Региональная семейно-политическая стратегия, ориентированная на защиту правовых интересов семей в рамках федерального законодательства и создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, сталкивается с рядом значительных вызовов: одним из центральных направлений регионального уровня является разработка дополнительных мер социальной поддержки. Основное внимание уделяется наиболее незащищенным семьям через адресные виды помощи. Однако анализ реализации региональных программ обнаруживает ряд существенных недостатков: недостаток системного подхода, который заключается в отсутствие комплексного и структурированного видения социальной поддержки, что приводит к фрагментированности мероприятий и отсутствие научного обоснования, то есть неполноценное использование исследований в области социологии семьи при формировании программ снижает их целесообразность и эффективность. Эти пробелы негативно сказываются на результативности региональной социальной политики, оставляя многие молодые семьи без адекватного уровня поддержки.
Основными принципами правового регулирования семейной политик в Республике Мордовия можно назвать социальную защиту, поддержку семейных ценностей и устойчивого развития. Важнейшими направлениями данной политики является в первую очередь поддержка молодых семей, улучшение жилищных условий молодым и многодетным семьям, создание комфортной среды для воспитания детей, обеспечение материальной стабильности семей, доступа к качественному образованию и здравоохранению, а так же развитие области досуга для детей и молодежи [1, с. 145].
Основными вопросами регулирования семейной политики в Республики Мордовия занимается Министерство социальной защиты, труда и занятости населения, которое является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контроль (надзор) и предоставление государственных услуг в области социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, в области труда, содействия занятости населения и миграционной политики.
Косвенное влияние оказывает так же деятельность Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения, Министерства здравоохранения, Республиканская служба записи актов гражданского состояния.
Неотъемлемой частью стратегического подхода к регулированию семейной политики в регионе является активное взаимодействие между государственными органами, общественными организациями и непосредственно семьями. В рамках этой стратегии государственными и негосударственными структурами реализуется ряд мероприятий по своим направлениям.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики, установленным законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Мордовия, договорами, соглашениями и государственными контрактами. Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Республики Мордовия.
Республиканская служба ЗАГС является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия. В рамках своей компетенции она выполняет следующие функции: организует деятельность органов записи актов гражданского состояния местного самоуправления в Республике Мордовия, связанную с государственной регистрацией актов гражданского состояния, внесением исправлений, изменениями, аннулированием и восстановлением записей, а также хранением книг государственной регистрации актов гражданского состояния и выдачей (высылкой) свидетельств и других документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кроме того, служба контролирует выполнение органами местного самоуправления в Республике Мордовия переданных им государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния и другим вопросам.
Семейная политика в Республике Мордовия строится на законодательных актах как федерального, так и регионального уровня. Конституция Республики Мордовия обеспечивает защиту материнства, детства и семьи со стороны государства. Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия» определяет перечень и порядок предоставления социальной помощи для определённых групп граждан. В соответствии с этим законом предусмотрены меры социальной поддержки для семей с детьми, многодетных и малоимущих семей, а также дополнительные меры для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки [2].
Ключевым документом, регулирующим стратегическое управление семейной политикой в Республике Мордовия, является Концепция государственной семейной политики. Ее цель заключается в поддержке укрепления институтов семьи, улучшении качества семейной жизни и создании благоприятных условий для воспитания детей.
Концепцией определено, что семья является основой развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальным институтом рождения и воспитания детей. Семья представляет безусловную ценность в жизни каждого человека, была и остается естественной средой для развития и благополучия всех ее членов, особенно детей, формой организации жизни в обществе, наиболее полно удовлетворяющей потребности человека.
Необходимость разработки Концепции государственной семейной политики обусловлена наличием проблем в демографической структуре населения, общественном здоровье, снижением потенциала трудовых ресурсов, деформацией семейной структуры, потребностью семьи в социальной поддержке, а также взаимообусловленностью и многофакторностью влияния социальных проблем на оптимальное функционирование семьи на территории Республики Мордовия. Реализация демографической и семейной политики основывается на федеральном законодательстве, международных нормативных правовых документах, а также нормативных правовых актах, принятых исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия. На основе Концепции формируют региональные и муниципальные программные документы, направленные на решение демографических проблем, повышение статуса семьи, пропаганду семейных ценностей.
