В современном российском обществе молодежь занимает ведущую роль в социально-политических процессах, формируя «запрос на смену вектора развития страны: с обеспечения социально-экономической и политической стабильности на активизацию экономических, социальных и политических преобразований» [1]. Именно поэтому в условиях глобализации, информационного общества и нарастающих геополитических вызовов важно понимать, каким молодые россияне видят образ своей страны в настоящий момент. Он не только способен отразить их отношение к государству, но и может предопределить степень их гражданской вовлеченности, социально-политической активности и идентификации с родной страной.
Образ государства является более узким предметом в категории образа, соответственно на его формирование будет оказывать влияние не только личный опыт (обусловленной индивидуально-неповторимой жизнедеятельностью каждого человека), но и исторический контекст страны, деятельность СМИ, социальная среда и политическая обстановка в стране и в мире [2,3]. Так как государство особенно выделяет роль молодежи в развитии России, исследование образа страны у молодых людей поможет не только составить комплексный образ, который отразит их отношение к культуре и истории РФ, ее территории, народу, власти, лидеру и внешней и внутренней политике, но и увидеть возможности для роста и развития самого государства в определенных областях, наметить вектор и цели будущих перемен.
Учитывая вышеизложенное, целью работы является исследование и анализ образа России у молодых россиян.
Для проведения исследования была сформирована выборка из 25 граждан России по праву рождения в возрасте от 18 до 35; мужчин – 9, женщин – 16. Так как период молодости характеризуется широкими временными рамками и сложностью выделения точного возрастного промежутка в силу своей социальной и исторической обусловленности, то в нашей работе мы приняли решение ориентироваться на возраст от 18 до 35 лет, что соответствует подходам к пониманию молодости в психологии [4] и в государстве [5].
Основным методом исследования мы выбрали метод ассоциативного эксперимента. Он служит для выявления ассоциативных норм изучаемого социального объекта, определения набора основных понятий, ставших символами в сознании людей; с помощью него можно составить вывод об особенностях восприятия объекта в массовом сознании [6]. В нашем исследовании данный метод используется для определения ассоциаций, связанных с Россией, и образом государства по его конкретным составляющим (территория, народ, власть, лидер, внешняя политика, культура). Полученные в ходе ассоциативного эксперимента результаты были обработаны при применении метода контент-анализа. Это метод количественного анализа содержания с использованием математических средств, применяемый для исследования содержания текстовых материалов, повторяемости их отдельных частей с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Исследование проводилось в онлайн-формате с помощью Google-форм. Из всей исследовательской группы количество работающих – 13 человек, учащихся – 11 чел., ищущих себя – 1 чел.
В Google-форме были даны пояснения по цели исследования. К заданиям были даны подробные инструкции. В начале опроса у респондентов были собраны такие данные, как: возраст, пол, основная занятость. Далее следовал блок с ассоциациями, в котором был представлен стимульный материал, состоящий из таких словосочетаний: «Территория России», «Народ России», «Власть России», «Лидер России», «Внешняя политика России», «Культура России». Участникам исследования нужно было написать в поле для ответа от 5 до 10 ассоциаций на каждый стимул.
Как уже было указано, анализ результатов, полученных в ходе проведения ассоциативного эксперимента, производился с помощью метода контент-анализа.
Из Таблицы 1, отражающей совокупную представленность образов из ассоциативного эксперимента в общем образе России, следует, что распределение по количеству ассоциаций практически равномерно. Однако можно заметить, что на образ «народа» и «культуры» в среднем было дано на 2,4% больше ассоциаций по сравнению с остальными. Меньше всего ассоциаций респонденты предъявили для образа лидера России.
Таблица 1 – Совокупная представленность образов в общем образе России
| 
 Образ  | 
 Кол-во единиц анализа, ti  | 
 Процент представленности  | 
| 
 Культура России  | 
 148  | 
 18,6%  | 
| 
 Народ России  | 
 147  | 
 18,5%  | 
| 
 Территория России  | 
 129  | 
 16,2%  | 
| 
 Власть России  | 
 126  | 
 15,8%  | 
| 
 Внешняя политика  | 
 124  | 
 15,6%  | 
| 
 Лидер России  | 
 120  | 
 15,1%  | 
| 
 100%  | 
Далее будут описаны результаты по каждому аспекту совокупного образа России с указанием процента представленности в опросе и перечислением наиболее часто встречающихся ассоциаций.
