Морские профессии часто предполагают длительные периоды разлуки ссемьёй,что негативно сказывается на семейных отношениях и восприятииобраза отца детьми. Эти трудности могут проявляться в эмоциональнойдистанции между членами семьи, усложнении поддержания близкихотношений и привычных форм общения. Финансовые проблемы, связанные снестабильными выплатами по контрактам, создают дополнительнуюнагрузку. Также долгие разлуки могут сказываться на эмоциональномсостоянии членов семьи, включая стресс и эмоциональное напряжение [1, 2].
Отношения между отцом-моряком и ребенком обусловлены длительным отсутствием и спецификой образа жизни отца. Можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты их отношений:
1. Положительные аспекты: в некоторых случаях, длительное отсутствие способствует развитию глубокой и сильной связи, основанной на редких, но приятных встречах, особых ритуалах, подарках и воспоминаниях. Ребенок может развивать самостоятельность, ответственность и способность к адаптации, а также проявлять уважение и гордость к отцу и его профессии..
2. Отрицательные аспекты: длительные разлуки часто приводят к эмоциональной дистанции, непониманию и разногласиям, особенно из-за различий в ритме жизни и ценностях. Ограниченность семейного времени и физического присутствия может влиять на развитие ребенка, особенно в раннем возрасте, затрудняя формирование определенных навыков и понимания роли отца как образца для подражания. В крайних случаях, постоянная разлука может привести к восприятию отца как чужого человека [3].
Практическая значимость нашей работы может поспособствовать созданиюэффективных методов воспитания в условиях временного отсутствияродителя, что может быть полезно для других семей с аналогичнымипроблемами. Кроме того, результаты исследования могут повыситьосведомленность общества о проблемах семей моряков и способствоватьулучшению качества консультативной помощи в целях укрепления иподдержки семейных отношений.
Цель заключается в изучении образа отца в семьяхморяков.
В нашей работе использовались такие методы, как тестирование, ассоциативный эксперимент, контент-анализ.
В исследовании приняли участие 19 человек, из которых 12 женщин и 7 мужчинв возрасте от 18 до 32 лет.
В данной работе использовалась методика В.И. Тараненко «Личностный дифференциал».
Результаты методики В.И. Тараненко мы представили в рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты факторов методики «Личностный дифференциал» с указанием средних значений
Из рисунка 1 следует, что фактор оценки имеет наиболее высокое значение, а фактор активности самое низкое.
Исходя из полученных данным можно выявить, что респонденты, представляют отца в довольно положительном ключе, что говорит о гармоничных отношениях между ними. Отец представляет собой образ человека решительного и уравновешенного. Он не является чрезмерно доминирующим или агрессивным, однако и не слишком уступчив. Проявляет взвешенный и реалистичный подход к решению проблем, что делает его образ надежным и стабильным в глазах респондентов. Можно также сказать, что отец не проявляет высокой степени инициативы или энергичности. Может быть склонен к более пассивному поведению и избегать активного участия в делах, которые выходят за рамки его непосредственных обязанностей, предпочитая более спокойное и размеренное течение жизни, избегая излишней суеты.
Таким образом, образ отца-моряка представляется респондентами в виде приятного человека, который обеспечивает стабильность и надежность, выбирая спокойный образ жизни без лишней ответственности
Данные, полученные после проведения ассоциативного эксперимента мы обрабатывали с помощью метода контент-анализ. Сбор и изучение ассоциаций на стимульное словосочетание «Мой отец»проводился с помощью специально составленной анкеты «Образ отца в семьяхморяков». В анкете респондентам нужно было написать от 5 до 10 ассоциаций.
Полученные ответы респондентов были классифицированы по восьми категориям анализа: «положительные качества отца», «физические характеристики»,«социальный статус и материальное положение», «успешность отца и еготрудовые характеристики», «интересы и предпочтения», «аспекты семейнойжизни», «отрицательные качества отца», «символы и аллегории».
В таблице 2 наглядно представлены результаты ассоциативного эксперимента, обработанные методом контент-анализ.
