Образ России у молодых россиян - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Образ России у молодых россиян

Дядя Д.А. 1, Бойко А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном российском обществе молодежь занимает ведущую роль в социально-политических процессах, формируя «запрос на смену вектора развития страны: с обеспечения социально-экономической и политической стабильности на активизацию экономических, социальных и политических преобразований» [1]. Именно поэтому в условиях глобализации, информационного общества и нарастающих геополитических вызовов важно понимать, каким молодые россияне видят образ своей страны в настоящий момент. Он не только способен отразить их отношение к государству, но и может предопределить степень их гражданской вовлеченности, социально-политической активности и идентификации с родной страной.

Образ государства является более узким предметом в категории образа, соответственно на его формирование будет оказывать влияние не только личный опыт (обусловленной индивидуально-неповторимой жизнедеятельностью каждого человека), но и исторический контекст страны, деятельность СМИ, социальная среда и политическая обстановка в стране и в мире [2,3]. Так как государство особенно выделяет роль молодежи в развитии России, исследование образа страны у молодых людей поможет не только составить комплексный образ, который отразит их отношение к культуре и истории РФ, ее территории, народу, власти, лидеру и внешней и внутренней политике, но и увидеть возможности для роста и развития самого государства в определенных областях, наметить вектор и цели будущих перемен.

Учитывая вышеизложенное, целью работы является исследование и анализ образа России у молодых россиян.

Для проведения исследования была сформирована выборка из 25 граждан России по праву рождения в возрасте от 18 до 35; мужчин – 9, женщин – 16. Так как период молодости характеризуется широкими временными рамками и сложностью выделения точного возрастного промежутка в силу своей социальной и исторической обусловленности, то в нашей работе мы приняли решение ориентироваться на возраст от 18 до 35 лет, что соответствует подходам к пониманию молодости в психологии [4] и в государстве [5].

Основным методом исследования мы выбрали метод ассоциативного эксперимента. Он служит для выявления ассоциативных норм изучаемого социального объекта, определения набора основных понятий, ставших символами в сознании людей; с помощью него можно составить вывод об особенностях восприятия объекта в массовом сознании [6]. В нашем исследовании данный метод используется для определения ассоциаций, связанных с Россией, и образом государства по его конкретным составляющим (территория, народ, власть, лидер, внешняя политика, культура). Полученные в ходе ассоциативного эксперимента результаты были обработаны при применении метода контент-анализа. Это метод количественного анализа содержания с использованием математических средств, применяемый для исследования содержания текстовых материалов, повторяемости их отдельных частей с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Исследование проводилось в онлайн-формате с помощью Google-форм. Из всей исследовательской группы количество работающих – 13 человек, учащихся – 11 чел., ищущих себя – 1 чел.

В Google-форме были даны пояснения по цели исследования. К заданиям были даны подробные инструкции. В начале опроса у респондентов были собраны такие данные, как: возраст, пол, основная занятость. Далее следовал блок с ассоциациями, в котором был представлен стимульный материал, состоящий из таких словосочетаний: «Территория России», «Народ России», «Власть России», «Лидер России», «Внешняя политика России», «Культура России». Участникам исследования нужно было написать в поле для ответа от 5 до 10 ассоциаций на каждый стимул.

Как уже было указано, анализ результатов, полученных в ходе проведения ассоциативного эксперимента, производился с помощью метода контент-анализа.

Из Таблицы 1, отражающей совокупную представленность образов из ассоциативного эксперимента в общем образе России, следует, что распределение по количеству ассоциаций практически равномерно. Однако можно заметить, что на образ «народа» и «культуры» в среднем было дано на 2,4% больше ассоциаций по сравнению с остальными. Меньше всего ассоциаций респонденты предъявили для образа лидера России.

