РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ГРИБНАЯ ОХОТА КАК СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ СТРЕССА» - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ГРИБНАЯ ОХОТА КАК СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ СТРЕССА»

Кузина А.А. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сбор грибов в лесу – это не просто развлечение, а настоящая целебная практика для нашего психоэмоционального благополучия. Погружаясь в природную среду, мы на время освобождаемся от ежедневного стресса и забот. Время, проведенное в лесу, становится уникальной возможностью для релаксации и глубокой медитации: мы вдыхаем чистый воздух, наслаждаемся звуками природы, такими как шуршание листьев и пение птиц, и полностью погружаемся в процесс поиска грибов. Этот процесс требует от нас внимательности и сосредоточенности, что позволяет отвлечься от рутинных мыслей и погрузиться в настоящий момент. Найденные грибы приносят ощущение достижения, что, в свою очередь, укрепляет нашу самооценку. Более того, наши грибные находки могут быть использованы для приготовления вкусных и питательных блюд, что добавляет радости и удовлетворения. Сбор грибов также позволяет нам ближе познакомиться с природой и обратить внимание на её сохранение. Мы учимся различать виды грибов и осознаем их роль в экосистеме, что способствует укреплению нашей связи с окружающей средой и пониманию ответственности за её охрану. Таким образом, сбор грибов – это не просто увлекательное занятие, но и способ улучшить наше психологическое состояние, расслабиться и восстановить силы. Человек, подверженный регулярному стрессу, используя тихую охоту в качестве копинг-механизма, способен уменьшить стрессовое напряжение благодаря медитативности процесса.

Целью данной работы является разработка проекта психологической практики, рассматривающей грибную охоту как эффективную методику улучшения психологического состояния и снижения уровня стресса.

Задачи:

1). Провести теоретический анализ понятия «тихой охоты», как эффективной методики борьбы со стрессом.

2). Разработать проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, аффинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоны клиента).

3). Подобрать инструменты психологической диагностики.

4). Составить план-график и тематику консультационных встреч.

5). Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.

«Тихая охота» – это сбор грибов. Для лучшего понимания данного явления составим интеллект-карту понятия (рисунок 1). При разработке психологической практики интеллект-карта выступает в роли инструмента визуализации, позволяя объединять множество идей, объектов и событий, таким образом оформляя их в определённой области. Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей на основе их связей между собой (рисунок 2).

Рисунок 1. Карта понятия «грибная охота».

Рисунок 2. Афинная диаграмма проблемной области проекта.

.

Из рисунка 2 видно, что аффинная диаграмма дает ответы на вопросы:
1. Кто находится в проблемном поле практики?
2. Что нам нужно знать, понять, уметь для того, чтобы реализовать практику как проект?
3. Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?
4. Где наша ситуация разворачивается?
5. Как мы достигнем понимания нашей проблемы? Что нам для этого нужно сделать?
Ответы на эти вопросы подразумевают определение конкретных действий, которые нужно предпринять для разработки и реализации психологической практики.
Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (таблица 1). Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды, цели, задачи, а также проблемы клиента.

Таблица 1 – Эскиз персоны потенциального клиента – пользователя практики.

Характеристики, черты

ФИО: Алла В.

Возраст: 24 года

Гражданство: Россия

Пол: Женский

Род занятий: агент патрульной службы

Поведение

1. Работает в патрульной службе.

2. Воспитывает одного ребёнка.

3. Ведет подвижный образ жизни.

4. Имеет вредные привычки.

5. Испытывает стрессовые ситуации

6. Любит проводить время с друзьями.

7. Любит природу.

Задачи

  1. Научиться бороться со стрессом.

  2. Научиться отдыхать.

  3. Получить второе образование.

  4. Получить консультацию психолога.

Цели

  1. Снизить уровень регулярного стресса.

  2. Поддерживать здоровье.

  3. Сохранить хорошие отношения в семье.

  4. Приобрести новое хобби.

Далее определим инструменты психологической диагностики, которые будут использованы в ходе реализации психологической практики:

1. Методика диагностики самооценки Спилбергера-Ханина. Данный инструмент позволяет увидеть уровень самооценки и самосознания человека в контексте стресса. Он предоставляет информацию о том, как индивидуум воспринимает себя, свои способности и уровень притязаний, что может существенно влиять на его способность справляться со стрессовыми ситуациями.

В контексте стресса эта методика помогает выявить:

  • уровень общей самооценки: Высокая самооценка может способствовать более эффективному реагированию на стресс, тогда как низкая самооценка может увеличить восприимчивость к стрессорам.

  • степень уверенности в собственных силах: методика может показать, насколько человек уверен в своих способностях справляться с трудностями, что является ключевым фактором в управлении стрессом.

  • психологическую устойчивость: исследуя самооценку, можно оценить, насколько человек склонен к разным видам стресса и как быстро он может восстанавливаться после неблагоприятных событий.