Таблица 2 – Представленность результатов образа отца
Мой отец |
Представленность в опросе |
Положительные качества отца |
14,9% |
Физические характеристики |
13,4% |
Социальный статус и материальное положение |
11,1% |
Успешность отца и его трудовые характеристики |
10,8% |
Интересы и предпочтения |
10,8% |
Аспекты семейной жизни |
8,96% |
Отрицательные качества отца |
15,5% |
Символы и аллегории |
14,6% |
Таким образом, по данным Таблицы 2 образ отца у детейморяковпредставлен в большей степени «Отрицательными качествами отца» (15,5%),в меньшей степени - «успешностью отца и его трудовыми характеристиками»и «интересами и предпочтениями» (10,8%). В наименьшей степени «семейной жизнью» (8,96%).
Отрицательные качества отца, которые встречаются наиболее часто представляют собой аспекты его поведения и характеристики, которые негативно влияют на семейную жизнь и отношения внутри семьи. Респонденты видят отца тщеславным, интровертированным и подозрительным.
В меньшей степени у детей моряков встречаются слова, связанные с успешностью отца и его трудовыми характеристикамии интересами и предпочтениями. Это означает, что респондентам менее важны те элементы, которые помогают понять, чем увлекается их отец, что приносит ему удовольствие и как он предпочитает проводить свое свободное время, а также они не придают высокую значимость его профессиональным достижениям, профессиональным умениям и навыкам, влияния их на семью.
Семейная жизнь отца в наименьшей степени встречаются в ответах. Респонденты не выделяют те аспекты, которые влияют на его роль, взаимодействие с членами семьи и её общее благополучие.
На основе данных результатов, можно сделать вывод о том, отец-моряк зачастую воспринимается как добрый и отзывчивыйчеловек, всегда готовый поддержать и помочь своему ребенку. Отмечается егозабота о семье, которая может проявляться в стремлении обеспечить еёблагополучие, несмотря на частые отсутствия, связанные с работой. Способенсоздавать весёлую и позитивную атмосферу, что служит элементом связимежду ним и ребёнком.Сильный и уверенный, отец символизирует защиту и безопасность длясвоего ребенка, даже находясь вдали. Он представляет собой человекарешительного и уравновешенного. А успешная карьера моряка, делает егообраз надежным и стабильным в глазах ребёнка. Однако, в связи со своейзанятостью, отцу приходится разлучаться со своей семьей, что может вызватьнедоверие и непонимание в их отношениях.Так же прослеживается интровертированность и склонность куединению, он склонен к более пассивному поведению и не стремитсяпроявлять активность в делах, которые выходят за рамки егонепосредственных обязанностей. Ему привычна спокойная и уютнаяобстановка.У отца-моряка также может присутствовать такая черта характера кактщеславие, которая скорее всего проявляется через демонстрацииюматериального успеха, авторитарности, нетерпимости к критике иэмоциональной недоступности, из-за чего ребёнок может чувствовать себянекомфортно и неуверенно рядом с отцом.Море, как символ работы отца, является неотъемлемой частью егожизни и образа. В связи с этим для ребёнка море становится символом связи сотцом, даже когда тот далеко
Подводя итог, образ отца-моряка сочетает в себе силу, заботу ирадость, однако он также сталкивается с вызовами долгого отсутствия иэмоциональной недоступности, что влияет на восприятие ребенка и егоэмоциональное состояние.
Список литературы
Орлова, В. В. Фактор разлуки в семейно-брачных отношенияхморяков и рыбаков Приморья / В. В. Орлова. — Текст : непосредственный //Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 226-231. — URL:https://moluch.ru/archive/14/1266/(датаобращения: 15.01.2024)
Особенности социализации детей с дистантным отцовством (на примере семей моряков и рыбаков дальнего плавания) / Тарновска-Якобец Урсуля Ядвига, А.В. Иващенко, А.В. Мудрик, А.И. Ковалева, В.А. Беловолов, А.Л. Журавлев диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Москва, – 2006.
Соловьева А.А. Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3ч. Ч.3 / под общ. Ред. Д-ра психол. наук В. К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005 С. 318-320