Таблица 1 – Совокупная представленность образов в общем образе России

Образ

Кол-во единиц анализа, ti

Процент представленности

Культура России

148

18,6%

Народ России

147

18,5%

Территория России

129

16,2%

Власть России

126

15,8%

Внешняя политика

124

15,6%

Лидер России

120

15,1%

   

100%

Далее будут описаны результаты по каждому аспекту совокупного образа России с указанием процента представленности в опросе и перечислением наиболее часто встречающихся ассоциаций.

При анализе образа Территории России дедуктивно были выделены следующие категории: «ресурсы (экономические)», «наименование и имена собственные», «географические характеристики», «политические характеристики», «социальные характеристики», «местность, ландшафт, природные условия», «культура и традиции», «символы и аллегории», «дух и идентичность», «критика», «похвала (положительная оценка)».

По данным Таблицы 2 образ Территории России у молодежи представлен в большей степени «географическими характеристиками» (20,84%), в меньшей степени - «политическими характеристиками» (13,45%), «местностью, ландшафтом, природными условиями» (11,35%) и «духом и идентичностью» (11,10%). В наименьшей степени образ Территории России представлен «культурой и традициями» и «положительной оценкой».

Таблица 2 – Представленность результатов образа Территории России

Территория России

Представленность в опросе

Географические характеристики

20,84%

Политические характеристики

13,45%

Местность, ландшафт, природные условия

11,35%

Дух и идентичность

11,10%

Символы и аллегории

10,40%

Критика

9,43%

Наименования и имена собственные

8,18%

Ресурсы (экономические)

6,24%

Социальные характеристики

6,09%

Положительная оценка

3,61%

Культура и традиции

2,91%

Образ Территории России составляют: «полезные ископаемые (ископаемые)», «богата ресурсами (природными)», «Сибирь», «Дальний Восток», «большая (очень большая)», «страна», «красная линия», «Федерация (федеративная)» и «Путин», «Многонациональная (многонациональность), разнообразие (народов; разный народ)», «растения (поля пшеницы, дерево, трава, рожь, берёза)», «зоны (дремучие леса, города, города и точки, тундра, горы)», «родина (родная)», «сила, мощь, сильная».

При анализе образа Народа России дедуктивно были выделены следующие категории: «этнические группы», «многонациональность и многообразие культур», «социальная сплочённость и единство», «положительные личные качества», «негативные черты и социальные проблемы», «экономика и ресурсы», «интеллект и самоконтроль», «культура и религия», «символы и аллегории».

По данным Таблицы 3 образ Народа России у молодежи представлен в большей степени «негативными чертами и социальными проблемами» (21,46%), «положительными личностными качествами» (19%), в чуть меньшей степени – «социальной сплоченностью и единством» (12,25%). В наименьшей степени образ Народа России представлен «экономикой и ресурсами».

Таблица 3 – Представленность результатов образа Народа России

Народ России

Представленность в опросе

Негативные черты и социальные проблемы

21,46%

Положительные личные качества

19,00%

Социальная сплочённость и единство

12,25%

Культура и религия

9,08%

Многонациональность и многообразие культур

8,73%

Этнические группы

8,02%

Интеллект и самоконтроль

7,43%

Символы и аллегории

7,43%

Политические аспекты

4,13%

Экономика и ресурсы

2,48%

Образ Народа России составляют: «русские», «многонациональный (многонациональность)», «единый (единство)», «добрый (доброта, добродушный)», «злой (злая толпа)», «разрозненный (разрозненность)», «мудрость (мудрый)», «культура», «религия».

При анализе образа Власти России дедуктивно были выделены следующие категории: «политическая система и управление», «политические фигуры», «критика и освещение проблем», «положительная оценка», «эмоциональный аспект и личностные качества», «символика», «символы и аллегории».

По данным Таблицы 4 образ Власти России у молодежи представлен в большей степени «политической системой и управлением» (25,53%), «критикой и освещением проблем» (25,37%), в чуть меньшей степени – «символами и аллегориями» (16,47%) и «эмоциональным аспектом и личностными качествами» (15,35%).

