На данный момент проблемы семьи – одна из самых важны и актуальных проблем в мире. Важность этого вопроса обусловлена, во-первых, тем, что семья является одним из основных социальных институтов общества и краеугольным камнем человеческой жизни, а во-вторых, тем, что этот институт в настоящее время переживает кризис.
Вопрос о государственной роли в укреплении семьи как центрального социального института и гарантии правомерных условий для её функционирования нашёл отражение во множестве международно-правовых документов, включая инициативы ООН. Одним из первых актов — Всеобщей декларацией прав человека (1948 год) – утверждается приоритетное значение семьи как основной и естественной ячейки общества. В её основе лежит стремление обеспечить защиту, поддержку развития и подготовку семей к выполнению ключевых функций в интересах всех членов: детей, молодёжи, пожилых людей и лиц с особыми потребностями.
Для достижения этих целей законы и политика, укрепляющие семью, должны стать приоритетным направлением действий правительств и межправительственных организаций. Целью ООН является кодификация основных положений, касающихся семьи, в международных документах, в связи, с чем возникла необходимость в разработке Декларации о правах и ответственности семьи.
С этой целью Венский комитет неправительственных организаций по вопросам семьи, действующий под эгидой ООН, учредил рабочую группу «Хартия семьи/права семьи». Работа этой группы направлена на формулирование и развитие национальных систем семейной политики, разработку программ по укреплению семьи и обобщение международного опыта.
Из анализа «Руководящих принципов по вопросам семьи», предложенных рабочей группой Венского комитета неправительственных организаций при ООН, вытекают ключевые направления современной семейной политики [2, с 125]:
– признание и защита семейных отношений;
– социально-экономическое развитие;
– социально-экономическая поддержка;
– гармонизация профессиональной и семейной жизни;
– подготовка к материнству и отцовству;
– профилактика насилия в семье;
– поддержка семей с особыми проблемами;
– создание благоприятной информационной среды для семей.
Эти принципы служат основой для формирования национальных стратегий семейной политики в разных странах мира. Они отражают глобальный тренд на укрепление роли семьи как стабильного ядра общества, требующего особого внимания и поддержки со стороны государства и международного сообщества.
Если рассматривать семейную политику в исторической ретроспективе, то можно заметить, что она всегда видоизменялась. С развитием страны развивается и семейная политика, изменяются ее цели, приоритеты, ориентация и методы осуществления. Все это обусловлено разнообразными причинами: экономической конъюнктурой страны, социальными процессами, демографической ситуацией, национальным менталитетом и т.д.
Национальны менталитет, сформированный историческим опытом каждой державы, отражается в семейной политике каждой страны. В частности Скандинавские страны (Дания и ее соседи) выделяются уникальным подходом к ролевому распределению в семьях: приоритет равенства полов (законодательно закреплены длительные отпуска для обоих родителей, что способствует активному участию отцов), равноценное пособие внебрачным детям: устранение стимулов к дискриминации детей по статусу рождения. Такой подход, основанный на принципах гендерного равенства, постепенно распространялся в страны с традиционно более консервативными социальными установками (такими как Португалия или Греция), где исторически статут женщин был ниже. Это свидетельствует о глобальном влиянии национального менталитета и его эволюции на формирование семейной политики, способствуя пересмотру общественных норм и практик. Итогом такого подход стал высокий уровень семейного благополучия и низкий разрыв в доходах между полами, а так же произошло стимулирование высокого уровня вовлеченности обоих родителей в воспитание.
Общим для всех европейских стран является то, что семья является важнейшим социальным институтом, местом, где рождаются, взрослеют, социализируются и получают экономическую и психологическую поддержку новые поколения. В 1970-х годах в большинстве западных стран уже существовали программы защиты материнства, а также социальные льготы и привилегии для семей с детьми. В настоящее время, по крайней мере, в рамках социальной помощи осуществляется медицинская помощь беременным и роженицам, предоставляется и оплачивается отпуск по беременности и родам, осуществляется наблюдение за состоянием здоровья детей грудного и раннего возраста, предоставляются права на отпуск [1, с. 26].
В Великобритании Тэтчер и ее сторонники-неоконсерваторы, выступая под лозунгом «освобождения от бремени государства», стремились перенаправить решение социальных проблем в сферу семьи без участия государства. В результате этой политики роль государства в решении социальных вопросов значительно уменьшилась, а государственный социальный бюджет был сокращен. Политика Тэтчер в области семейного сектора показала, что сокращение государственной роли может иметь серьезные негативные последствия. Снижение рождаемости и ухудшение социальных условий для семей потребовали корректировки подходов с последующим увеличением участия государства через создание специализированных агентств поддержки детей и расширение дошкольного образования, что подтверждает ключевую роль государственной политики в обеспечении благополучия семьи.
