«Клуб романтики», «Бесконечное лето», «Disco Elysium» — всё это название популярных визуальных новелл, о которых слышал каждый геймер, даже далекий от этого жанра. Вопреки распространённому мнению жанр «визуальная новелла» не ограничивается только лишь «симуляторами свиданий», в рамках этого игрового направления существуют исторические, детективные и мистические работы. Визуальные новеллы это отличный способ расслабиться, здесь игроку не нужна реакция или стратегия, достаточно применить свои коммуникативные способности и умение понимать людей и контекст ситуации. Все навыки необходимые для успешного прохождения визуальных новелл можно отразить одним термином — «Социальный интеллект». Социальный интеллект — понятие относительно новое, появившееся в 1920 году в трудах Э.Тордайка, которое он понимал как: «способность понимать и управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, действовать мудро в человеческих отношениях» [2, с.461]. Мы можем предположить, что человеку с высоким уровнем социального интеллекта прохождение визуальных новелл не составит труда. Интересным остается вопрос о том связан ли предпочтительный игровой жанр у геймеров с уровнем социального интеллекта и развитием его отдельных факторов и действительно ли у геймеров в жанре визуальная новелла хорошо развит социальный интеллект?
Актуальность данного исследования состоит в том, что не смотря на распространённость жанра визуальная новелла его влияние на психику человека мало изучено. С помощью результатов представленной работы в дальнейшем, мы сможем исследовать влияние визуальных новелл на социальный интеллект геймеров, а также использовать игры этого жанра для коррекции отдельных компонентов социального интеллекта.
Цель исследования: изучить уровень социального интеллекта у геймеров в жанре визуальная новелла.
Предмет исследования: уровень социального интеллекта
В психодиагностическом исследовании приняли участие 20 геймеров от 20-25 лет, 10 юношей и 10 девушек из которых были сформированы две группы исследуемая группа из 10 геймеров в жанре визуальная новелла и контрольная группа из 10 геймеров в жанрах шутер/моба.
В нашей работе мы использовали методику «тест социального интеллекта Дж.Гилфорда». Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда помогает нам изучить и общий уровень социального интеллекта, и уровень развития его отдельных компонентов таких как:фактор познания результатов поведения, фактор познания классов поведения, фактор познания преобразования поведения, фактор познания систем поведения.
В результате проведенной психологической диагностики были получены следующие данные. Геймеры в жанре визуальная новелла в межличностном взаимодействии чаще могут проявлять себя тактичными, доброжелательными и сердечными людьми. Они способны располагать людей к себе и могут быть склонны к установлению психологической близости в общении. Общий уровень социального интеллекта у геймеров в жанре визуальная новелла значительно выше, чем у контрольной группы, следовательногеймеры в жанре визуальная новелла будут успешнее геймеров контрольной группы адаптироваться к новым условиям общения.Высокие показатели общего уровня социального интеллекта отражают способность геймеров в жанре визуальная новелла высказывать быстрые и точные суждения о людях, их эмоциональных состояниях и их действиях, а также способность проявлять дальновидность в межличностных отношения.
Таблица 1 — Общая оценка уровня социального интеллекта геймеров в жанре «визуальная новелла»
Оценки уровня социального интеллекта |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Количество респондентов |
0 |
0 |
5 |
5 |
0 |
Таблица 2 — Общая оценка уровня социального интеллекта геймеров в жанре «шутер/моб»
Оценки уровня социального интеллекта |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Количество респондентов |
0 |
6 |
3 |
1 |
0 |
По результатам данных, представленных в таблицах 1 и 2, среди геймеров в жанре «визуальная новелла», ни один респондент не получил оценку ниже среднего. Тогда как у контрольной группы большинство респондентов получили оценку ниже среднего. Исходя из того мы можем предположить, что предпочитаемый респондентами игровой жанр связан с их уровнем развития социального интеллекта в целом, или его отдельных компонентов в частности. Данное предположение мы можем выдвинуть так же, основываясь на результатах проведенного математического анализа по критерию Манна-Уитни, где мы обнаружили значимые различия показателей уровня общего интеллекта у исследуемой и контрольной групп.
Опираясь на теорию Дж. Гилфорда мы учитываем, что социальный интеллект многофакторная структура, состоящая из разных компонентов, следовательно для отражения в нашем исследовании подробной картины связи предпочитаемого игрового жанра у геймеров с уровнем социального интеллекта мы рассмотрели развитие отдельных факторов познания поведения у геймеров в жанре визуальная новелла. Результаты получились неоднозначные у геймеров в жанре визуальная новелла лучше, чем у геймеров контрольной группы развиты факторы «познание результатов поведения» и «познание преобразований поведения», данные выводы мы так же делаем на основании обнаруженных нами в результате математического анализа значимых различий по этим двум компонентам у двух групп, из чего следует что геймеры в жанре визуальная новелла успешно могут ориентироваться в невербальных и вербальных реакциях участников общения. Геймеры исследуемой группы имеют развитую ролевую пластичность и хорошо ориентируются в нормо-ролевых моделях и правилах, регулирующих поведение людей. Если говорит о факторе «познание систем поведения», «познание классов поведения» то мы можем предположить, что умение предугадывать последствия поведения и намерения других людей основываясь на логических выводах и невербальных проявлениях не связано с предпочтением такого игрового жанра как визуальная новелла [1].
Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что предпочитаемый жанр игр у геймеров связан с показателями развития отдельных факторов социального интеллекта. Так же отметим, что уровень социального интеллекта у геймеров в жанре визуальная новелла находится на достаточно хорошем уровне, так как за редким исключением основные показатели исследуемой группы не опускаются ниже среднего вне зависимости от исследуемого фактора. Конечно, общая оценка уровня социального интеллекта и показатели по отдельным факторам различаются, но за редким исключением они все находятся на достаточно хорошем уровне. Так мы можем выдвинуть предположения о том, что игры в жанре визуальная новелла можно использовать в развитии отдельных компонентов социального интеллекта, что предстоит проверить экспериментальным путем в будущих работах.
Список литературы
Прохоров, С. В. Феномен социального интеллекта в психологических исследованиях / Прохоров Сергей Викторович. - Текст : электронный // Science Time. - 2017. - № 6. - С. 38-45.
Щербаков С. В. Комплементарность межличностных отношений и социальный интеллект студентов // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – Т. 2. – № 5. – С. 459-480.