Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе проблема социально-психологической адаптации детей и подростков является одной из наиболее актуальных. В связи с увеличением числа неблагополучных семей, ростом числа социальных проблем и различных форм насилия, большое количество детей и подростков становятся социальными сиротами, нуждающимися в помощи и поддержке со стороны государства и общества.
Социально-психологическая адаптация является одним из ключевых факторов, определяющих успешность интеграции личности в общество и ее благополучие. Особенно остро вопрос социально-психологической адаптации стоит перед несовершеннолетними, которые в силу своего возраста и социального статуса требуют особого внимания и поддержки со стороны общества и государства.
Социально-реабилитационные центры являются одним из основных институтов, занимающихся социальной адаптацией несовершеннолетних. Они предоставляют детям и подросткам условия для их физического, психического и социального развития, а также способствуют восстановлению их социального статуса и интеграции в общество.
Социально-психологическая адаптация – это сложный и многоаспектный процесс, который отражает степень согласования индивидуальных и социальных факторов в системе взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс включает в себя как психологические, так и социальные компоненты, определяющие успешность интеграции личности в различные социальные группы и общественные структуры.
Холостова Е.И. определяет социальную адаптацию не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает 1 равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды [6, С. 63].
Петровский А.В. рассматривает адаптацию с точки зрения психологической концепции и определяет ее как особый момент, фаза в становлении человека, от которой зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью [3, С. 294].
Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т. д. [5, с. 13].
В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д.
Социально-реабилитационный центр (СРЦ) – это центр предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3-х до 18-ти лет, оставшихся без попечения родителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившихся или подкинутых; ушедших из семей и других учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, детей-инвалидов, нуждающихся в социально-правовой помощи и реабилитации. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями.
Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев
Адаптация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Психологическая помощь заключается в проведении консультаций, тренингов и работе с психологами, направленных на помощь в преодолении психологических проблем и развитии навыков коммуникации. [4].
В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т. д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Педагогическая работа включает в себя обучение и развитие детей, а социальная работа - помощь в адаптации к жизни в обществе и поиске своего места в нем. [2, с. 138].
Несмотря на все усилия, процесс социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра остается сложным и требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Некоторые дети могут испытывать трудности в адаптации из-за индивидуальных особенностей, таких как проблемы с общением, низкая самооценка или проблемы с поведением. В таких случаях специалисты центра используют различные методы и подходы, включая арт-терапию, игровые методики и работу в малых группах. [7, с. 15].
Рассмотрим специфику социально-психологической адаптации несовершеннолетних на примере социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Открытый дом» г. Ульяновск.
Социально-психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. В процессе социально-психологической адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социально-психологической адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.
Социально-психологические услуги:
социально-психологическое консультирование родителей;
социально-психологический патронаж;
обследование социально-дезадаптированных семей и детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, её источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей, семейных ресурсов и степени риска;
психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, в восстановлении или устранении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания;
профилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния, индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей.
Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых домашних условий ребенок попадает в группу сверстников, где под руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед специалистами и социальными педагогами учреждений подобного типа встают задачи по адаптации детей.
Таким образом задача взрослых – создать такой психологический климат в учреждении, который способствовал бы успешной адаптации вновь поступивших в учреждение несовершеннолетних, а именно: способствовал бы доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал стать полноправным субъектом такого общения. Ребенок уже с первых минут должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут, что здесь он будет в безопасности.
В жизни социально – реабилитационного центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения.
Список использованных источников
1. Байбародова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Л.В. Байбародова .- М: Инфа, 1997 - с. 57.
2. Жуков, В.И. Теория социальной работы : учебное пособие / В.И. Жуков, Т.Е. Демидова, Л.И. Старовойтова, Л.В. Топчий, П.Д. Павленок, В.А. Никитин, Т.Б. Кононова, В.С. Мартыненко, В.С. Ткаченко, Л.И. Савин, Л.Г. Гуслякова, В.А. Фокин, Л.В. Куриленко, Л.Г. Лаптев, И.В. Соколова, Л.В. Федякина, Л.В. Вандышева. - Москва : Российский государственный социальный университет, 2020. - 440 с.
3 Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2009. – 500 с.
4. Служба сопровождения. – Текст: электронный // Открытый дом: [сайт]. — URL: https://opendom73.ru/informatsiya/sluzhba-soprovozhdeniya/ (дата обращения 18.12.2023).
5. Холостова, Е.И. Технология социальной работы. Учебник / Е.И. Холостова. - М: Инфра, 2004. - 113 с.
6. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е.И. Холостова.– 4-е изд., перераб. и доп.– Москва: Дашков и К, 2017 - 244 с.
7. Ковригина, И.С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования / И.С. Ковригина. - [Электронный ресурс]: — URL: