В настоящее время профессиональная направленность старшеклассников является одной из ключевых тем в области педагогики и психологии, поскольку выбор профессии в юношеском возрасте существенно влияет на дальнейшую жизнь молодого человека. Психологические особенности профессионального самоопределения юношей и девушек играют важную роль в этом процессе. Понимание механизмов, которые влияют на выбор профессии, позволяет педагогам и психологам более эффективно работать с юношами и девушками, помогая им осознать свои интересы, способности и предпочтения [1, 2].
Практическая значимость нашей работы состоит в том, чтобы выявить профессиональную направленность старшеклассников. Это позволит выявить интерес старшеклассников к той или иной профессии, что позволит ученикам сузить круг выбираемых профессий.
Цель заключается в том, чтобы исследовать профессиональную направленность старшеклассников.
В исследовании приняли участие юноши в возрасте от 17 до 18 лет в количестве 8 человек и девушки в возрасте от 17 до 18 лет в количестве 14 человек.
В данной работе использовались такие методы, как анкетирование и психодиагностический метод, представленный методикой «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (ДДО).
Результаты исследования учащихся общеобразовательных школ по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» мы представили в таблице 1.
Таблица 1 – Частота встречаемости выборов профессиональных сфер у учащихся школ по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник»
Сферы |
Количество респондентов |
Человек-человек |
2 |
Человек-знаковая система |
4 |
Человек-техника |
5 |
Человек-природа |
5 |
Человек-художественный образ |
6 |
В Таблице 1 представлена частота встречаемости профессиональных сфер среди старшеклассников. У 6 человек выражена сфера человек-художественный образ. У 5 – человек-техника, а также человек-природа. У 4 – человек-знаковая система. У 2 – человек-человек.
Результаты исследования демонстрируют нам, что у учащихся общеобразовательных школ доминирующей сферой является «человек-художественный образ». Это говорит о том, что у испытуемых, вероятнее всего, яркое воображение, образное мышление, склонность к творчеству, гибкость чувств, они творческие личности. А вот сфера «человек-человек» набрала наименьшее количество, скорее всего, нынешнее поколение не особо стремится к коммуникации с реальными людьми, им легче общаться виртуально, дистанционно.
Результаты анкетирования учащихся общеобразовательных школ мы представили в таблице 2.
Таблица 2 – Частота выборов предпочитаемых предметов для сдачи ЕГЭ у учащихся школ.
Предметы ЕГЭ |
Количество выборов |
Русский язык |
20 |
Профильная математика |
11 |
Базовая математика |
9 |
Обществознание |
8 |
Биология |
6 |
Химия |
5 |
Иностранный язык |
5 |
История |
5 |
Физика |
3 |
Литература |
3 |
Информатика |
2 |
География |
1 |
В Таблице 2 представлена частота встречаемости предпочитаемых предметов для сдачи ЕГЭ. 20 человек хотят сдавать русский язык, 11 – профильную математику, 9 человек выбрали базовую математику, 8 человек – обществознание, 6 человек – биологию, 5 человек хотят сдавать химию, иностранный язык и историю, 3 человека – физику и литературу, 2 человека – информатику, 1 хочет сдавать географию. Так как русский язык и базовая математика обязательные для сдачи предметы, они и набрали большее количество выборов.
При этом результаты исследования демонстрируют, что старшеклассники для сдачи ЕГЭ выбирают профильную математику, что может говорить об их намерении поступить на более значимые специальности в престижных ВУЗах, а также обществознание, которое может пригодиться во многих профессиях. А вот физика, литература, информатика и география не являются предпочитаемыми предметами. То есть базовые предметы находятся на первом месте.
Сравнивая результаты исследования по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» и данных анкетирования, мы видим следующее: у 12 человек представления будущей профессии соответствует их выраженной профессиональной сфере, у 6 – полное не соответствие, а у 4 учеников – частичное соответствие. Можно увидеть, что в большей степени у старшеклассников сформировано объективное представление об их предполагаемой будущей профессии и соотнесение со своими желаниями, способностями, возможностями.
