Влияние зависимости от гаджетов на физическое и психологическое состояние детей и подростков - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Влияние зависимости от гаджетов на физическое и психологическое состояние детей и подростков

Зверева А.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире мы едва ли можем представить свою жизнь без телефонов, компьютеров, интернета, социальных сетей и других современных устройств. Можно сказать, что «в нашем телефоне сосредоточена вся наша жизнь». В интернете доступна практически любая информация и развлекательный контент. Все наши данные — записи, рабочие материалы, фотографии и многое другое — хранятся на телефоне, и с его помощью мы можем общаться с людьми, находящимися на другом конце света. С появлением мобильных устройств наша жизнь стала значительно проще и удобнее. Но действительно ли они приносят только пользу? Какое негативное воздействие на психику человека может оказать чрезмерное и неосмысленное использование гаджетов? К сожалению, в наше время многие родители с раннего возраста пытаются занять своих детей телефонами, что кажется удобным — ребенок занят, и родители могут отдохнуть. Однако это занятие может оказаться не таким безобидным, как кажется. В среднем, к семи годам дети уже провели целый год своей жизни, используя телефоны. И это не проходит бесследно. По статистике, из-за этого могут возникать такие проблемы, как нестабильность психики, агрессия, снижение концентрации внимания, ухудшение умственных способностей, ухудшение памяти и даже цифровой аутизм. [6]

Цифровая зависимость.

С развитием технологий жизнь стала более комфортной, однако возникла новая проблема — цифровая зависимость, которая с каждым годом приобретает всё большие масштабы. Согласно последнему отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), использование цифровых технологий детьми по всему миру увеличилось на 50% за последние четыре года.

Исследователи из Новосибирского государственного технического университета провели изучение интернет-зависимости и выделили три уровня:

  1. независимые — 36%;

  2. зависимые — 12%;

  3. склонные к зависимости — 52%.

В ходе исследования выяснили, что зависимые люди испытывают одиночество и ощущают, что в реальной жизни у них нет близких, с которыми можно пообщаться. Им кажется, что только в интернете их понимают, и с усилением желания выйти в сеть у них возрастает радость от одиночества. Однако такое «общение» нарушает реальные связи с обществом. Люди с интернет-зависимостью осторожно подходят к близким отношениям, могут проявлять грубость, напряжённость и раздражительность, а также склонны к агрессии и теряют доверие к окружающим. У зависимых также наблюдаются ухудшения физического и психического состояния, если они лишаются доступа к интернету, и они не могут сосредоточиться ни на чём другом.

При невозможности выйти в интернет зависимые теряют контроль над своими эмоциями, могут проявлять агрессию, впадать в депрессию и доходить до крайних мер, включая самоубийство или насилие по отношению к другим. [5]

Цифровая зависимость является глобальной проблемой, затрагивающей людей всех возрастов, но особенно она касается детей и подростков. Это связано с тем, что их мозг еще не полностью сформирован и не способен эффективно структурировать и «фильтровать» информацию.

Наш мозг составляет всего 2% от общей массы тела, но при этом потребляет 20% всей энергии организма. В стремлении сэкономить энергию, мозг будет искать способы сделать это. Несмотря на необходимость постоянно получать и обрабатывать информацию, ему не важно, насколько она сложна. Поэтому простая информация требует меньше энергии, что и делает социальные сети и компьютерные игры такими привлекательными — в них практически не нужно думать. В результате мозг привыкает к потреблению легкой информации и начинает избегать затрат на более сложные задачи, что приводит к разрушению нейронных связей и ухудшению памяти и мыслительных процессов.

Говоря о привычках и стереотипах, стоит отметить, что они формируются через положительные или отрицательные подкрепления. Мозг стремится действовать на основе проверенных схем, так как неизвестность вызывает дискомфорт. Если стереотип возник под воздействием положительных подкреплений, мозг будет стараться его повторять; если же он сформировался на основе отрицательных подкреплений, мозг будет избегать таких ситуаций. При нарушении привычного стереотипа мы испытываем страх и напряжение. Таким образом, регулярные действия становятся стереотипами, от которых подсознанию трудно отказаться. Так возникают все виды зависимостей и привычек — от суеверий до курения, цифровой зависимости и алкоголизма. Многие считают, что зависимость от курения вызвана никотином, но современные исследования показывают, что это не так. На самом деле зависимость формируется из-за самого процесса, встроенного в повседневную жизнь. [3]

По той же аналогии формируется и цифровая зависимость, мозг привыкает к тому, что: проснулся - телефон, завтрак - телефон, перерыв - телефон, обед и ужин тоже телефон, перед сном - телефон.

Симптомы цифровой зависимости:

  1. Недостаток концентрации, низкий уровень внимания.

  2. Проблемы с памятью.

  3. Проблемы с принятием решения.

