической ретроспективе можно наблюдать, что с момента учреждения в 1722 году органов прокуратуры, а также с момента проведения масштабной реформы судебной системы 1964 г., роль органов прокуратуры возрастала, расширялся круг правомочий прокуроров , их сфера деятельности, что не могло не сказаться на реформировании как самой структуры органов прокуратуры , так и нас связанную с ними структуру и деятельность судебной системы РФ. Появились новые правовые институты и правовые механизмы, которые и в настоящее время используются в осуществлении правосудия.

Список литературы:

  1. Любушкин В. A., Зотов М.А.. «История становления Российской Прокуратуры» // Контентус. – 2017.

  2. Абдуллаев Э.М. Новеллы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и некоторые аспекты процедуры назначения на должность прокурора субъекта Российской Федерации / Э.М. Абдуллаев // Современное право. – 2016. – № 5. – С. 40-42.

  3. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры вРоссийскойФедерации/Т.Н.Воробьев//Современноеправо.–2014.– №6. –С.38-42.

  4. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры / Е.В. Кучинская // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2014. – № 2. – С. 81-88.

  5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

List of literature:

  1. Lyubushkin V. A., Zotov M.A. "The history of the formation of the Russian Prosecutor's office" // Contentus. - 2017.

  2. Abdullaev E.M. Novelties of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" and some aspects of the appointment procedure for the prosecutor of a subject of the Russian Federation / E.M. Abdullaev // Modern Law, 2016, No. 5, pp. 40-42.

  3. Vorobyov T.N. Problems of determining the legal status of the Prosecutor's Office in the Russian Federation / T.N. Vorobyov // Modern Law, 2014, No. 6, pp. 38-42.

  4. Kuchinskaya E.V. The history of the emergence, formation and development of the Russian prosecutor's office / E.V. Kuchinskaya // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Pravo. – 2014. – No. 2. – pp. 81-88.

  5. About the Prosecutor's Office of the Russian Federation: feder. The law of January 17, 1992, No. 2202-1 // Collection of legislation of the Russian Federation. Federation. – 1995. – No. 47. – St. 4472.

Просмотров работы: 7