В условиях современного образования, которое отличается быстрыми изменениями и новыми требованиями к подготовке учащихся, проектная методика становится одним из основных инструментов обучения. Она ориентирована на личностно-ориентированный подход. В дополнение к таким методам, как обучение в сотрудничестве, дискуссии и ролевые игры с проблемной направленностью, «Портфель ученика», метод проектов наиболее полно отражает ключевые принципы личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманистических принципах в психологии и педагогике. Метод проектов, благодаря своей дидактической природе, способствует решению задач по формированию и развитию познавательных навыков учащихся, а также умений самостоятельно строить свои знания, развивать исследовательские способности и системное мышление. Особенно это актуально для уроков иностранного языка, где проектная деятельность не только способствует развитию языковых навыков, но и формирует такие мягкие навыки, как критическое мышление, креативность и умение работать в команде, а также дает возможность реализации межпредметных связей. Данная статья рассматривает основные понятие проектной деятельности, ее классификации, стадии проекта и роль учителя в организации проектной деятельности учащихся, её преимущества и влияние на образовательный процесс.
Основоположником метода проектов считается американский философ и педагог Джон Дьюи. Он подчеркивал, что проектная деятельность — это способ обучения, при котором учащиеся решают реальные проблемы, что способствует формированию критического мышления и практических навыков. Он утверждал, что обучение должно быть основано на опыте и взаимодействии с окружающим миром [1].
Зарубежные исследователи, такие как Б. Блум, Дж. Хатчинс, Х. Бонни, Дж. Колл подчеркивают проблемно-ориентированный характер “project-based learning” (PBL), где учащиеся самостоятельно определяют цели, планируют деятельность, ищут информацию, анализируют данные и представляют результаты. Важным аспектом является рефлексия собственной деятельности и оценка достигнутых результатов. Зарубежные авторы акцентируют внимание на глубине исследования и междисциплинарном подходе.
Изучением и рассмотрением проектного метода обучения занимались многие отечественные ученые: И.Л. Бим, Н.К. Крупская, Т.Е. Сахарова, С.Т. Шацкий, О. М Моисеева, Е.С. Полат и др. И. Л. Бим считает, что «проект, как материальный продукт, обычно завершает какую-нибудь ступень обучения (большую или малую), придавая ей законченность и создавая рубеж, который ученику необходимо достигнуть, прежде чем идти дальше. Это помогает учащимся приобрести умение самоконтроля и самооценки, при помощи которых они анализируют успешность своей деятельности в учении, опираясь на конечный продукт проекта» [2]. Е. С. Полат считает, что «в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления» [3]. Н.Ю. Пахомова видит в проектной деятельности средство решения проблем современного образования, например, формирование у школьников информационной компетентности; умение применять полученные знания; получение умений, способствующих повышению коммуникативной компетентности [4].
Многочисленные исследования сводятся к тому, что проектная деятельность – значимый компонент системы продуктивного образования. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Можно сформулировать следующие цели выполнения проектных работ на уроках английского языка:
1. Помочь обучающимся осознать, что изучаемый иностранный язык, как и родной, служит средством для познания окружающего мира.
2. Развить у школьников навыки коллаборации и умение договариваться при выполнении парных и групповых проектов на английском языке.
3. Предоставить всем участникам проекта возможность дополнительной практики английского языка через поиск и обработку информации на иностранном и родном языках.
Анализ научной литературы обнаружил большое количество разнообразных классификаций проектной деятельности. Классификация проектной деятельности может быть проведена по следующим основаниям:
По предметно-содержательной области. Выделяют монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные и внепредметные.
По продолжительности. Бывают мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).
По месту выполнения. Проекты могут быть на уроках в классе, после уроков в школе, домашние и смешанные.
По числу участников. Выделяют индивидуальные, групповые и классные проекты.
По характеру координации. Проекты могут быть с открытой, явной координацией, когда координатор проекта выполняет свою собственную функцию, и со скрытой координацией, когда координатор выступает как полноправный участник проекта.
По характеру контактов. Проекты могут быть внутренние (проводимые силами класса, параллели классов или всей школы), региональные, всероссийские и международные.
Важным аспектом успешной проектной деятельности является четкая структура, состоящая из нескольких этапов. Целесообразно рассмотреть каждый из этих этапов более подробно.
1. Подготовка
Выбор актуальной и интересной темы проекта является ключевым моментом. Важно, чтобы темы были связаны с их жизненным опытом. Это повышает их мотивацию и вовлекает в проект. На этом этапе учитель проводит обсуждение выбранных тем с классом, что позволяет учащимся высказать свои идеи и предпочтения. На этой стадии учитель выступает в роли мотиватора и направляет учащихся на решение определённой проблемы.
2. Разработка проекта
На втором этапе учащиеся переходят к непосредственной разработке проекта. Это период, когда они проводят исследование, собирают информацию и ресурсы, необходимые для выполнения задачи. Эта стадия является самой длительной и требует от учащихся активного участия и взаимодействия. Они учатся работать в команде, распределять роли и обязанности, а также находить и анализировать информацию. Важно, чтобы учитель поддерживал детей, предоставляя им необходимые ресурсы, и направлял их на правильный путь, но, не вмешиваясь в процесс принятия решений. Роль учителя — координатор.