  4. Головная боль, ухудшение зрения, боль в шее и спине.

  5. Постоянное чувство тревоги.

  6. Ухудшение отношений с другими людьми.

  7. Низкая социализация и адаптация.

  8. Нарушение сна.

  9. Нервные срывы и проявления агрессии. [1]

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Зависимость от интернета и чрезмерное использование технологий могут привести к различным психологическим расстройствам и заболеваниям. Одним из наиболее распространённых таких расстройств является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это психоневрологическое расстройство встречается примерно у 5% детей и подростков современности. Симптомы СДВГ могут проявляться уже в 3-4 года, и у 50% детей они сохраняются и во взрослом возрасте. [7]

СДВГ характеризуется двумя основными проявлениями:

  1. Невнимательностью;

  2. Гиперактивностью и импульсивностью.

Невнимательность

Данные симптомы негативно влияют на уровень развития ребёнка (подростка) , непосредственно на социальные и учебные виды деятельности.

Симптомы:

  1. Часто не способен сосредоточится на деталях, допускает ошибки из-за невнимательности. Что сказывается на успеваемости ребёнка (подростка) в школе.

  2. Часто не может сосредоточится на длительных занятиях (например, испытывает сложности с концентрацией внимания на длительных лекциях, беседах, чтении).

  3. Часто создаётся впечатление, что ребёнок (подросток) не слушает обращённую к нему речь (мысли где-то витают, даже при отсутствии явного отвлекающего фактора).

  4. Часто не может до конца доделать задание (например, начинает выполнять задание, но быстро теряет фокусирование на нём и легко отвлекается).

  5. Часто испытывает сложности в организации своей деятельности (например, сложно организовать выполнение заданий из последовательных действий).

  6. Часто высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного умственного напряжения (например, домашнее задание).

  7. Часто теряют вещи (карандаши, тетрадки, книг и т.п.).

  8. Часто проявляется забывчивость в повседневных ситуациях (выполнения работы по дому, поручений). [7]

Гиперактивность и импульсивность

Следующие симптомы также негативно влияют на умственное развитие ребёнка (подростка), непосредственно на социальные и учебные виды деятельности.

Симптомы:

  1. Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится и вертится.

  2. Сидя за работой, часто покидает своё рабочее место.

  3. Часто бегает туда-сюда, куда-то забирается.

  4. Часто не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

  5. Находится в постоянном движении, может ощущать дискомфорт, если требуется долго, спокойно сидеть.

  6. Часто бывает болтливым.

  7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушивая его до конца, не может ждать своей очереди и часто перебивает.

  8. Раздражается при ожидании чего-либо, не может долго ждать. [7]

Влияние гаджетов на физическое здоровье подростков.

Кроме воздействия гаджетов на психологическое здоровье подростков, они также оказывают влияние на физическое состояние. Использование гаджетов и интернета нарушает естественный цикл сна у детей и подростков, что приводит к частой сонливости, раздражительности и импульсивности. Долгое время, проведённое перед экранами компьютеров, телефонов и других устройств, приводит к малоподвижному образу жизни, что негативно сказывается на здоровье подростков. Недостаток физической активности может способствовать развитию ожирения, что, в свою очередь, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Также наблюдаются проблемы с осанкой, проявляющиеся в сутулости, что может негативно сказаться на функционировании внутренних органов. У некоторых детей и подростков отмечается задержка в умственном и физическом развитии. Кроме того, продолжительное использование гаджетов может ухудшить зрение. [1]

Наиболее распространённым источником электромагнитного излучения является сотовая связь. Однако излучение также исходит от экранов сенсорных устройств, а значительное количество излучения выделяется во время зарядки гаджетов. Наибольшее воздействие — это излучение оказывает на головной мозг. Электромагнитное излучение может вызывать головные боли, мигрени, повышение артериального давления и даже способствовать развитию онкологических заболеваний. [2]

Список использованной литературы:

1) Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Параничева Т. М., Тюрина Е. В., Шибалова М. С. Влияние гаджетов на развитие детей // ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО». — Москва, 2020. — С. 25-27.

2) Жаворонков Л. П., Петин В. Г. Влияние электромагнитных излучений сотовых телефонов на здоровье // Радиация и риск. — 2016. — Т. 25, № 2. — С. 12-18.

3) Курпатов А. Законы мозга // ООО «Издательский дом «Нева». — Санкт-Петербург, 2021. — С. 23-51.

4) Сапожникова М. П. Защита человека от воздействия электромагнитного излучения // ПГУТИ. — Самара, 2019. — 115 с.

5) Варламова С., Гончарова Е., Соколова И. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов. — 2021. — 167 с.

6) Гуторович О. В. Проблема цифрового аутизма // Всероссийский педагогический форум, 2020.

7) Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Журнал медико-биологических исследований. — 2014. — С. 31-35.

Просмотров работы: 59