В соответствии с периодизацией психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, признанной в отечественной науке, ранний возраст – это стабильный период жизни ребенка между кризисами одного года и трех лет, составляющий вместе с младенчеством эпоху раннего детства.
Семейное воспитание - воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.
Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Л.Н. Толстой сыграл выдающуюся роль в развитии педагогики. Толстой был сторонником семейного воспитания. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. В своей работе «О подражании в семье» Л.Н. Толстой высказывался о том, что главное условие первоначального воспитания детей - это здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное их нравственное самоусовершенствование, близость, тесное общение родителей с детьми.
Французский философ XVIII века Жан-Жак Руссо считал, что воспитание должно основываться на природе ребенка. Он выдвинул концепцию "естественного воспитания", согласно которой ребенок должен развиваться в соответствии со своими естественными потребностями и способностями, без лишнего вмешательства со стороны взрослых.
Итальянская учительница и педагог Мария Монтессори разработала методику воспитания, известную как «монтессори-педагогика». Она утверждала, что у детей есть внутренние потребности к саморазвитию, и что цель воспитания — создать благоприятную среду, в которой дети могут свободно и самостоятельно развиваться.
Чешский педагог Ян Амос Коменский считается одним из основоположников современной педагогики. Он разработал принципы «общечеловеческого воспитания", важнейшим из которых является принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Эти мыслители и многие другие оставили важные наработки и идеи по воспитанию детей, которые по-прежнему влияют на современную педагогическую практику. Их труды продолжают вдохновлять и помогать педагогам и родителям в воспитании и обучении новых поколений.
Уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка [2].
Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованием эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения [3].
Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для свои детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говоря о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют, и у них формируется неприятие такого поведения.
Семейное воспитание играет жизненно важную роль в развитии личности ребенка. Отношения внутри семьи, способы общения и воспитания, установленные ценности и нормы поведения оказывают непосредственное влияние на формирование характера, интеллектуальных способностей и эмоционального состояния ребенка.
Одним из важных аспектов семейного воспитания является внимание, которое родители уделяют своим детям. Важно не только уделять время и внимание, но и демонстрировать детям свою любовь, заботу и поддержку. Родители, которые по-настоящему слушают своих детей, проявляют интерес к их мыслям, идеям и чувствам, могут помочь им развивать эмоциональный интеллект и самооценку.
Кроме того, важно, чтобы семейное воспитание способствовало формированию у детей чувства ответственности, уважения к другим и развитию социальных навыков. Родители должны стимулировать у детей развитие самостоятельности, наставлять их на правильные поступки и помогать им развивать понимание социальной справедливости.
Также важным аспектом семейного воспитания является установка ценностей и норм поведения. Родители должны ясно демонстрировать детям, что они считают важным и допустимым, а что – нет. Это поможет сформировать в ребенке систему ценностей и правильное представление о морали и этике.
Важно также обратить внимание на пример, который родители демонстрируют своими поступками. Дети часто учатся по тому, как поступают их родители, поэтому важно, чтобы сами родители придерживались высоких моральных стандартов и демонстрировали детям положительные образцы поведения.
Семейное воспитание является важным фактором формирования личности ребенка и его адаптации к обществу. Родители играют решающую роль в этом процессе, их подход к воспитанию и общению с детьми непосредственно влияет на их будущее.
Толстой Л.Н. говорил о важности роли личного примера родителей следующим образом: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно заразительностью примера.
Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам мену сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положениям, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержании, правдивости, - и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями».
Мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то, скорее всего, он заметит (сознательно или подсознательно) несоответствие между нашими словами и поступками. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует сильнее многочасовых чтений морали.
Семья является основной ячейкой общества, и ее роль по-прежнему остается важной в современном мире. Однако, социальные и экономические изменения в последние десятилетия оказывают влияние на структуру и функции современной семьи. Одной из существенных тенденций современной семьи является изменение традиционных ролей мужа и жены. В настоящее время женщины чаще всего имеют свою карьеру и выступают в роли матери и жены одновременно. Это приводит к изменению динамики внутри семьи, а также предъявляет новые требования к организации семейной жизни.
Другая важная тенденция – изменение семейной структуры. В современном обществе все чаще встречаются разноплеменные и разнополые браки, а также многодетные семьи и одиночные родители. Это создает новые вызовы для семейных отношений и требует более гибкого подхода к созданию здоровой семейной динамики. Также стоит отметить влияние технологического прогресса на семейную жизнь. Виртуальные коммуникационные средства позволяют сократить расстояния между членами семьи, которые живут далеко друг от друга. Однако, они также могут приводить к уменьшению личной коммуникации внутри семьи и создавать новые вызовы в области родительства и воспитания детей.
Для того чтобы семья могла эффективно адаптироваться к изменениям в современном обществе, важно развивать навыки коммуникации, сотрудничества и адаптации. Открытость к новым идеям, уважение к индивидуальным различиям и способность к компромиссу – это ключевые факторы для укрепления семейных отношений. Семья в современном обществе сталкивается с рядом новых вызовов, но при этом сохраняет свою важность для общества. Принятие изменений и гибкий подход к возникающим трудностям помогут современным семьям сохранить здоровую и счастливую динамику в условиях современного мира.
Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки - все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались - все это откладывается на воспитании ребенка.
В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и детский сад и семья. Воспитание культуры поведения предусматривают обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий воспитателя и родителей. Очень важно для воспитателя установить тесные контакты семьей в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения [1].