Таблица 4 – Представленность результатов образа Власти России

Власть России

Представленность в опросе

Политическая система и управление

25,53%

Критика и освещение проблем

25,37%

Символы и аллегории

16,47%

Эмоциональный аспект и личностные качества

15,35%

Символика

6,18%

Положительная оценка

6,07%

Политические фигуры

5,04%

Образ Власти России составляют: «президент», «дума (госдума)», «Путин (Владимир Путин)», «нечестная (несправедливая)», «страх», «Герб», «Конституция».

При анализе образа Лидера России дедуктивно были выделены следующие категории: «позитивные качества», «внешность и возраст», «негативные качества», «роли и персоналии», «политические понятия», «поведенческие характеристики», «состояние», «символы и аллегории».

По данным Таблицы 5 образ Лидера России у молодежи представлен в большей степени «символами и аллегориями» (24,13%), «позитивными качествами» (20,80%), в чуть меньшей степени – «ролями и персоналиями» (14,29%), «политическими понятиями» (10,84%) и «негативными качествами» (10,84%).

Таблица 5 – Представленность результатов образа Лидера России

Лидер России

Представленность в опросе

Символы и аллегории

24,13%

Позитивные качества

20,80%

Роли и персоналии

14,29%

Негативные качества

10,84%

Политические понятия

10,84%

Внешность и возраст

6,97%

Поведенческие характеристики

6,71%

Состояние

5,42%

Образ Лидера России составляют: «мощь (сила, вся сила)», «властный», «лысый», «президент», «хитрый», «грозный», «медведь».

При анализе образа Внешней политики России дедуктивно были выделены следующие категории: «политический вектор», «сотрудничество и взаимодействие (оценка)», «экономические аспекты», «политические институты и личности», «географические наименования», «эмоциональные и чувственные реакции», «критика и проблемы», «символы и аллегории».

По данным Таблицы 6 образ Внешней политики России у молодежи представлен в большей степени «символами и аллегориями» (20,54%), «политическим вектором» (17,32%), в чуть меньшей степени – «эмоциональными и чувственными реакциями» (14,33%), «экономическими аспектами» (13,28%) и «сотрудничеством и взаимодействием» (11,98%).

Таблица 6 – Представленность результатов образа Внешней политики России

Внешняя политика России

Представленность в опросе

Символы и аллегории

20,54%

Политический вектор

17,32%

Эмоциональные и чувственные реакции

14,33%

Экономические аспекты

13,28%

Сотрудничество и взаимодействие

11,98%

Критика и проблемы

9,39%

Географические наименования

7,96%

Политические институты и личности

5,21%

Образ Внешней политики России составляют: «переговоры» и «взаимоотношение (с другими странами, отношение)», «сотрудничество» «нефть», «Министерство иностранных дел (МИД)», «Китай», «агрессия», «санкции», «война».

При анализе образа Культуры России дедуктивно были выделены следующие категории: «элементы культуры и искусства, науки», «персоналии и профессии», «исторические аспекты», «традиции и традиционные символы», «природа и животные», «идентичность», «символы и аллегории».

Образ Культуры России у молодежи представлен в большей степени «идентичностью» (23,42%), «элементами культуры, искусства и науки» (20,98%), в чуть меньшей степени – «традициями и традиционными символами» (18,44%). В наименьшей степени образ Культуры России представлен «природой и животными».

Таблица 7 – Представленность результатов образа Культуры России

Культура России

Представленность в опросе

Идентичность

23,42%

Элементы культуры, искусства и науки

20,98%

Традиции и традиционные символы

18,44%

Персоналии и профессии

11,89%

Символы и аллегории

11,23%

Исторические аспекты

10,30%

Природа и животные

3,74%

Образ Культуры России составляют: «музей», «театр» «Пушкин», «многонациональная (национальность)», «балалайка», «неповторимая (уникальная)», «красота (красивая, прекрасная)» «богатая (богатство)».