  • мощность стрессовых реакций: методика может помочь определить, как различные уровни самооценки влияют на эмоциональные и физиологические реакции в ответ на стресс.

2. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин). Данный инструмент позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения у человека, оценивая его эмоциональное состояние, стрессовые реакции и общую психологическую нагрузку.

С его помощью можно:

  • измерить уровень стресса и определить, насколько сильно индивид испытывает стресс в различных ситуациях;

  • выявить факторы напряжения и понять, какие именно аспекты жизни или работы вызывают наибольшее напряжение и напряжённость;

  • оценить эмоциональное состояние и получить информацию о том, как человек справляется с эмоциональными переживаниями и стрессом.

  • отследить изменения и использовать методику для мониторинга динамики нервно-психического состояния во времени, что может быть полезно при оценке эффективности психологических вмешательств.

Таким образом, методика дает возможность глубже понять состояние нервно-психического напряжения и разработать соответствующие стратегии по его снижению и улучшению психологического комфорта.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 2.




Таблица 2 – План-график консультационных встреч
Название
Цель
Методы
и приемы работы
Результат
1
Вводное занятие
Знакомство с клиентом
Беседа, опрос, анализ информации
Заполнение листа участника
2
Поиск стрессовых факторов
Выявление факторов, вызывающие стресс
Прохождение диагностики самооценки по методике Спилбергера-Ханина
Анализ результатов опросника, показывающего уязвимость к стрессу
3
Оценка нервно-психического напряжения
Выявление факторов нервно-психического напряжения
Тестирование «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин)
Анализ результатов опросника, выявление уровня нервно-психического напряжения
4
Повторная встреча с целью проведения сбора грибов
Ознакомление клиента с методом борьбы со стрессом
Копинг-механизм «Тихая охота», беседа
Выявление взаимосвязи между сбором грибов и изменений реакций на стрессовые факторы
5
Повторная встреча через 30 дней
Преодоление (ослабление) стрессовых факторов, оптимизация факторов, вызывающих стресс
Беседа, опрос, анализ информации
Выявление динамики в развитии стрессоустойчивости
6
Технологии развития стрессо-устойчивости, борьба со стрессовыми факторами
Оценка полученных результатов
Копинг-механизм «Тихая охота», беседа
Выявление положительной динамики борьбы со стрессом
7
Рефлексия
Анализ психологом и клиентом своего пройденного пути
Рефлексивный анализ, статистический анализ, рефлексивный дневник,
Итоги встреч (аналитический
отчет)

К организационно-управленческим условиям воспроизводства психологической практики можно отнести:

1. Наличие клиента с запросом.

2. Квалифицированный психолог.

3. Наличие собственного опыта релаксации и прохождение своего индивидуального анализа.

4. Комплекс практических (проективных) методик.

5. Сессия/практика проводится 1 раз в 3 недели (или по запросу клиента).

6. Продолжительность сессии/практики: от 30 до 90 минут в зависимости от запроса клиента.

Таким образом, разработанный проект психологической практики имеет практическое значение и может быть рекомендован к внедрению в деятельность практикующих психологов. Данный проект будет направлен на улучшение психологического состояния и снижения уровня стресса у людей, испытывающим негативные эмоции в стрессовых ситуациях. Психологическая практика будет включать в себя выявление степени нервно-психического напряжения участников, анализ факторов, способствующих стрессу, и использование практики сбора грибов как копинг-механизма для расслабления и восстановления. Будут предложены техники, способствующие укреплению эмоционального состояния и умению справляться с негативными эмоциями.

Предложенный проект психологической практики может быть рекомендована для внедрения в трудовых коллективах и среди сотрудников предприятий, которые испытывают частые стрессовые ситуации и ищут эффективные способы их преодоления.

Список источников
        1. Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. Психология личности. –М.: Геликон. – 1995. – 220 c.
        2. Лонг Литт Вун. Путь через лес. О грибах и скорби. – М.: Ад Маргинем Пресс. – 2021. – 272 с. 
        3. Оспищева М.П. Особенности «тихой охоты» в Челябинской области с учётом экологической ситуации. // Теория и практика современной науки. –  №3(93) – 2023. – С. 107-110. 
        4. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. – М.: Наука: – 2004. – 197 с.
        5. Сью Стюарт-Смит. Зелёная терапия. Как прополоть сорняки в голове и взрастить своё счастье. – М.: Эксмо. – 2023. – 432 с.
        6. Щеглова Е.В., Гиреева З. Психологическое здоровье и окружающая среда. // Символ науки. – 2016. – № 10. Ч.1 – С.147-149.
        7. Щеглова Е.В. Экологические аспекты взаимодействия человека с окружающей средой // Экономика и социум – №12(31) – 2016. – С. 303-306.
Просмотров работы: 11