При анализе образа Территории России дедуктивно были выделены следующие категории: «ресурсы (экономические)», «наименование и имена собственные», «географические характеристики», «политические характеристики», «социальные характеристики», «местность, ландшафт, природные условия», «культура и традиции», «символы и аллегории», «дух и идентичность», «критика», «похвала (положительная оценка)».
По данным Таблицы 2 образ Территории России у молодежи представлен в большей степени «географическими характеристиками» (20,84%), в меньшей степени - «политическими характеристиками» (13,45%), «местностью, ландшафтом, природными условиями» (11,35%) и «духом и идентичностью» (11,10%). В наименьшей степени образ Территории России представлен «культурой и традициями» и «положительной оценкой».
Таблица 2 – Представленность результатов образа Территории России
| 
 Территория России  | 
 Представленность в опросе  | 
| 
 Географические характеристики  | 
 20,84%  | 
| 
 Политические характеристики  | 
 13,45%  | 
| 
 Местность, ландшафт, природные условия  | 
 11,35%  | 
| 
 Дух и идентичность  | 
 11,10%  | 
| 
 Символы и аллегории  | 
 10,40%  | 
| 
 Критика  | 
 9,43%  | 
| 
 Наименования и имена собственные  | 
 8,18%  | 
| 
 Ресурсы (экономические)  | 
 6,24%  | 
| 
 Социальные характеристики  | 
 6,09%  | 
| 
 Положительная оценка  | 
 3,61%  | 
| 
 Культура и традиции  | 
 2,91%  | 
Образ Территории России составляют: «полезные ископаемые (ископаемые)», «богата ресурсами (природными)», «Сибирь», «Дальний Восток», «большая (очень большая)», «страна», «красная линия», «Федерация (федеративная)» и «Путин», «Многонациональная (многонациональность), разнообразие (народов; разный народ)», «растения (поля пшеницы, дерево, трава, рожь, берёза)», «зоны (дремучие леса, города, города и точки, тундра, горы)», «родина (родная)», «сила, мощь, сильная».
При анализе образа Народа России дедуктивно были выделены следующие категории: «этнические группы», «многонациональность и многообразие культур», «социальная сплочённость и единство», «положительные личные качества», «негативные черты и социальные проблемы», «экономика и ресурсы», «интеллект и самоконтроль», «культура и религия», «символы и аллегории».
По данным Таблицы 3 образ Народа России у молодежи представлен в большей степени «негативными чертами и социальными проблемами» (21,46%), «положительными личностными качествами» (19%), в чуть меньшей степени – «социальной сплоченностью и единством» (12,25%). В наименьшей степени образ Народа России представлен «экономикой и ресурсами».
Таблица 3 – Представленность результатов образа Народа России
| 
 Народ России  | 
 Представленность в опросе  | 
| 
 Негативные черты и социальные проблемы  | 
 21,46%  | 
| 
 Положительные личные качества  | 
 19,00%  | 
| 
 Социальная сплочённость и единство  | 
 12,25%  | 
| 
 Культура и религия  | 
 9,08%  | 
| 
 Многонациональность и многообразие культур  | 
 8,73%  | 
| 
 Этнические группы  | 
 8,02%  | 
| 
 Интеллект и самоконтроль  | 
 7,43%  | 
| 
 Символы и аллегории  | 
 7,43%  | 
| 
 Политические аспекты  | 
 4,13%  | 
| 
 Экономика и ресурсы  | 
 2,48%  | 
Образ Народа России составляют: «русские», «многонациональный (многонациональность)», «единый (единство)», «добрый (доброта, добродушный)», «злой (злая толпа)», «разрозненный (разрозненность)», «мудрость (мудрый)», «культура», «религия».
При анализе образа Власти России дедуктивно были выделены следующие категории: «политическая система и управление», «политические фигуры», «критика и освещение проблем», «положительная оценка», «эмоциональный аспект и личностные качества», «символика», «символы и аллегории».
По данным Таблицы 4 образ Власти России у молодежи представлен в большей степени «политической системой и управлением» (25,53%), «критикой и освещением проблем» (25,37%), в чуть меньшей степени – «символами и аллегориями» (16,47%) и «эмоциональным аспектом и личностными качествами» (15,35%).