Таком образом, старшеклассники, у которых предпочитаемой сферой является «человек-техника» видят свое будущее в таких областях как судоводитель, логистика, юриспруденция; у кого «человек-знаковая система» - бизнес-информатика, экономика, логистика, юриспруденция, строительство; те для кого предпочитаемой является «человек-природа» видят себя в таких отраслях как ветеринарное дело, нефтегазовое дело, лечебное дело, медицинская биохимия; «человек-человек» - следователь, тренер по плаванию; старшеклассники со сферой «человек-художественный образ» - архитектор, экономика, помощник прокурора, юриспруденция, дизайнер, филология, переводчик, лингвистика, международное отношение .
На основе результатов исследования, можно составить представление о старшеклассниках, учитывая частоту встречаемости профессиональных сфер у участников школ по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник», частоту встречаемости предпочитаемых предметов для сдачи ЕГЭ у участников школ, а также соотношение представлений будущей профессии с ярко выраженной профессиональной сферой.
Чаше всего у учащихся общеобразовательных школ встречается выбор профессиональной сферы такой как «человек-художественный образ». Это может говорить о том, что у наших респондентов яркое воображение, образное мышление, склонность к творчеству, гибкость чувств, они творческие личности. Основная деятельность направлена на работу с художественным образом, деятельность предполагает творческий подход и инновационное мышление в создании или трансформации образа. Для них в большей степени подходят такие профессии, как скульптор, художник-портретист, визажист, стилист, фотограф, музыкант, актер и другие. А вот сфера «человек-человек» не является предпочитаемой. Можно предположить, что поскольку специфика данной сферы заключается в тесном общении и регулярном взаимодействии с окружающими, то есть люди должны уметь взаимодействовать с другими, при этом у них должна быть крепкая эмоциональная устойчивость, потребность в постоянном общении, способность улавливать настроение и мысли людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях и намерениях, умение быстро находить общий язык с разными людьми, но для нынешней молодежи это не актуально, поскольку они привыкли общаться, в большей степени, виртуально, дистанционно, поэтому профессии, связанные с тесными коммуникациями это не для них.
Для сдачи ЕГЭ старшеклассники предпочитают русский язык, базовую математику, поскольку они являются базовыми предметами. В качестве дополнительных предметов они чаще всего выбирают профильную математику, что может говорить об их намерении поступить на более значимые специальности в престижных ВУЗах, а также обществознание, которое может пригодиться во многих профессиях. А вот физика, литература, информатика и география не являются предпочитаемыми предметами. То есть такие предметы, как русский язык, базовая и профильная математика, а также обществознание являются предпочитаемыми.
У половины испытуемых сформировано представление своей будущей профессии с их выраженной сферой по методике ДДО. То есть, они знают какая профессия им ближе всего и это представление совпадает с их предрасположенностью, склонностью. У 4 человек видно частичное совпадение, то есть они рассматривают несколько специальностей, на которые хотят поступить и какие-то соответствуют их наклонностям, в них они смогут найти себя, свое призвание, а какие-то идут не совсем в то русло, эти профессии не совсем то, что им необходимо. А вот у 6 человек идет полное несоответствие. То есть для них подходят совсем иные профессии, чем они рассматривают для себя. В большинстве случаев полное несоответствие идет у тех старшеклассников, у кого ярко выражена сфера «человек-художественный образ», при этом они выбирают совершено противоположные профессии. Можно предположить, что это связано с тем, что, не смотря на свою предрасположенность, способности, они склонны выбирать другие, более престижные, высокооплачиваемые, перспективные, поскольку творческие профессии не смогут принести им то, что они хотят. Также мы можем предположить, что сложности в выборе профессии могут быть связаны со слабым представлением о своем профессиональном будущем, либо невозможностью получить образование по специальности в своем родном городе.
Полученные нами результаты представляются весьма ценными особенно в области психодиагностики и профессионального ориентирования учащихся общеобразовательных школ.
Список литературы
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. А. Климов. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон.– М: Просвещение, 1989. – 235 с.