Настоящее исследование посвящено изучению когнитивно-стилевых характеристик и учебной мотивации в среде студентов-психологов. Актуальность данного исследования заключается в попытке выявить связь между определённой когнитивно-стилевой характеристикой и уровнем мотивации, а так же отследить потенциальную тенденцию их изменений в ходе обучения [2].
Рассматриваемый нами вопрос имеет актуальность для изучения студенческой среды и выявления сходств и различий в когнитивной и мотивационной сфере между группами студентов в высших учебных заведениях [4]. В настоящей работе нами будут рассмотрены теоретические аспекты изучаемой темы исследования. Будет произведён выбор методик и его обоснование. Нами будет поставлена гипотеза и проведено исследование. Обработав результаты и произведя их анализ с применением методов математической статистики, мы сможем проверить выдвигаемую нами гипотезу. На основании проведённой нами работы, мы сможем сделать выводы о наличии или отсутствии связи между рассматриваемыми показателями и о сходствах и различиях в них между курсами обучающихся.
В ходе нашего исследования мы сформируем данные о том, связана ли когнитивно-стилевая характеристика с учебной мотивацией в студенческой среде и имеют ли между собой разные курсы учащихся существенные различия в этих показателях [6].
Целью исследования является изучение когнитивного стиля и уровня мотивации студентов-психологов.
Эмпирическая база исследования: две группы первого курса, по одной группе второго и третьего курса. В общем количестве, 63 студента.
Гипотезы исследования:
Согласно первой гипотезе, у студентов-психологов когнитивный стиль и учебная мотивация имеют устойчивую связь.
Согласно второй гипотезе, между разными курсами студентов-психологов выражено отличается когнитивный стиль и выражено отличается учебная мотивация между группами.
Для исследования выбран метод опроса. Для измерения когнитивного темпа задействована методика Сравнение Похожих Рисунков, далее СПР.
Для определения уровня мотивации – методика под наименованием Мотивация успехов и боязнь неудач, сокращённо МУН.
Для проверки каждой из гипотез был выбран соответствующий ей метод мат. статистики: для выявления связи когнитивного стиля и мотивации был выбран метод Спирмена, для выявления различий показателей между курсами использован метод Манна-Уитни.
Для погружения в проблемное поле используется аффинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей на основе их связей между собой (рисунок 1).
Рисунок 1. Аффинная диаграмма на тему «Когнитивно-стилевые характеристики и учебная мотивация студентов-психологов».
Кто? Что? Почему? Где? Как?
Студенты-психологи (бакалавриат) 1 курса, 2 курса, 3 курса; Психологи; Исследователи; Эксперты. |
Когнитивно-стилевые характеристики; Учебная мотивация; Учебно-познавательная деятельность; Импульсивность-рефлективность; Саморегуляция; Студенческая среда. |
Влияние когнитивных стилей на восприятие информации и учебную мотивацию, что важно для повышения эффективности учебного процесса. |
|
|
На следующем рисунке изображены диаграммы с результатами всех четырёх групп по методике СПР.
Рисунок 2. Результаты групп по методике СПР.
В процентном соотношении выведена направленность распределения каждой из четырёх категорий когнитивного темпа. Категории были предложены методикой.
Согласно данным, у студентов встречается разный когнитивный темп. Направленность когнитивного стиля расположена относительно равномерно, за исключением категории медленный/неточный – данная категория встречается реже остальных.
На следующем рисунке выведены данные по методике МУН. Изображена направленность распределения мотивации.
Рисунок 3. Результаты групп по методике МУН.
Согласно результатам, студентов с боязнью неудачи с каждым курсом становится меньше, а студентов с невыраженной мотивацией становится больше. Динамика студентов с мотивацией на успех не меняется – их около трети группы на каждом курсе. В общем количестве, доминирует невыраженная мотивация.
Затем, эмпирические данные результатов методик были подвергнуты математическому анализу при помощи метода ранговой корреляции Спирмена и метода непараметрического критерия Манна-Уитни.
Согласно результатам применения мат. анализа, статистически значимые корреляции и различия не выявлены. Результаты представлены на страницах с сорок четвёртой по пятидесятую.
Таким образом, были сформулированы следующие выводы:
У студентов когнитивные стили распределены равномерно, кроме медленного/неточного.
У студентов преобладает невыраженный мотивационный полюс.
Применив методы мат статистики, можно сделать вывод, что когнитивный стиль и учебная мотивация – не связаны, статистически значимые различия между курсами – отсутствуют.
Выдвинутые нами гипотезы опровергнуты.
На основании проведённой работы, мы можем сделать вывод, что когнитивно-стилевая характеристика и учебная мотивация у студентов-психологов не связаны и существенные различия в когнитивно-стилевой характеристике и в учебной мотивации между курсами студентов-психологов отсутствуют.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беловол, Е.В. Когнитивные стили: функциональный подход // Вестник РУДН: Серия Психология и педагогика. - 2007. - № 3 – 4. – С. 20–30.
Елфимова, Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопр. психол. - 1985. - № 5. – С. 162–168.
Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир, 1972. – 264 с.
Мерлин, В.С., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. No4. – С. 110–118.
Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с.
Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-ое изд. СПб.: Питер, 2004. – 384 с.