ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Внутренний аудит наряду с риск-ориентированным мышлением получил широкое распространение в России. Причиной этому, по мнению авторов, служит стремление организаций достигать наивысших результатов в своей деятельности. Известно, что в основу обеспечения качества внутреннего аудита как процесса положен ряд обеспечивающих факторов. В частности, автором статьи [1], опубликованной на платформе Международной ассоциации ученых, преподавателей и специалистов (Российская Академия Естествознания), представлены результаты «систематизации технико-технологических элементов, влияющих на обеспечение качества процесса внутренний аудит СМК на этапах его жизненного цикла». Автор этого исследования рассматривает внутренний аудит «как ресурс, помогающий осуществлять функции по управлению организацией».

Однако, установление необходимости проведения внутреннего аудита аккредитованного лица в области обеспечения единства измерений предполагает в первую очередь изучение теоретических основ внутреннего аудита как процесса.

Цель исследования Выявить особенности и возможности внутреннего аудита СМК применительно к деятельности в области обеспечения единства измерений.

Материал и методы исследования Для анализа применены методы систематизации и структурирования информации, приведенной в нормативно-правовых документах.

Результаты исследования и их обсуждение Согласно ГОСТ Р ИСО 19011-2021 «Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента» [2] «Аудит – систематический, независимый и документированный процесс установления объективного свидетельства и его объективного оценивания для получения степени соответствия критериям аудита».

Термины и определения, применяемые в процедуре аудита стандартизованы
ГОСТ Р ИСО 19011-2021 и гармонизированы с международными, что следует из статуса этого национального стандарта. Термин «Аудит» базируется на ключевых словах и действиях, определяющих особенности этого процесса (рисунок 1).

Рисунок 1 – Общая характеристика термина «Аудит»

Прежде всего, аудит предполагает его систематическое проведение на регулярной основе с заранее установленной периодичностью. Аудит должен быть независим. Сотрудники, осуществляющие аудит, не должны принимать участия в процессе, который они оценивают.

Следующей особенностью аудита является то, что он подлежит документированию. Все стадии аудита, требования к аудиту, порядок его проведения, и результаты аудита должны быть задокументированы.

Одним из основных требований аудита и целью его проведения является оценка соответствия организации критериям аудита. Требования, изложенные в нормативных документах, относятся к критериям аудита.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» «Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным» [3].

Внутренний аудит (проверка) – это систематический (через определенные промежутки времени) и независимый анализ, который проводится силами организации (или от ее имени), чтобы определить соответствие результатов деятельности в области качества (продукции, услуг, процессов, СМК в целом) установленным требованиям.

Признаки классификации аудита, определяемого проводящей стороной, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Классификационные признаки аудита

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 и частью 6 статьи 13 ФЗ
от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [4] утверждены критерии аккредитации и перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации. Аккредитованная в области обеспечения единства измерений организация обязана соблюдать критерии аккредитации, которые изложены в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 707 [5]. Этими критериями предусмотрено обязательное наличие в документах СМК аккредитованного лица «механизма внутреннего аудита соблюдения требований системы менеджмента качества». Кроме этого, следует учитывать процесс внутреннего аудита – часть СМК, требования к которой установлены в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [6].

Для достижения конкретных целей аудита (в том числе внутреннего аудита) разрабатывается программа аудита. Последовательность операций процесса управления программой аудита с применением цикла Планирование – Исполнение – Проверка – Принятие необходимых мер (PDCA) представлена в ГОСТ Р ИСО 19011-2021. Пункты национального стандарта соотнесены с элементами цикла PDCA (таблица 1), что способствует реализации процессного подхода при разработке организацией программы аудита.

Таблица 1 – Структура Стандарта в соответствии с циклом PDCA

Пункт ГОСТ Р ИСО 19011-2021

Элемент цикла PDCA

5.2 Постановка целей программы аудита

Планирование

(Plan)

5.3 Определение и оценка рисков и возможностей для программы аудита

5.4 Разработка программы аудита

6.2 Инициирование аудита

6.3 Подготовка к проведению аудита

5.5 Выполнение программы аудита

Исполнение

(Do)

6.4 Проведение аудита

6.5 Подготовка и рассылка отчета по аудиту

5.6 Мониторинг программы аудита

Проверка

(Check)

6.6 Завершение аудита

5.7 Анализ и улучшение программы аудита

Принятие необходимых мер (Act)

6.7 Выполнение последующих действий по результатам аудита

Возможности внутреннего аудита, проводимого на постоянной основе, представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Возможности внутренних аудитов, проводимых на постоянной основе

Особенности внутреннего аудита следуют из того, что он проводится самой организацией. Деятельность по внутреннему аудиту должна быть направлена на оценку СМК. Выбор аудиторов для проведения конкретных проверок и проведение самих аудитов должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечить беспристрастность в процессе проведения процедуры и объективность результатов. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу или работу, за которую они несут прямую или косвенную ответственность. Деятельность по проведению внутренних аудитов должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Планы аудитов должны корректироваться с учетом результатов предыдущих аудитов и результатов деятельности организации. При планировании следует учитывать критические точки процессов и деятельности, включающие объекты, оказывающие решающее влияние на протекание процесса. Периодичность проведения внутреннего аудита определяется самой организацией.

Заключение Проведенный анализ особенностей и возможностей внутреннего аудита позволил выявить нормативные документы, которыми нужно руководствоваться при планировании внутреннего аудита аккредитованным в области обеспечения единства измерений организациям. Описаны возможности и особенности внутреннего аудита, которые помогут при разработке процедуры «Внутренний аудит» на практике. Выявленные особенности и возможности внутреннего аудита будут взяты нами за основу при разработке документированной процедуры «Внутренний аудит» для юридического лица, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений
ООО ОМЦ «СТП».

Список литературы

1 Чикачек, Е.В. Роль технико-технологических элементов в обеспечении качества процесса «внутренний аудит системы менеджмента качества» // Студенческий научный форум 2021. 2021. № 8. 87-89 с.

2 ГОСТ Р ИСО 19011-2021. Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента. М.: Стандартинформ, 2021. – 36 с.

3 ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2019. – 49 с.

4 Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499067411 (дата обращения: 25.01.2025).

5 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2020 г.
№ 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/566305944. (дата обращения: 25.01.2025).

6 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. – 24 с.

Просмотров работы: 50