Расхожая фраза о том, что патриотами не рождаются, ими становятся, хорошо всем знакома. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать понятие «патриотизм» и его роль в воспитании будущих офицеров. Кто же такой истинный патриот и почему воспитание патриотических чувств так важно в системе подготовки будущих офицеров российских вооруженных сил? В словаре В. Даля это понятие трактуется следующим образом: «Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». Проще говоря, патриотизм – это любовь к Родине, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей страны [2].
Россия занимает одну шестую часть суши нашей планеты. Это огромная территория с уникальным ландшафтом, богатейшей флорой и фауной, а также с большими запасами природных полезных ископаемых, в силу географического расположения нашей страны. В современных условиях жесточайшей экономической конкуренции все это является национальной гордостью для россиян и предметом «черной» зависти для транснациональных корпораций. По этой причине в своей непростой истории Россия много раз становилась объектом военной агрессии. В этом экзистенциальном противостоянии на борьбу с коварным врагом поднималась не только армия, но и весь народ. Иногда захватчики были так близки к своей цели, что не могли понять причину своих неудач. А дело было в том, что воевали наши противники не с армией и государством, а с российским народом, который в роковые моменты проявлял свои лучшие качества. В этой связи необходимо отметить, что со времен становления российской государственности, термин «патриотизм» неразрывно был связан с традиционной соборной культурой православного христианства. Молодое поколение традиционно воспитывалось в духе самопожертвования, отказа от собственных привилегий во имя величия родной страны, народа, неотъемлемой частью которого является каждый россиянин. «Положить душу за други своя» - испокон веков считалось высшей мерой доблести в российском воинстве [3]. Исторически идеологическую основу патриотического воспитания в российской и армии составляли идеи православия и государственности, так что патриотизм наших воинов не насаждался искусственно, а базировался на прочном фундаменте привитых с детства ценностей и убеждений. Забота о солдате и личный пример офицера неизменно остается основной методикой патриотического воспитания в военной среде, поскольку сила российского солдата в его душе.
С момента распада СССР прошло чуть более тридцати лет и те, кто пережил это непростое время, прекрасно помнят о трудностях, с которыми столкнулось наше государство. Экономический упадок неминуемо привел к упадку в структуре вооруженных сил. Разгар так называемой "перестройки", пришедшейся на конец 80-х годов прошлого века, ознаменовался катастрофическим развалом наших вооруженных сил. Псевдопатриотическое журналистское сообщество, вдохновленное прозападной либеральной идеологией, охотно критиковало нашу армию и офицерство, всячески очерняя и дискредитируя их. На этом фоне «глотком свежего воздуха» явилась публикация эссе постсоветского писателя и публициста Карема Багировича Раша «Армия и культура», в котором автор говорит о спасительной роли русского оружия, наших солдат и офицерства, называя их духовно-историческим стержнем нашего Отечества. Эссе перепечатывалось кустарным способом и переписывалось от руки в армейской среде, настолько высок был запрос на возрождение славных воинских традиций и армии, и в обществе, что командиры зачитывали его вслух своим подчиненным. Спустя годы, мы знаем каким непростым был путь восстановления наших вооруженных сил и как много усилий потребовалось нашему офицерству, чтобы воспрять духом.
Примечательно, что данное эссе, вызвало изрядный переполох у наших западных оппонентов. Американские СМИ упрекали Раша в пропаганде идеологии военной мощи. Их сильно раздражал сам факт возможности возрождения духа русского воинства. Раздражение и страх на западе были так велики, что эссе было переведено на английский язык и включено в программу профильных учебных заведений. А западная пресса, с подачи своих политических кругов, обрушилась на автора с резкой критикой, пытаясь максимально дискредитировать изложенные в работе тезисы. Потакая западным кураторам, в нашей либеральной прессе Раша критиковали за реакционные и казарменные взгляды. В недрах прозападной журналистской среды даже появился термин «обыкновенный рашизм», не двусмысленно намекая на сходство предлагаемой Рашем идеологии с идеологией фашистской Германии.
Либеральная критика Раша слышалась со всех сторон. Особо язвительные замечания звучали в адрес автора, посмевшего поставить в заголовок несочетаемые, по их мнению, понятия армии и культуры. Раздражение вызывало само сочетание, а едкие ироничные статьи либеральных журналистов вдохновенно пытались доказать, что российская армия и офицерство страшно далеки от культуры. В перестроечной прессе настойчиво продвигался тезис о солдафонстве, необразованности и примитивизме в среде российского офицерства, забыв упомянуть о том, что офицерами были многие выдающиеся поэты и писатели: Державин, Сумароков, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Фет. Не говоря уже об авиаконструкторах Туполеве и Ильюшине, а также множестве других знаменитых ученых.
В своем эссе автор высказал мысль о том: «чтобы сохранить в мыслях героическое, нужно держать в мыслях идеал, образ, без которого никому не дано выстоять – человека в длиннополой шинели» [1]. Критики либерального толка не простили Рашу такой «крамолы» и ему незамедлительно было присвоено звание «сталиниста» в самом негативном смысле. Несмотря на то, что речь в эссе шла всего лишь об обобщенном образе воина, в длиннополой шинели, критики сумели рассмотреть лишь образ Сталина.
Однако, на наш взгляд, лучшим способом понять автора можно только прочитав эссе, объем которого всего лишь двадцать семь страниц. Но Рашу этого достаточно, чтобы очень кратко и точно определить роль и место армии в истории российской государственности:«В чем смысл армии, древнейшей опоры государственности? С самого момента своего осознания народ живет в реальности, где войско – гарант спокойствия общества. Таким образом вооружённые силы – один из важнейших краеугольных камней безопасности государства и общества». О значении влияния многовековой российской культуры, которая сплотила наш многонациональный народ в уникальное единство, способное противостоять любым внешним угрозам автор склоняется к мнению о том, что «культуру нельзя увидеть глазом, потрогать, купить, взять в долг, можно только передать. По-русски «традиция» - «передача», точное и честное слово. Как пощупать верность, купить надежду, одолжить бескорыстие, милосердие, доброту? Можно только передать от отца к сыну. А ведь это и есть культура» [1].
Таким образом, хотелось бы развенчать устоявшийся негативный оттенок у термина «рашизм», который так умело продвигают прозападные либеральные СМИ. Не заслуженно забытое имя патриота своей Родины, талантливого публициста Карема Багировича Раша должно занять свое почетное место в программе воспитательной работы с будущими офицерами в стенах нашего прославленного вуза.
Список источников:
1 Как же вас сегодня не хватает, Карем Багирович. История преступно забытого советского патриота. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL https://dzen.ru (дата обращения 29.01.25).
2 Значение слова патриотизм. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL https://kartaslov.ru (дата обращения 07.12.24).
3 Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Смульского. М.: Изд-во РАГС, 2010. 170 с.
4 Теслинов А. Г.Код культуры русского мира. Концепция. Версия 1.0.(Прикладные концептуальные исследования). [Электронный ресурс] Режим доступа:URLhttps://www.teslinov.ru (дата обращения 08.12.2024).