Макаки – резусы (Macaca mulatta) являются модельными объектами изучения сложных аспектов поведения, в том числе исследовательской и социального активности. Их изучение позволяет получить ценную информацию о механизмах познания, адаптации к изменяющимся условиям и процессам обучения (Бондарь И.В., 2018, Голубева И. Ю., Тихонравов Д. Л. 2021, Кузнецова Т. Г., 2019).
Цель данной работы провести анализ исследовательской деятельности у макаков резусов в зависимости от степени их социального взаимодействия.
Задачи исследования: провести сравнение исследовательской активности у данного вида обезьян в зависимости от пола и частоты их социальных взаимодействий
Для решения поставленных задач, 4 особям (2 самки и 2 самца) в помещении жилого вольера предъявлялись фотографии обезьян того же вида размером 80х50 см в трех различных ситуациях:
а) макака исследовала фотографию в одиночку;
б) вдвоем с противоположным полом (в неполной социальной группе);
в) макака в полной социальной группе, состоящей из 4 особей.
Вычислялась исследовательская активность в таких пунктах как: 1) общее время изучения, число подходов к новому объекту; 2) время внимательного зрительного изучения; 3) деструктивные взаимодействия; 4) пребывание вокруг объекта (ожидание, хождение вокруг, отвлечение внимания). Для подсчета статистики были использованы программы Excel и IBM SPSS Statistics 23.
В результате:
1) макаки резусы зависимы от социальных контактов с сородичами и плохо исследуют что-либо в одиночку;
2) макаки склонны одновременно как к деструктивному поведению, так и исследовательским реакциям разрушенного объекта;
3) самки достоверно (p <0.003) чаще самцов демонстрируют исследовательское поведение;
4) в одиночку макаки резусы достоверно (p <0.05) чаще демонстрируют исследовательское поведение в сравнении деструктивным; при групповом взаимодействии достоверно (p <0.05) чаще наблюдается деструктивное поведение.
Рис.1. Круговая диаграмма распределения занятий макак резусов во время исследовательского акта в разных социальных группах.
Такие данные сходны с другими исследованиями, затрагивающие когнитивные способности макак-резусов. Самки более склонны к исследованию (Голубева И. Ю., 2024). В условиях близких к естественным социальная активность возрастает (Никитина М. Н., 2023). Значит и доля деструктивных действий будет возрастать, поскольку деструктивное поведение, которое также является изучением, важно для адаптационных возможностей данного вида обезьян.
Данное исследование позволило выявить особенности когнитивного и социального поведения макаков-резусов в различных ситуациях, а данная модель поведения обезьян может быть использована при анализе поведения человека.
Список литературы:
Бондарь И. В. и др. Обучение макак-резусов сложным когнитивным задачам //Журнал высшей нервной деятельности им. ИП Павлова. – 2018. – Т. 68. – №. 4. – С. 459–476.
Голубева И. Ю., Тихонравов Д. Л. Сравнительное исследование когнитивных способностей нечеловеческих приматов в условиях, близких к естественным, и детей 4–5 лет1 //Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. – 2021. – С. 373–376.
Кузнецова Т. Г. и др. Влияние трипептида Пинеалона на реабилитацию когнитивных функций в процессе старения на примере макак-резусов (Macaca mulatta) //Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. – 2019. – №. 1. – С. 62–73.
Голубева И. Ю. и др. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ МАКАК РЕЗУСОВ (MACACA MULATTA), ОБЪЕДИНЕННЫХ В НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ //Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. – 2024. – №. 3. – С. 112–120.
Никитина М. Н. и др. Сравнительная характеристика поведения группы макак-резусов в условиях пребывания во внутреннем и уличном вольерах //Интегративная физиология. – 2023. – Т. 4. – №. 4. – С. 450–456.