Использование интерактивных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Использование интерактивных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста

Федотова Т.С. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование интерактивных технологий в ДОО является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Новизна: использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе будет способствовать формированию у детей уверенного пользователя информационных технологий и развитию личностных качеств

Цель: раскрытие личностного, творческого, коммуникационного потенциала старших дошкольников посредством современных технических средств обучения.

Гипотеза: раскрытие личностного и коммуникативного потенциала детей с помощью интерактивных методов обучения будет эффективном при условии:

  • использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях с детьми и в различных видах деятельности

  • индивидуального подхода и сочетание разных видов деятельности, сотрудничество педагога и обучающегося, свободы выбора обучающегося;

  • тесного взаимодействия с семьей

Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательной̆ организации, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

В словаре А. С. Воронина, интерактивное обучение определяется как обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, должно быть организовано таким образом, чтобы практически все дети были вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, обучающиеся осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями.

Детям дошкольного возраста, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Именно поэтому ИКТ имеют ряд преимуществ:

- практика показывает, что предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход;

- возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

- ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный современным дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

Все перечисленное дает право на утверждение, что интерактивные технологии способствуют целенаправленному воспитанию, развитию, воздействию и должны быть положены в основу педагогического процесса современности с учетом определенных условий их внедрения.

Воспитатели в своей профессиональной деятельности используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели интерактивного обучения. Современные образовательные технологии в ДОО применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие. Специалисты утверждают, что интерактивные технологии в ДОО внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к интерактивным педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе для детей дошкольного возраста, необходимо учитывать постепенность и возрастные особенности детей.

Использование интерактивных технологий позволяет вывести деятельность ДОО на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Все перечисленное дает право на утверждение, что интерактивные технологии способствуют целенаправленному воздействию на воспитание и развитие, и должны быть положены в основу современного педагогического процесса, с учетом определенных условий их внедрения.

Литература

  1. Алексеева Н.А. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов обучения : бакалаврская работа // Н. А. Алексеева. – Якутск. 2024. – 72 с.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду : пособие для  воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2015. - 160 с.

  3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

  4. Дошкольник и компьютер : мед.-гигиен. рекомендации : учеб.-метод. пособие / Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович, Т.А. Изотова и др. ; Рос. акад. образования, Ин-т возраст. физиологии Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – Москва : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модэк, 2004. – 62 с.

  5. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения : учебно - методическое пособие / С. С. Кашлев. - 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, - 2013. - 224  с.

  6. Клейман, Г. М. Школа будущего : компьютеры в процессе обучения : пер. с англ. / Г. М. Клейман. - Москва : Радио и связь, - 2004. - 347 с.

  7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.П. Панфилова. - 2-е изд., стер.  – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с. Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях / Н.Е. Попова, О.В. Рожкова // Fundamentalis scientiam, Madrid, Spain – 2018. - С.35-40.

  8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В.Роберт. – Москва : Школа-Пресс, 2005. - 367 с.

Просмотров работы: 5