3. Оформление итогов
После завершения исследования наступает этап оформления итогов проекта. На этом этапе учащиеся представляют результаты своей работы в различных форматах, таких как устные выступления, видеоролики, постеры, макеты или презентации. Этот процесс позволяет им не только систематизировать полученные знания, но и развивать навыки визуализации и представления информации.
Учитель на данном этапе играет роль консультанта, помогая учащимся выбрать наиболее подходящий формат для представления результатов и обеспечивая их соответствие поставленным целям проекта. Оформление итогов является важным шагом, так как оно позволяет учащимся увидеть плоды своего труда и подготовиться к презентации.
4. Презентация
Четвертый этап проектной деятельности — это презентация, в ходе которой учащиеся демонстрируют свой проект перед аудиторией. Эта стадия является кульминацией всей работы и позволяет учащимся продемонстрировать свои достижения. Презентация развивает у учащихся навыки публичного выступления, уверенности в себе и умения аргументировать свои мысли. Роль учителя на этом этапе заключается в организации и проведении презентации, а также в создании комфортной атмосферы для выступлений.
5. Рефлексия
Заключительный этап проектной деятельности — рефлексия. На этом этапе учащиеся и учитель оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями и анализируют результаты проекта. Роль учителя здесь крайне важна, так как он должен создать условия для открытого и конструктивного обсуждения. Учитель оценивает успехи детей, выделяет сильные стороны и намечает зоны роста, а также дает рекомендации для будущих проектов. Рефлексия позволяет учащимся осознать свой прогресс, выявить трудности и задуматься о том, как можно улучшить свою работу в дальнейшем. Этот этап способствует формированию у учащихся навыков самооценки и критического анализа.
Применение всех стадий проектной деятельности мы раскроем на примере проекта для 7 класса по теме “Teen Trends: Music, Fashion, and Technology” (Тенденции подростков: музыка, мода и технологии) из УМК Spotlight 7 [5].
Цель проекта: развитие коммуникативной, социокультурной и информационной компетенций учащихся через исследование и обсуждение современных подростковых тенденций в музыке, моде и технологиях с использованием английского языка и материалов УМК “Spotlight”.
Этапы проекта:
Подготовка:
На этом этапе учитель знакомит учащихся с темой проекта, обсуждает их интересы в музыке, моде и технологиях, а также связывает это с темами и материалами учебника Spotlight (например, разделы “Culture Corner”). После этого учащиеся предлагают идеи для исследования и возможные форматы представления результатов. Далее ученики распределяют роли и составляют план работы.
Разработка проекта:
Ученики занимаются поиском информации доступным способом и её анализом. Учащиеся отбирают наиболее интересные и актуальные факты, тенденции и тренды.
Оформление итогов:
Данный этап может быть реализован в разных вариантах: презентация, журнал или блог с описанием трендов, интервью, обзор, создание коллажа с вырезками из журналов, а также видеоролик.
Презентация
Каждая группа представляет свой проект на английском языке. Учащиеся и учитель задают вопросы, обмениваются мнениями. После этого происходит взаимооценка или оценка учителем. По возможности материалы проекта могут быть размещены на стенде или онлайн-платформе.
Рефлексия:
Каждый ученик оценивает свой вклад в проект и процесс работы. Учитель выставляет итоговую оценку, учитывая работу группы и личный вклад каждого ученика.
Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Таким образом, можно отметить следующие преимущества проектной методики:
Развитие коммуникативных навыков. Проектная деятельность способствует активному использованию языка в различных контекстах, что помогает учащимся развивать навыки говорения, письма, чтения и аудирования.
Формирование критического мышления. Учащиеся учатся анализировать информацию, делать выводы и аргументировать свои мнения, что способствует развитию критического мышления.
Повышение мотивации. Интересные и значимые проекты повышают мотивацию учащихся к изучению английского языка, так как они видят практическое применение своих знаний.
Совершенствование социальных навыков. Работа в группах развивает навыки взаимодействия, сотрудничества и разрешения конфликтов, что является важным аспектом личностного развития учащихся.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что использование проектной методики на уроках английского языка представляет собой эффективный подход к обучению, который способствует развитию языковых, социальных и межкультурных компетенций учащихся. Проектная деятельность не только делает процесс обучения более увлекательным и осмысленным, но и готовит учащихся к реальным жизненным ситуациям, развивая их как активных и ответственных личностей. Исследование и разработка новых форм и методов проектной деятельности, адаптированных к современным требованиям образовательного процесса, имеет большое значение для образовательного процесса.
Список литературы
Дьюи, Джон. Школы будущего / / Проф. Джон Дьюи,Эвелина Дьюи ; С предисл. автора Джона Дьюи ; Пер. с англ. Р. Ландсберг. – Москва: Работник просвещения, 1922. – 152 с.
Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2001. – с. 5-8.
Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 2,3.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова – М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина; Д. Дули; О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2024. – 52 с.