СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Трошина О.М. 1
1ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья играет важную роль в формировании личности и социальной адаптации индивида. Но в реальности существует множество семей, которые сталкиваются с различными проблемами, такими как насилие, употребление наркотиков, бедность, расстройства психического здоровья и другие социальные проблемы. Неблагополучные семьи требуют особого внимания и поддержки со стороны социальных работников.

По мнению Гончаровой А. Е. семья – это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства; она как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль как общественном развитии в целом, так и в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации [2].

Многие семьи обеспокоены экономическими и финансовыми проблемами, которые мешают им выполнять свои важные обязанности. Из-за этого нарушается привычная семейная жизнедеятельность.

Сегодня в России понятие «неблагополучная семья» приобрело очень важное значение. Семейные проблемы стали нормой для многих людей. Проблемы, возникающие в семьях, постепенно вызывают проблемы в обществе.

Неблагополучные семьи – это семьи, находящиеся в кризисной ситуации, сталкивающиеся с различными проблемами и нарушениями. Они могут быть различными по своей природе, но общим является то, что они не способны соответствовать базовым потребностям своих членов в области здоровья, образования, безопасности, психологического и социального благополучия [2, c. 247].

Проблема социальной адаптации детей из неблагополучных семей является очень актуальной в современном обществе. Дети из неблагополучных семей часто сталкиваются с множеством социальных рисков, такими как отсутствие стабильного семейного окружения, финансовые трудности, насилие и пренебрежение. Эти факторы могут отрицательно сказаться на их психологическом и эмоциональном развитии.

Отсутствие достойных условий жизни может привести к снижению мотивации в учебе, проблемам с поведением в школе и трудностям в усвоении учебного материала. Это сказывается на их будущем и возможностях трудоустройства.

Дети, выросшие в неблагополучных семьях, подвержены более высокому риску развития психических расстройств, таких как депрессия и тревожные расстройства. Оказание помощи и поддержки в этой области крайне важно. Эти дети могут испытывать трудности в установлении контактов с окружающими и адаптации в обществе, что может привести к изоляции и формированию негативных стереотипов.

Поскольку социальная адаптация детей из неблагополучных семей может повлиять не только на их будущее, но и на общество в целом, важно обращать на эту проблему должное внимание.

На сегодняшний день средством реализации мер государственной семейной политики является социальная работа с семьей, которая осуществляется различными социальными учреждениями и социальными службами. Важную роль в решении проблем семьи играет межведомственное взаимодействие учреждений, имеющих определенные возможности в оказании им помощи и поддержки.

Социальная адаптация – процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Социальная адаптация имеет целью обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. Социальная адаптация предполагает обретение индивидом субъектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами.

Благодаря социальной адаптации как активному приспособлению человека к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) создаются благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация подрастающего поколения – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам [1].

Дети из неблагополучных семей часто сталкиваются с уникальными психологическими и эмоциональными особенностями. Они могут проявлять повышенный уровень тревожности, низкую самооценку, а также трудности в установлении доверительных отношений. Часто они становятся свидетелями конфликтов и насилия, что может привести к развитию посттравматического стрессового расстройства.

Социальные проблемы таких детей очень разнообразны: это и отсутствие стабильности, и сложные условия проживания, и ограниченный доступ к образовательным ресурсам. Их трудности в социальной адаптации могут проявляться в агрессии, замкнутости или, напротив, в чрезмерной подступности, что обесценивает их способность строить здоровые отношения со сверстниками.

Влияние неблагополучной среды на развитие ребенка бывает разрушительным. Дефицит любви и поддержки, нехватка положительных ролевых моделей становятся барьерами для успешной социализации. Важно понимать, что такие дети требуют особого внимания и поддержки для преодоления этих трудностей и достижения полноценной жизни.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – это специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Роль реабилитационных центров в современном обществе неоценима, особенно в контексте работы с детьми, сталкивающимися с различными физическими и психоэмоциональными нарушениями. Главные функции таких центров заключаются в диагностике, коррекции и поддержке развития ребенка, обеспечивая индивидуальный подход к каждому пациенту через комплексные программы реабилитации.

В реабилитационных центрах реализуются множество программ, направленных на восстановление физических и психических функций. Методы работы с детьми могут включать физиотерапию, арт-терапию, игровую терапию и поведенческую терапию. Использование плотного взаимодействия с родителями также играет важную роль, поскольку способствует созданию поддерживающей среды для ребенка.

Цели реабилитационных центров – не только восстановление функций, но и адаптация детей к социальной среде. Это достигается через занятия, которые развивают коммуникативные навыки, эмоциональную устойчивость и самостоятельность, что в конечном итоге способствует успешной интеграции в общество.

Проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются дети в процессе адаптации в социально-реабилитационных центрах, требуют особого внимания и понимания. Многие из них приходят из сложных семейных условий, пережив травмы или утрату, что значительно влияет на их эмоциональное состояние и социальные навыки. Часто такие дети испытывают чувство небезопасности, отчуждения и недоверия к окружающим, что делает процесс адаптации особенно сложным.

Необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку становится очевидной. Каждый случай уникален, и стандартные методы реабилитации не всегда эффективны. Психологическая поддержка, учитывающая личные переживания и особенности характера ребенка, чрезвычайно важна. Это может включать в себя создание комфортной и доверительной атмосферы, индивидуальные занятия с психологами, а также работу в малых группах для социализации. Лишь через комплексный и гибкий подход возможно помочь детям преодолеть их внутренние барьеры и адаптироваться в новом окружении, поддерживая их психоэмоциональное развитие и социальную интеграцию.

Рекомендации по улучшению процесса адаптации детей в социально-реабилитационных центрах включают несколько ключевых аспектов. Во-первых, необходимо создать теплую и поддерживающую атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя в безопасности. Психологическая поддержка должна быть доступна как детям, так и их семьям, что поможет снизить стресс и тревогу.

Во-вторых, важно разработать индивидуальные программы адаптации, учитывающие уникальные потребности каждого ребенка, его возрастные особенности и предыдущий опыт. Оперативное взаимодействие между воспитателями, психологами и социальными работниками обеспечит комплексный подход к процессу адаптации.

Кроме того, следует инициировать регулярные мероприятия, способствующие социализации детей. Игровые и творческие активности, групповые занятия и совместные выезды помогут детям установить социальные связи и научиться взаимодействовать с окружающими.

Наконец, обязательным элементом является обратная связь с родителями, чтобы они могли активно участвовать в процессах адаптации и получать необходимую информацию о прогрессе своего ребенка.

Социальная адаптация детей из неблагополучных семей в реабилитационных центрах представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода и внимания со стороны специалистов. В ходе исследования было выявлено, что успешная адаптация этих детей зависит не только от условий, предоставляемых в центрах, но и от индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также от взаимодействия с их семьями и сообществом.

Реабилитационные центры играют ключевую роль в восстановлении социальной функции детей, предоставляя им необходимые ресурсы для формирования позитивной самоидентификации, развития социальных навыков и эмоционального интеллекта. Однако для достижения максимального эффекта важно учитывать потребности и интересы детей, внедряя персонализированные программы поддержки и терапии.

Необходимость дальнейших исследований в этой области остается актуальной, так как понимание факторов, способствующих успешной адаптации, может помочь в разработке более эффективных стратегий работы с детьми из неблагополучных семей. Кроме того, важно укреплять сотрудничество между реабилитационными центрами, образовательными учреждениями и социальными службами для создания единой системы поддержки, способствующей интеграции этих детей в общество.

Таким образом, социальная адаптация детей из неблагополучных семей является важным аспектом их будущего благополучия и успешной интеграции в общество, что требует совместных усилий всех заинтересованных сторон.

Список использованных источников:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит, 2012. – 368 с.

2. Гончарова А.Е. Неблагополучные семьи как объект социологического исследования // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neblagopoluchnye-semi-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya

3. Петровский,А.В.Психология:учебникдлястудентоввысших учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2009. – 500с.

4. Табакаева В. А. Проблемы социальной работы с неблагополучной семьей / В. А. Табакаева, Е. В. Благовская // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Горно-Алтайск, 2021. – С. 247-250

5. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие/ Е.И. Холостова.– 4-е изд., перераб. и доп.– Москва: Дашков И.К, 2017 - 244с.

Просмотров работы: 16