Фокусируюсь именно на развитии демографической ситуации, Республика обеспечивает комплексный подход к поддержке молодых семей, тем самым улучшая доступ к жилью, образованию и медицинским услугам.
В Концепции отмечается, что семейно-брачные отношения ознаменовались незначительным снижением общего коэффициента брачности и повышением коэффициента разводимости. В связи с этим основной целью Концепции является содействие укреплению и развитию института семьи и ценностей семьи и ребенка.
Основными целями концепции являются разработка наиболее эффективной системы социальной защиты семей, а также развитие и внедрение программ, льгот и субсидий для семей с детьми.
Стоит отметить, что важным аспектом концепции является вовлечение граждан в общественные инициативы, которые непосредственно касаются семейной политики, что так же способствует формированию активной гражданской позиции.
Одновременно концепция предполагает организацию различных просветительских мероприятий, направленных на укрепление семейных ценностей и культуре ответственного родителя.
Механизм реализации демографической и семейной политики в республике до 2025 года предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе (2015–2018 годы) предусматривается разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции, определение и реализация первоочередных мероприятий в сфере государственной семейной политики в Республике Мордовия. На втором этапе (2019–2025 годы) планы и мероприятия в сфере семейной политики, разработанные в соответствии с приоритетными направлениями Концепции, реализуются в основном объеме. В дальнейшем корректировка планов и мероприятий направлена на закрепление достигнутых результатов, обеспечение устойчивости позитивных тенденций.
Необходимо отметить, что основным стратегическим документом региона является Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Документы взаимосвязаны по некоторым целям и задачам, а так же согласованы с Концепцией государственной семейной политики РФ до 2025 года.
Государственная программа Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2024 годы имеет своей основной целью формирование организационных, социально-экономических условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, а так же повышение социальной защищенности и доступности качественных услуг в сфере социальной защиты населения, обеспечивающих социальные гарантии государства гражданам в Республике Мордовия .
Подпрограммы Государственной программы, в том числе республиканские целевые программы, направленные на искоренение проблем социальной политики:
а) «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;
б) «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;
в) «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»;
г) «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;
д) «Организация отдыха и оздоровления детей»;
е) «Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации»;
ж) Республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия;
з) Республиканская целевая программа «Старшее поколение».
Государственная программа и большинство ее подпрограмм так или иначе затрагивают интересы семей. Однако ключевой в этом контексте является подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», основная цель которой заключается в обеспечении социальной и экономической устойчивости семей, а также в повышении рождаемости.
В Республике Мордовия существует ряд законодательных актов, которые формируют основу для назначения и выплаты различных пособий определённым категориям семей:
а) Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия»;
б) Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
в) Постановление Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» ;
г) Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы» [3] ;
д) Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» и др. .
Таким образом, государственное управление семейной политикой в регионе реализуется через организационный механизм, в первую очередь через Министерство социальной защиты, труда и занятости населения по Республике Мордовия, а так же с помощью мер материальной поддержки семей по средствам ежемесячных, ежегодных и единовременных пособий, льгот и адресных выплат, то есть через экономический механизм. на развитие семейной политики и обеспечение социальной поддержки молодым семьям в республике оказывает заметное влияние и нормативно-правовой механизм, который реализуется через принятые документы, а так же через стратегические акты, основной задачей которых является улучшение ее положения. Эффективность отмеченных механизмов можно оценить с помощью анализа основных показателей.
Список литературы
Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : Учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 224 с.
Российская Федерация. Распоряжения. О Концепции государственной семейной политики : Распоряжение Правительства РФ № 1618-р : [утверждено Правительством РФ 25 августа 2014 года] // КонсультантПлюс : [справ.-правов. система]. – URL: http://www.consultant.ru/.
О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия : Закон Республики Мордовия № 102-З : текст с изменениями и дополнениями на 13 декабря 2024 года : [принят Государственным Собрание Республики Мордовия 23 декабря 2004 года] // КонсультантПлюс : [справ.-правов. система]. – URL: http://www.consultant.ru/.