Большое место в организации взаимодействия занимает общение воспитателя с родителями. Для достижения положительных результатов, в работе можно использовать следующие методы и приёмы:
- консультации (индивидуальные и групповые);
- ознакомительные беседы по использованию игровых упражнений по закреплении («Уступи место», «Мальчики и девочки», «Помоги одеться младшему или старшему»);
- экскурсии и походы в музей, детские театры («Пьеро», кукольный театр);
- наглядная информация в родительский уголок группы по тематике: «Культура поведения ребенка старшего дошкольного возраста»;
- родительские собрания, на которых родителям рассказывают о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.
В процессе работы с родителями воспитатель достигает едва в решении воспитательных задач, использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Повышается культура родителей, которая служит основой воспитания детей. От уровня педагогической культуры самих родителей зависит успешность и результативность процесса воспитания их детей.
В дошкольном учреждении разработана программа «Традиции семьи», задачами которой является:
- Познакомить детей с культурным наследием семьи, ее ценностями и традициями.
- Формировать у дошкольников ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на духовно-нравственных, и общечеловеческих принципах семейного воспитания.
- Воспитывать бережное отношение к ценностному наследию своей семьи.
- Создавать условия для общения и сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Программа предусматривает проведение образовательной деятельности с детьми старшей группы один раз в неделю.
Семья играет ключевую роль в воспитании ребенка-дошкольника, так как именно в этом возрасте формируются основы его характера, мышления, социальных навыков и эмоциональной стабильности. Важно понимать, что семья – это не только родители, но и другие близкие родственники, которые принимают участие в воспитании ребенка.
Во-первых, одной из важнейших функций семьи является обеспечение физиологических потребностей ребенка, таких как питание, одежда, жилье и забота о здоровье. Для ребенка-дошкольника это чрезвычайно важно, поскольку он находится в периоде интенсивного роста и развития.
Во-вторых, семья предоставляет ребенку эмоциональную поддержку и безопасное окружение. В этом возрасте дети очень сильно зависят от эмоциональной поддержки со стороны взрослых, поэтому родители играют решающую роль в формировании у ребенка эмоциональной устойчивости и уверенности в себе.
В-третьих, семья является основным источником обучения для ребенка-дошкольника. В семье у него формируются базовые навыки и знания, а также он учится принимать социальные и моральные нормы, важные для общения с окружающими.
Кроме того, семья играет важную роль в формировании социальных навыков ребенка. Отношения в семье могут стать примером для формирования правильных отношений с окружающими людьми, а также воспитать у ребенка уважение к другим и умение справляться с конфликтами.
Семья оказывает колоссальное влияние на формирование личности и характера ребенка-дошкольника. Важно, чтобы взрослые в семье осознавали свою ответственность за воспитание и образование ребенка, создавали благоприятную атмосферу для его развития, любили и поддерживали, помогали ему развиваться и познавать мир.
И что очень важно, когда подвергаем ценности, утвержденные в семье мы тем самым способствуем и укреплению родительского авторитета.
Современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен обладать не только педагогическим мышлением, но и владеть, искусством профессионального общения, быть носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей и сам являть образец общей, в том числе и коммуникативной компетентности. Результативность профессиональной деятельности педагога зависит от его способности конструктивно взаимодействовать с участниками общения.
Успешность профессионального общения педагога с родителями в значительной степени определяется умением не только говорить правильно и выразительно, но и способностью невербально выражать свои чувства, отношение к собеседнику, умением управлять своим психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Ведущая роль в создании предпосылок успешного общения взрослых, объединённых общей заботой о развитии ребёнка, принадлежит педагогу дошкольного образовательного учреждения и зависит от уровня сформированно его профессионального общения.
Процесс эффективного сотрудничества педагога с родителями имеет ряд трудностей: низкий социальный статус профессии педагога, и педагога дошкольного образовательного учреждения в том числе, отсутствие установки на сотрудничество и доверительное безоценочное общение у педагогов и родителей, неумение планировать и выстраивать педагогически целесообразное общение, стихийный и формальный характер общения; которые обусловлены сложившимися стереотипами авторитарной педагогики, низким уровнем педагогического общения, отсутствием у педагогов ДОУ достаточного уровня знаний и навыков в сфере профессионального общения. В процессе информирования родителей в теоретических вопросах, касающихся системы дошкольного образования и её изменений, педагоги испытывают значительные затруднения в замене сложной книжно-научной терминологии на более понятную и доступную для родителей лексику.
Для педагога наиболее значимы такие показатели профессионального общения, как такт, терпимость, эмпатия, самоуважение, способность влиять на других, оптимизм, чувство юмора и, что не менее важно, - умение слушать.
В процессе взаимодействия с родителями педагогу необходимо использовать существующие психологические приемы расположения к себе людей, такие как:
- обращение к человеку с частым называнием его по имени и отчеству;
- доброжелательность собственного лица - зеркала души, употребление «золотых» слов-комплиментов;
- признание и небольшое преувеличение личного вклада родителя в воспитательный и образовательный процесс ДОУ;
- его личной заинтересованности в успешности этого процесса, стабильность убедительных и искренних интонаций.
Всё это основы высокого профессионального уровня педагога современного ДОУ.
Искусству разговора с родителями воспитанников следует учиться, данному вопросу следует специально уделять внимание на педсоветах и методических объединениях.
Не секрет, что в современных ДОУ часто работают воспитателями люди, не имеющие не только дошкольного, но вообще педагогического образования, что значительно затрудняет процесс общения как с коллегами, так и с родителями. В связи с этим, формирование коммуникативной компетентности педагогов должно стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы:
1.Абдурахманова М.А., Мунгиева Н.З., Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 161-164.
2. Алиева Х.Р. Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОО и семьи В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник статей по материалам всероссийской студенческой научно-практической конференции. Махачкала, 2024. С. 60-632.
3. Мунгиева Н.З., Багичева Ж.Б. Технологии формирования духовно-нравственных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 74-78.