Таблица 4 – Представленность результатов образа Власти России
| 
 Власть России  | 
 Представленность в опросе  | 
| 
 Политическая система и управление  | 
 25,53%  | 
| 
 Критика и освещение проблем  | 
 25,37%  | 
| 
 Символы и аллегории  | 
 16,47%  | 
| 
 Эмоциональный аспект и личностные качества  | 
 15,35%  | 
| 
 Символика  | 
 6,18%  | 
| 
 Положительная оценка  | 
 6,07%  | 
| 
 Политические фигуры  | 
 5,04%  | 
Образ Власти России составляют: «президент», «дума (госдума)», «Путин (Владимир Путин)», «нечестная (несправедливая)», «страх», «Герб», «Конституция».
При анализе образа Лидера России дедуктивно были выделены следующие категории: «позитивные качества», «внешность и возраст», «негативные качества», «роли и персоналии», «политические понятия», «поведенческие характеристики», «состояние», «символы и аллегории».
По данным Таблицы 5 образ Лидера России у молодежи представлен в большей степени «символами и аллегориями» (24,13%), «позитивными качествами» (20,80%), в чуть меньшей степени – «ролями и персоналиями» (14,29%), «политическими понятиями» (10,84%) и «негативными качествами» (10,84%).
Таблица 5 – Представленность результатов образа Лидера России
| 
 Лидер России  | 
 Представленность в опросе  | 
| 
 Символы и аллегории  | 
 24,13%  | 
| 
 Позитивные качества  | 
 20,80%  | 
| 
 Роли и персоналии  | 
 14,29%  | 
| 
 Негативные качества  | 
 10,84%  | 
| 
 Политические понятия  | 
 10,84%  | 
| 
 Внешность и возраст  | 
 6,97%  | 
| 
 Поведенческие характеристики  | 
 6,71%  | 
| 
 Состояние  | 
 5,42%  | 
Образ Лидера России составляют: «мощь (сила, вся сила)», «властный», «лысый», «президент», «хитрый», «грозный», «медведь».
При анализе образа Внешней политики России дедуктивно были выделены следующие категории: «политический вектор», «сотрудничество и взаимодействие (оценка)», «экономические аспекты», «политические институты и личности», «географические наименования», «эмоциональные и чувственные реакции», «критика и проблемы», «символы и аллегории».
По данным Таблицы 6 образ Внешней политики России у молодежи представлен в большей степени «символами и аллегориями» (20,54%), «политическим вектором» (17,32%), в чуть меньшей степени – «эмоциональными и чувственными реакциями» (14,33%), «экономическими аспектами» (13,28%) и «сотрудничеством и взаимодействием» (11,98%).
Таблица 6 – Представленность результатов образа Внешней политики России
| 
 Внешняя политика России  | 
 Представленность в опросе  | 
| 
 Символы и аллегории  | 
 20,54%  | 
| 
 Политический вектор  | 
 17,32%  | 
| 
 Эмоциональные и чувственные реакции  | 
 14,33%  | 
| 
 Экономические аспекты  | 
 13,28%  | 
| 
 Сотрудничество и взаимодействие  | 
 11,98%  | 
| 
 Критика и проблемы  | 
 9,39%  | 
| 
 Географические наименования  | 
 7,96%  | 
| 
 Политические институты и личности  | 
 5,21%  | 
Образ Внешней политики России составляют: «переговоры» и «взаимоотношение (с другими странами, отношение)», «сотрудничество» «нефть», «Министерство иностранных дел (МИД)», «Китай», «агрессия», «санкции», «война».
При анализе образа Культуры России дедуктивно были выделены следующие категории: «элементы культуры и искусства, науки», «персоналии и профессии», «исторические аспекты», «традиции и традиционные символы», «природа и животные», «идентичность», «символы и аллегории».
Образ Культуры России у молодежи представлен в большей степени «идентичностью» (23,42%), «элементами культуры, искусства и науки» (20,98%), в чуть меньшей степени – «традициями и традиционными символами» (18,44%). В наименьшей степени образ Культуры России представлен «природой и животными».