По результатам проведенного анализа мы пришли к следующим выводам:

Молодежь видит свою страну очень большой (по протяженности территорий), сильной и мощной Федерацией, объединившей множество наций и народов; отмечается красота природных видов, разнообразие ландшафта и растительности, наличие запасов полезных ископаемых. Наиболее часто граждане упоминают о Сибири и Дальнем Востоке. Вероятно, это связано с выборкой исследования: респонденты в основном проживают на упомянутых территориях.

Молодые россияне также отмечают общее единство и сплоченность народа, его доброту, добродушие и красоту наряду с присущей ему злостью и разрозненностью. Вероятно, данная характеристика проявляет дуальность в связи с культурными и историческими особенностями: считается, что русский народ способен к мощному объединению и проявлению актов поддержки и понимания перед общей проблемой, но в обычной жизни в основном заметна обособленность и сниженный фон настроения каждого. Также респонденты считают, что жителям присуща религиозность и определенный высокий уровень культуры.

Молодежь отмечает характерное наличие определенных проблем в ветви власти России. Наиболее «типичными» критическими замечаниями считаются: несправедливость, наличие коррупции, жадность и оторванность от народа. Также власть непосредственно ассоциируется с действующим президентом страны – Владимиром Владимировичем Путиным – и ветвью исполнительной власти – Государственной Думой. Более того, стереотипной эмоцией относительно любой власти страны считается страх, который, вероятно, является следствием указанных выше проблемных вопросов.

Лидером России респонденты называют человека властного и сильного, умного, несущего ответственность за свои решения, умеющего проявлять себя как грозным, так и хитрым в зависимости от ситуации и преследуемых целей. Отмечается параллель между ролью лидера и животным – медведем. Если говорить о персонификации, то соответствующим упомянутым характеристикам считают действующего президента.

О взаимоотношениях России с другими странами у молодежи не сформирован конкретный целостный образ в контексте непосредственной деятельности и вектора внешней политики, ее целей. В основном респондентами констатируются события настоящего времени (например, санкции), наличие взаимоотношений со странами как таковых (переговоры, сотрудничество) и активное взаимодействие с Китаем.

Россия в глазах молодых россиян считается богатой на культурное наследие в связи с такой особенностью, как многонациональность. Культура определенно видится как неповторимая и уникальная, прекрасная в своем разнообразии и богатстве. Отмечается большой вклад в культурную идентичность истории А.С. Пушкина как писателя и традиционных народных символов.

Таким образом, образ России у молодежи в основном акцентируется на культуре и народе, аспект власти вызывает опасения и критику, аспект взаимоотношений со странами носит скорее констатирующий характер, а лидер страны оценивается достаточно положительно.

Список литературы:

  1. Петухов, В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества / В. В. Петухов. — Текст : электронный // Мониторинг. — 2020. — № №3 (157). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-molodezh-i-ee-rol-v-transformatsii-obschestva (дата обращения: 21.12.2024).

  2. Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности : избранные труды / Б. Ф. Ломов ; отв. ред. В. А. Барабанщиков [и др.]. — Текст : электронный // Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. - 622, [1] с. : ил.; 22 см. - (Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Российская акад. наук, Ин-т психологии).; ISBN 5-9270-0099-1 (В пер.)

  3. Пищева, Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации. / Т.Н. Пищева — Текст : электронный // Полис. Политические исследования. 2011. № 2. С. 47-52. URL: https://www.politstudies.ru/article/4394 (дата обращения: 23.10.2024).

  4. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации". — Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (дата обращения: 22.11.2024).

  5. Крутько, И.С. Психотехнологии в работе с молодежью : учеб. пособие / И. С. Крутько ; [науч. ред. А. В. Пономарев] — Текст : электронный // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — (188 с.).

  6. Архипова, С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике / С. В. Архипова. — Текст : электронный // Вестник БГУ. — 2011. — № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-eksperiment-v-psiholingvistike (дата обращения: 22.12.2024).

Просмотров работы: 82