Основным компонентом семейной политики во Франции служит хорошо развитая система государственных пособий. Финансирование этих мер осуществляется, в основном, за счет взносов предприятий, размеры которых определяются на основе общей суммы выплат заработных плат с 1990 года. Эти средства и дополнительные ресурсы из государственного бюджета аккумулируются в Национальном фонде семейных пособий, который распределяет целевые компенсации: субсидии на жилье, содействие трудоустройству и разнообразную социальную поддержку [3, с. 111].
Во Франции женщины имеют право на 16-недельный отпуск по беременности и родам. В течение этого периода они будут получать полную заработную плату. Кроме того, будет предоставлена единовременная субсидия в размере около 45 000 рублей. Она может оставаться с ребенком до трех лет и получать 26 000 евро в месяц. Это отличается от правил Японии, где размер пособий значительно ниже до достижения ребенком полутора лет. Интересно, что в Франции беременные женщины из семей с низким доходом начинают получать пособия с четвертой недели беременности, что помогает им подготовиться к появлению ребенка. Дети начинают посещать детский сад в довольно раннем возрасте. Если родители активно ищут работу, их ребенка могут разместить в государственном субсидируемом детском саду на три месяца.
В США существуют субсидии для семей с низким доходом, например, жилищная субсидия в среднем на 2000 долларов США в год на семью.
Отпуск по беременности и родам длится всего три месяца, после чего вакансия открывается и нанимается новый сотрудник. Этот отпуск не оплачивается, и для его получения женщина должна проработать в компании как минимум год. Американские женщины, желающие иметь детей, могут приобрести страховку по «временной нетрудоспособности» и получать до 60% от своей заработной платы от страховой компании.
Существует также множество центров поддержки, где матери из семей с низким доходом могут оставить своих детей на несколько часов. Уровень рождаемости в США невысок и в последние годы снижается.
В Финляндии предусмотрен декретный период продолжительностью в три месяца после рождения ребенка, далее продолжение родительского отпуска на протяжении семи месяцев. Во время этого отпуска компенсация заработной платы достигает 70%. Следующим этапом выступает возможность оформления длительного оплачиваемого декрета, который может растянуться до трех лет с минимальной выплатой около 2 тысяч в месяц в пересчете на рубли. Особенность заключается в равноправии родителей: данной возможностью активно пользуются не менее 2/3 финских отцов. Высокая степень поддержки молодых семей привела к тому, что Финляндию часто называют лучшим местом для матерей после рождения ребенка. При выписке из роддома родители получают полный комплект необходимых принадлежностей на первый месяц жизни малыша – это исключает беспокойство о материальном обеспечении и позволяет сосредоточиться на заботе о новорожденном [4, с. 71].
В Германии растет понимание того, что семьи вносят существенный вклад в общество, который недостаточно вознаграждается. Федеральный конституционный суд вынес ряд постановлений, призывающих к более явному политическому и общественному признанию усилий, прилагаемых семьями. В ответ на это законодательные органы внесли поправки в законы и приняли другие меры, чтобы отразить эту важность.
Государство официально признало существующие трудности совмещения родительских обязанностей с профессиональной деятельностью и разработало законодательные изменения, которые гарантируют каждому ребенку обязательное предоставление места в дошкольных учреждениях. Для реализации этой инициативы запланировано масштабное расширение сети детских садов и школ по всей стране, при этом их график работы будет максимально адаптирован под расписание родителей. Ключевым направлением является обеспечение занятости обоих родителей с целью поддержания стабильного семейного уклада. Законопроект предусматривает право каждого из родителей на длительный отпуск по уходу за ребенком (до трех лет) с защитой от необоснованного увольнения и возможностью неполной занятости, ограниченной 30 часами в неделю. Для повышения осведомленности среди мужчин о возможности активнее участвовать в воспитании детей и привлечения работодателей к решению семейных вопросов была запущена масштабная кампания с девизом «За отцовскую свободу!», включающая разнообразные мероприятия [3, с. 108 ].
Исходя из этого международного опыта в сфере социальной защиты молодых семей, можно выделить следующие ключевые направления помощи: предоставление субсидий и пособий, активная поддержка материнства и детства. Эти страны демонстрируют разнообразие подходов к формированию эффективных механизмов государственной заботы о семьях. Особое внимание заслуживают размеры финансовой поддержки молодых родителей в этих странах — опыт, который крайне актуален для изучения и адаптации Россией при разработке собственной семейной политики.
Список литература
Бурганов Р. А. Семейно-родственные отношения в государственном менеджменте / Р. А. Бурганов // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. – №1. – С. 24–29.
Оливье Тевенон. Семейная политика в развитых странах : контрастирующие модели. – Population et sociétés. – №448. – 2018. – С. 123-129.
Рябова В. В. Трансформация функций семьи в современном российском обществе / В. В. Рябова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2021. – № 3. – С. 106-112.
Синельников А. Б. Социально-экономические последствия трансформации семьи / А. Б. Синельников. – Текст : непосредственный // Демографические исследования. – 2023. – № 6. – С. 69–72