Таблица 7 – Представленность результатов образа Культуры России
| 
 Культура России  | 
 Представленность в опросе  | 
| 
 Идентичность  | 
 23,42%  | 
| 
 Элементы культуры, искусства и науки  | 
 20,98%  | 
| 
 Традиции и традиционные символы  | 
 18,44%  | 
| 
 Персоналии и профессии  | 
 11,89%  | 
| 
 Символы и аллегории  | 
 11,23%  | 
| 
 Исторические аспекты  | 
 10,30%  | 
| 
 Природа и животные  | 
 3,74%  | 
Образ Культуры России составляют: «музей», «театр» «Пушкин», «многонациональная (национальность)», «балалайка», «неповторимая (уникальная)», «красота (красивая, прекрасная)» «богатая (богатство)».
По результатам проведенного анализа мы пришли к следующим выводам:
Молодежь видит свою страну очень большой (по протяженности территорий), сильной и мощной Федерацией, объединившей множество наций и народов; отмечается красота природных видов, разнообразие ландшафта и растительности, наличие запасов полезных ископаемых. Наиболее часто граждане упоминают о Сибири и Дальнем Востоке. Вероятно, это связано с выборкой исследования: респонденты в основном проживают на упомянутых территориях.
Молодые россияне также отмечают общее единство и сплоченность народа, его доброту, добродушие и красоту наряду с присущей ему злостью и разрозненностью. Вероятно, данная характеристика проявляет дуальность в связи с культурными и историческими особенностями: считается, что русский народ способен к мощному объединению и проявлению актов поддержки и понимания перед общей проблемой, но в обычной жизни в основном заметна обособленность и сниженный фон настроения каждого. Также респонденты считают, что жителям присуща религиозность и определенный высокий уровень культуры.
Молодежь отмечает характерное наличие определенных проблем в ветви власти России. Наиболее «типичными» критическими замечаниями считаются: несправедливость, наличие коррупции, жадность и оторванность от народа. Также власть непосредственно ассоциируется с действующим президентом страны – Владимиром Владимировичем Путиным – и ветвью исполнительной власти – Государственной Думой. Более того, стереотипной эмоцией относительно любой власти страны считается страх, который, вероятно, является следствием указанных выше проблемных вопросов.
Лидером России респонденты называют человека властного и сильного, умного, несущего ответственность за свои решения, умеющего проявлять себя как грозным, так и хитрым в зависимости от ситуации и преследуемых целей. Отмечается параллель между ролью лидера и животным – медведем. Если говорить о персонификации, то соответствующим упомянутым характеристикам считают действующего президента.
О взаимоотношениях России с другими странами у молодежи не сформирован конкретный целостный образ в контексте непосредственной деятельности и вектора внешней политики, ее целей. В основном респондентами констатируются события настоящего времени (например, санкции), наличие взаимоотношений со странами как таковых (переговоры, сотрудничество) и активное взаимодействие с Китаем.
Россия в глазах молодых россиян считается богатой на культурное наследие в связи с такой особенностью, как многонациональность. Культура определенно видится как неповторимая и уникальная, прекрасная в своем разнообразии и богатстве. Отмечается большой вклад в культурную идентичность истории А.С. Пушкина как писателя и традиционных народных символов.
Таким образом, образ России у молодежи в основном акцентируется на культуре и народе, аспект власти вызывает опасения и критику, аспект взаимоотношений со странами носит скорее констатирующий характер, а лидер страны оценивается достаточно положительно.
Список литературы:
Петухов, В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества / В. В. Петухов. — Текст : электронный // Мониторинг. — 2020. — № №3 (157). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-molodezh-i-ee-rol-v-transformatsii-obschestva (дата обращения: 21.12.2024).
Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности : избранные труды / Б. Ф. Ломов ; отв. ред. В. А. Барабанщиков [и др.]. — Текст : электронный // Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. - 622, [1] с. : ил.; 22 см. - (Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Российская акад. наук, Ин-т психологии).; ISBN 5-9270-0099-1 (В пер.)
Пищева, Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации. / Т.Н. Пищева — Текст : электронный // Полис. Политические исследования. 2011. № 2. С. 47-52. URL: https://www.politstudies.ru/article/4394 (дата обращения: 23.10.2024).
Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации". — Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (дата обращения: 22.11.2024).
Крутько, И.С. Психотехнологии в работе с молодежью : учеб. пособие / И. С. Крутько ; [науч. ред. А. В. Пономарев] — Текст : электронный // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — (188 с.).
Архипова, С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике / С. В. Архипова. — Текст : электронный // Вестник БГУ. — 2011. — № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-eksperiment-v-psiholingvistike (дата обращения: 22.12.2024).